Файл: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц

1.1 Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью

Глава 2. Образование и прекращение деятельности общества с ограниченной ответственностью. Особенности управления обществом с ограниченной ответственностью

2.1 Порядок создания общества с ограниченной ответственностью

2.2 Уставный капитал. Имущество общества с ограниченной ответственностью

2.3 Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Глава 3. Особенности участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском обороте

3.1 Полномочия органов управления общества с ограниченной ответственностью

3.2 Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью

Заключение

Список литературных источников

Следует обратить внимание, что при реорганизации общества в форме слияния или присоединения должно учитываться требование закона «об ООО» о предельной численности участников общества с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации в случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ, а именно Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "Собрание законодательства РФ", 08.03.2004, N 10, ст. 864.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, кроме случаев, указанных в п. 5 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Завершенной реорганизация юридического лица, осуществляемая в форме присоединения, считается с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Часть 5 ст. 51 закона «об ООО» устанавливает требование, согласно которому общество, принявшее решение о реорганизации, обязано известить об этом всех известных ему кредиторов общества и дважды в течение месяца опубликовать в органе печати сообщение о принятом решении о реорганизации. Общество должно это сделать в 30-дневный срок со дня принятия такого решения, если реорганизация общества будет осуществляться в форме слияния или присоединения - то со дня принятия решения об этом последним из обществ, участвующих соответственно в слиянии или присоединении.

Извещение кредиторов о реорганизации общества должно осуществляться в письменной форме в виде уведомления, а сообщение о реорганизации должно быть опубликовано в органе печати, который публикует данные о государственной регистрации юридических лиц.

При реорганизации общества важно, чтобы она не ухудшала положение кредиторов общества и не создавала для них трудности в реализации прав, принадлежащих им по отношению к обществу.


Кредиторы общества, получив уведомление от общества о реорганизации, имеют право письменно потребовать досрочного прекращения исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения убытков. Данным правом кредиторы могут воспользоваться в течение 30 дней с даты направления им уведомления или же в течение 30 дней после опубликования в органе печати сообщения о принятом решении.

Предъявление кредиторами требований в указанные выше сроки является правом, а не обязанностью кредиторов. Само обязательство не прекращается, и кредитор может воспользоваться своим правом и в дальнейшем, направив требование по правопреемнику реорганизуемой организации.

Величина риска для кредиторов при реорганизации общества отличается в зависимости от формы, в которой осуществляется данная реорганизация. В случае реорганизации общества в форме слияния, присоединения или преобразования образуется одно общество, к которому и можно будет предъявлять требования. А в случае разделения или же выделения организации образуется несколько обществ, которые выступают перед кредитором должниками.

Под слиянием общества понимается создание одного нового общества путем объединения двух или более обществ, которые передают первому все свои права и обязанности и соответственно прекращают свое действие.

Слияние обществ является добровольным, на основании принятого решения сливающихся организаций. Однако в ряде случаев слияние обществ возможно только после получения предварительного согласия, либо уведомления антимонопольного органа.

Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "Российская газета", N 162, 27.07.2006 слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, то слияние должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

Решение о реорганизации в форме слияния должно быть принято единогласно общим собранием участников каждого общества, которое принимает участие в этой реорганизации.


Общим собранием реорганизуемых обществ также должны быть единогласно приняты решения об утверждении договора о слиянии, об утверждении устава общества, образуемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта.

Данный передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых обществ (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, избирается на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Избрание исполнительных органов общества может происходить только в случае принятия общим собранием решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта.

Присоединением является прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Отличительной чертой реорганизации в форме присоединения является то, что в данной ситуации прекращает свою деятельность одно общество, а объем деятельности другого общества увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся обществом.

Решение о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении должно быть принято общим собранием участников каждого общества, участвующего в такой реорганизации. Процедура присоединения от слияния отличается тем, что, во-первых, при присоединении новые учредительные документы не разрабатываются и решение об утверждении устава общества соответственно не принимается. А во-вторых, в связи с тем, что происходит передача имущества присоединяемого общества, передаточный акт утверждает своим решением общее собрание участников присоединяемого общества.

