Файл: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц
1.1 Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью
2.1 Порядок создания общества с ограниченной ответственностью
2.2 Уставный капитал. Имущество общества с ограниченной ответственностью
2.3 Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью
Глава 3. Особенности участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском обороте
3.1 Полномочия органов управления общества с ограниченной ответственностью
3.2 Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью
При этом участники общества, определяя в уставе компетенцию общего собрания, обязаны отнести к ней вопросы, которые по Закону должны решаться только общим собранием участников общества. Речь идет прежде всего о вопросах, относящихся к исключительной компетенции общего собрания, таким как:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
2) изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;
3) внесение изменений в учредительный договор;
4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
13) решение иных вопросов, предусмотренных Законом.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных законом «об ООО», а также на решение исполнительных органов общества.
На практике нередки случаи, когда участники некритически относятся к проекту раздела устава, в котором определяются вопросы, рассматриваемые общим собранием. В результате перегруженность компетенции общего собрания второстепенными вопросами, не имеющими принципиального характера, может отрицательно сказаться на их оперативном решении. И наоборот, при определении компетенции общего собрания следует учитывать особенности конкретной организации, предприятия (имущественного комплекса), общие интересы всех участников общества.
Важно учитывать и то, что чем больше полномочий будет иметь общее собрание, тем меньше будет объем компетенции других управленческих органов. В связи с этим целесообразно найти такую "золотую середину", которая давала бы возможность полноценно функционировать совету директоров (наблюдательному совету) и генеральному директору (директору), не снижая их ответственности за решение соответствующих вопросов управления обществом Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". Четвертое издание, доп. и перераб./Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2007, с. 203.
Общее собрание участников общества может быть очередным и внеочередным. Основное отличие, состоит в том, что для общего собрании Законом «об ООО» определены четкие сроки, в которые оно должно быть проведено и обязательность его проведения, а также основной вопрос, который оно должно рассмотреть: итоги финансовой деятельности ООО за предшествующий год практической деятельности. Однако это не означает, что на нем не могут рассматриваться и иные необходимые и срочные вопросы.
Очередное общее собрание проводится один раз в году. Нечеткая правовая конструкция данной нормы приводит к ее разночтениям, так как расширительное толкование норм, содержащихся в ст. 35 Закона «об ООО», определяет, что иные общие собрания, которые созываются в ином порядке и не рассматривают итоги хозяйственной деятельности, являются внеочередными. Отдельные авторы считают: то, что Закон «об ООО» допускает проведение очередных общих собраний чаще одного раза в год, свидетельствует о возможности многочисленных общих собраний. На наш взгляд, это представляется необоснованным, так как буквальная трактовка абз. 2 ст. 34 закона «об ООО» Второе предложение в абз. 2 начинается с конкретизирующего посыла "указанное общее собрание", то есть одно-единственное. В то же время в первом абзаце написано лишь "не реже чем один раз в год", то есть указывается на необходимость проведения хотя бы один раз. указывает на "одноразовость" очередного общего собрания участников ООО в календарном году. В то же время допускается (не запрещается) проведение очередного общего собрания в несколько этапов, например в течение нескольких дней.
Внеочередное общее собрание участников общества, как и очередное общее собрание, является высшим органом общества и реализует компетенцию общего собрания участников общества. В то же время к компетенции внеочередного общего собрания вряд ли целесообразно относить рассмотрение вопросов, которые логично рассматривать на ежегодном общем собрании участников общества (например, об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов и др.).
Внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.
Таким образом, конкретный перечень оснований созыва и проведения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должен быть установлен в уставе. Кроме того, Закон допускает, что если проведения внеочередного общего собрания требуют интересы общества или его участников, то внеочередное общее собрание участников общества проводится и в иных случаях. Следовательно, в уставе общества нельзя установить закрытый (исчерпывающий) перечень оснований созыва и проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Инициатива созыва внеочередного общего собрания участников общества может принадлежать субъектам, исчерпывающим образом перечисленным в первом абзаце ч. 2 ст. 35 закона «об ООО»:
исполнительному органу общества,
совету директоров (наблюдательному совету),
ревизионной комиссии (ревизору) общества,
аудитору,
а также участникам общества, обладающим в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Другие лица не вправе инициировать созыв внеочередного общего собрания участников общества.
Закон четко не определяет содержание требования о созыве внеочередного общего собрания участников общества. Представляется, что оно должно включать точные формулировки вопросов, подлежащих вынесению на решение внеочередного собрания, мотивы, обусловившие постановку этих вопросов, и предложение о форме инициируемого внеочередного общего собрания, дате и времени его проведения. При этом требование, исходящее от участников общества, должно содержать также сведения о размерах их долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Требование о проведении внеочередного общего собрания направляется исполнительному органу общества, управомоченному созвать такое собрание. Форма проведения внеочередного собрания (совместное присутствие или заочное голосование) устанавливается решением исполнительного органа в соответствии с формой, предложенной инициатором собрания.
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
Ввиду сравнительно небольшой численности участников общества с ограниченной ответственностью формирование такого органа позволяет обществу действовать весьма динамично. Речь идет об исполнительном органе, который обязан готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. В качестве такового выступает одно лицо, наделенное полномочиями от имени общества. Наименования здесь применяются разные - генеральный директор, президент, исполнительный директор и др. В Законе нет ограничений в выборе наименований этого органа.
Исполнительный характер единоличного органа выражен в самой процедуре его формирования. Этот орган избирается общим собранием участников общества.
Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно. В уставе общества этот срок должен быть четко установлен, и его соблюдение является обязательным для общества до тех пор, пока в устав не будут внесены соответствующие изменения. Срок должен быть достаточным для освоения и полного использования компетенции единоличного органа. В то же время он не должен быть чрезмерно продолжительным. Наиболее оправданным представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.
Чаще всего в качестве единоличного исполнительного органа избирается один из участников общества. Это позволяет ему лучше разбираться в делах общества, в обстановке и полнее оценивать настроения и поведение участников общества. Ведь именно для общества такого вида характерен лично-открытый характер взаимоотношений его участников.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
В ч. 3 ст. 40 закона «об ООО» определены полномочия единоличного исполнительного органа общества. Причем перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный и "открытый", позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.
Единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Итак, единоличный исполнительный орган действует от имени общества без какой-либо доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и соответствующем трудовом договоре. Его деятельность включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.
Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.
Участники общества с ограниченной ответственностью вправе образовать наряду с единоличным исполнительным органом управления коллегиальный исполнительный орган. Императивно единоличный исполнительный орган - физическое лицо (руководитель организации) становится его председателем, кроме случаев, когда руководитель организации специально нанятое юридическое лицо в соответствии со ст. 42 Закона об ООО. Членство в коллегиальном исполнительном органе не зависит от участия данных физических лиц в ООО, то есть членом правления могут быть лица, не являющиеся участниками данного общества.
3.2 Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью
Закрытый характер отношений в обществе с ограниченной ответственностью предопределяет необходимость использования специальных мер, ограничивающих возможность изменения субъектного состава участников общества. К числу таких мер относится предоставление участникам права преимущественного приобретения (покупки) доли или части доли в уставном капитале. Используя это право, участник может предотвратить отчуждение доли нежелательному субъекту, сохранить первоначальный состав участников общества.