Файл: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовая характеристика обществ с ограниченной ответственностью как юридических лиц

1.1 Понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью

Глава 2. Образование и прекращение деятельности общества с ограниченной ответственностью. Особенности управления обществом с ограниченной ответственностью

2.1 Порядок создания общества с ограниченной ответственностью

2.2 Уставный капитал. Имущество общества с ограниченной ответственностью

2.3 Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Глава 3. Особенности участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском обороте

3.1 Полномочия органов управления общества с ограниченной ответственностью

3.2 Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью

Заключение

Список литературных источников

После назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами общества. Таким образом, ликвидационная комиссия после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать от имени ликвидируемого общества в суде. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.

Так, согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В настоящее время во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, приказом МНС России от 20 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508 учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Уведомление должно содержать информацию о размере долга общества кредитору и предложение в установленный срок предъявить требование в ликвидационную комиссию.

Затем, после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) общества или органом, принявшими решение о ликвидации общества. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого общества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.


После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) общества или органом, принявшими решение о ликвидации общества. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Пункт 7 ст. 63 ГК РФ устанавливает, что имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица, после удовлетворения требований кредиторов.

После расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия распределяет между участниками ликвидируемого общества оставшееся имущество согласно следующей очередности:

1) сначала участникам общества выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли;

2) затем распределяется имущество пропорционально долям участников в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полной оплаты требований предыдущей очереди.

Расчеты, производимые при ликвидации общества и распределении его имущества между участниками, требуют денежной оценки этого имущества. Выплаты ликвидационной доли, как правило, осуществляются в деньгах.

Если имущества, которое имеется у общества, недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

Глава 3. Особенности участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском обороте


3.1 Полномочия органов управления общества с ограниченной ответственностью

Система органов управления и контроля общества с ограниченной ответственностью закреплена в ст. 32 Закона «Об ООО». Следует обратить внимание на то, что четырехзвенная система управления (общее собрание, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган) устанавливается в обществе по желанию его участников. При этом в обязательном порядке в обществе с ограниченной ответственностью должны действовать только два управленческих органа - общее собрание участников общества и единоличный исполнительный орган общества (или его функции должны быть переданы управляющему). Поэтому в случаях, когда совет директоров или коллегиальный исполнительный орган в обществе не создаются, их полномочия относятся к компетенции соответственно общего собрания участников общества и генерального директора).

Высшим органом общества является общее собрание участников общества, которое может быть очередным или внеочередным (п. 1 ст. 32 Закона).

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения учредительных документов общества или решения его органов, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества.

Часть 2 ст. 32 Закона «Об ООО» содержит диспозитивную норму, согласно которой уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В таком случае компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с Законом.

Как известно, ГК РФ не предусматривает образование в обществах с ограниченной ответственностью совета директоров (наблюдательного совета). Такие советы в обязательном порядке создаются в акционерных обществах, число владельцев голосующих акций в которых равно пятидесяти или превышает это число (ст. 64 ФЗ "Об акционерных обществах").


Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий;

решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона;

решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 45 Закона;

решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

решение иных вопросов, предусмотренных Законом.

В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

Во многом порядок образования и функции совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью схожи с порядком образования и функциями аналогичных органов в акционерных обществах. Как показывает практика деятельности акционерных обществ, советы директоров (наблюдательные советы) иногда создаются в обществах, число участников которых менее пятидесяти. Поэтому опыт деятельности таких советов в сравнительно небольших обществах имеется. Необходимость их создания диктовалась территориальной разбросанностью участников общества, стремлением оперативно решать принципиальные вопросы деятельности общества, которые не входили в исключительную компетенцию общего собрания Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". Четвертое издание, доп. и перераб./Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2007, с. 198..

Если в обществе с ограниченной ответственностью образован совет директоров (наблюдательный совет), то члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более 1/4 состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. Приведенные правила ч. 2 ст. 32 Закона «об ООО» установлены в императивных нормах, поэтому соответствующие отношения не могут быть урегулированы в уставе общества иным образом.


Руководство текущей деятельностью общества может осуществляться: а) единоличным исполнительным органом общества или б) единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (ч. 4 ст. 32 Закона «об ООО»). Правом выбора оптимальной для данного общества системы исполнительных органов обладают участники соответствующего общества. Однако в любом случае при подготовке устава общества необходимо исходить из того, что исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (если последний образован).

Формы контроля за деятельностью исполнительных органов могут быть различными и регламентироваться как уставом общества, так и его внутренними документами. Однако следует иметь в виду, что меры воздействия, применяемые к членам исполнительного органа, в частности, увольнение, регламентируются законодательством о труде, прежде всего ТК РФ Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2002-2006. Сравнивая Закон, например, с Германским гражданским уложением Гражданское право, часть 1. - М., Международный центр финансово-экономического развития, 1996 можно отметить, что по данному уложению члены правления могут быть в любое время освобождены от должности с сохранением за ними права на установленное вознаграждение. Уставом может быть предусмотрено, что освобождение от должности допускается лишь при наличии серьезного основания, в частности, грубого нарушения обязанностей или неспособности к правильному ведению дел Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". Четвертое издание, доп. и перераб./Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2007, с. 199.

В качестве контрольного органа, осуществляющего в обществе внутренний аудит, уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Общества, в которых 15 и менее участников, не обязаны формировать данный орган.

При этом в обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным.

Компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью определяется уставом общества в соответствии с Законом. Участники общества вправе самостоятельно определить, какие именно вопросы они будут рассматривать на своих собраниях, если на этот счет отсутствуют предписания императивных правовых норм, установленных в ГК РФ, Законе «об ООО» и других федеральных законах.