Осуществляя присоединение, необходимо, как и в случае слияния обществ, учитывать требования антимонопольного законодательства.

В случае разделения общество прекращает свое существование и передает все свои права и обязанности обществам, образованным в результате его разделения.

Завершение государственной регистрации обществ реорганизуемых путем разделения возникает с момента государственной регистрации последнего из вновь образуемых обществ, а общество, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Следует помнить, что общество может быть разделено добровольно и принудительно. В случае добровольного разделения общества решение о такой реорганизации принимается по решению общего собрания его участников. Разделения общества в принудительном порядке может быть осуществлено по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда, согласно п. 2 ст. 57 ГК РФ.


В случае разделения общества все его права и обязанности переходят к обществам, образованным в результате такой реорганизации, на основе разделительного баланса. Данная норма и является тем отличием, которое разделяет форму реорганизации в виде разделения общества от формы реорганизации, осуществляемой путем слияния или присоединения, при которых совокупность прав и обязанностей переходят обществам в соответствии с передаточным актом.

В случае реорганизации общества путем выделения создается одно или несколько новых обществ, к которым переходят права и обязанности реорганизуемого общества.

Существенным отличием данной формы реорганизации общества от иных форм является то, что в случае реорганизации общества путем выделения, реорганизуемое общество передает созданным обществам только часть своих прав и обязанностей, а также то, что в случае выделение одного или нескольких обществ из одного не влечет прекращения деятельности реорганизуемого общества.

Выделение может быть осуществлено по собственной инициативе, но возможно и принудительное выделение обществ. Например, принудительное выделение обществ в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

На общем собрании участников общества, из которого выделяются другие общества или одно другое общество, принимается решение по ряду вопросов:

1) во-первых, о самой реорганизации в форме выделения;

2) во-вторых, о порядке и об условиях выделения;

3) о создании одного или нескольких обществ в результате этого выделения;

4) об утверждении разделительного баланса.

Также общее собрание вносит изменения в устав реорганизуемого общества, а также другие изменения, которые нашли отражение в решении о выделении.

Выделение - это единственная из пяти форм реорганизации общества, при завершении государственной регистрации которой не происходит, либо не требуется прекращения деятельности каких-либо из обществ, участвующих в реорганизации.

Общество с ограниченной ответственностью имеет право преобразоваться в другие организационно-правовые формы юридических лиц, которые закреплены п. 2 ст. 92 ГК РФ. Статья 56 закона «об ООО» по сравнению со ст. 92 ГК РФ расширяет количество организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться общество с ограниченной ответственностью.

Следует отметить, что общество может как самостоятельно принять решение о преобразовании по единогласному решению его участников на общем собрании, так и вынужденно. Во втором случае общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или в производственный кооператив в течение года, если число участников общества превышает 50. А если по истечении этого срока общество не уменьшит число участников до установленного законом предела либо будет преобразовано, то оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.


В соответствии с ч. 1 ст. 57 закона «об ООО» и п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация общества влечет прекращение его деятельности, при этом переход прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам не происходит.

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа общества, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано общество, с достижением цели, ради которой оно создано.

Добровольно общество может быть ликвидировано в порядке, установленном п. 2 ст. 61 ГК РФ, с учетом требований настоящего закона, а именно требований ч. 3 ст. 7, ч. 2, 3 и 5 ст. 20 закона «об ООО», а также с учетом положений устава общества.

Принудительная ликвидация общества может быть осуществлена по решению суда по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ:

- допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации общества по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации общества могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию общества его учредительными документами;

- признания его несостоятельным (банкротом). Основания признания судом общества несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого общества, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Во ликвидации общества должен выноситься на общее собрание участников, на котором по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества принимается решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Статья 62 ГК РФ устанавливает, что учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации общества, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что общество находится в процессе ликвидации.