Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Сущность и природа налогообложения
1.2 Федеральные налоги и сборы в РФ
2. Особенности взимания федеральных налогов в бюджет РФ как оплата услуг государства
2.1 Налоговые поступления в бюджет
3. Проблемы наполнения бюджета налогами в условиях санкций и пути их решения
Рис. 3.2 Динамика доли нефтегазовых доходов бюджета
Источник: Министерство финансов РФ, ИЭФ, Газпромбанк
В соответствии с нашими оценками, реализация базового сценария (если не будут приняты запланированные меры по снижению дефицита бюджета) может привести к дефициту бюджета в 2016 году на уровне 3,4% ВВП или 2,7 трлн руб. (Рис. 3.3), что на 0,4 п.п. превысит запланированное значение.
В случае пессимистичного сценария дефицит составит 4,7% ВВП или 3,8 трлн руб., что более чем в 1,5 раза превышает заложенный в бюджете уровень. При пессимистичном сценарии, в случае если бы не были реализованы секвестр и меры по увеличению доходов бюджета, Резервный фонд мог бы быть израсходован полностью уже в текущем году.
Рис. 3.3 Анализ чувствительности дефицита бюджета к курсу рубля и цене на нефть в 2016 году
Источник: Министерство финансов РФ, ИЭФ, Газпромбанк
Таким образом, значительная эластичность нефтегазовых доходов бюджета к ценам на нефть сохраняется (Рис. 3.4). Если цена на нефть окажется на 50% ниже запланированной (25 долл./барр. по сравнению с 50 долл./барр.), то выпадение нефтегазовых доходов бюджета составит 36,9% или 2,3 трлн руб. (пессимистичный сценарий). Наш базовый сценарий (цена на нефть на 26,4% ниже запланированной в бюджете) предполагает умеренный уровень выпадения нефтегазовых доходов бюджета — 17,2% от заложенного в бюджет уровня или 1,1 трлн руб. При этом стоит отметить, что высокая корреляция между ценами на нефть и курсом рубля позволяет обеспечить поддержку выпадающим нефтегазовым доходам за счет девальвации национальной валюты.
К настоящему моменту Минфином разрабатываются меры (Рис. 3.5), направленные на непревышение целевого уровня дефицита бюджета в текущем году (не более 3% ВВП):
- секвестр расходов бюджета;
- обеспечение дополнительных источников доходов;
- дополнительные источники финансирования бюджетного дефицита.
Рис. 3.4 Эластичность нефтегазовых доходов бюджета в зависимости от цен на нефть в 2016 году
Источник: Министерство финансов РФ, ИЭФ, Газпромбанк
1 марта 2016 года правительством был утвержден «План действий по обеспечению стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году» (антикризисная программа), который может привести к росту расходов бюджета. Утвержденный объем антикризисной программы составил 684,8 млрд руб. и пока не предусматривает средств на докапитализацию ВЭБа в объеме 150 млрд руб.
Основная часть антикризисной программы (462 млрд руб.) уже заложена в бюджете: порядка 65 млрд руб. планируется профинансировать из ФНБ и за счет гарантий, которые не требуют бюджетных ассигнований. При этом для 158 млрд руб. антикризисной программы и 150 млрд руб. на докапитализацию ВЭБа необходимо найти дополнительный источник финансирования (итого — 308 млрд руб.).
Реализация мер по оптимизации бюджета в запланированных объемах может обеспечить снижение его дефицита на 1,1 трлн руб. с 3 трлн руб. (в том числе 2,7 трлн руб. в соответствии с нашим базовым сценарием и 0,3 трлн руб. — на антикризисную программу и докапитализацию ВЭБа), несмотря на выпадение нефтегазовых доходов в объеме около 1,1 млрд руб. Как следствие, по нашим оценкам, дефицит бюджета в 2016 году может составить порядка 2,4% ВВП или 1,9 трлн руб. против порогового уровня 3% ВВП или 2,36 трлн руб. (Рис. 3.6).
Рис. 3.5 Рассматриваемые меры по снижению и финансированию дефицита бюджета
Рис. 3.6 Оценка источников финансирования дефицита бюджета в 2016 году, трлн руб.
Мы полагаем, что источников, намеченных Минфином (приватизация, размещение ОФЗ в рублях и юанях, выпуск евробондов, а также использование средств Резервного фонда), достаточно для финансирования бюджетного дефицита в 2016 году в случае, если они будут привлечены в намеченных объемах.
По оценкам Минэкономразвития, приватизация ряда государственных компаний и банков может обеспечить максимальный объем поступлений в бюджет на уровне 1 трлн руб. Среди возможных объектов приватизации — пакеты акций Роснефти, Ростелекома, Башнефти, Транснефти, Аэрофлота, Совкомфлота, РЖД, АЛРОСЫ, ВТБ.
Размещения ОФЗ и евробондов позволят обеспечить финансирование дефицита бюджета в объеме порядка 0,6 трлн руб.
По нашим оценкам, возможная экономия средств Резервного фонда, в случае успешной реализации мер по привлечению дополнительных источников финансирования дефицита бюджета, может составить в 2016 году порядка 1,6 трлн руб. (Рис. 3.7), что является существенным для поддержания «запаса» прочности российского бюджета. В случае, если указанные меры не будут реализованы, объем расходования Резервного фонда мы оцениваем на уровне 3 трлн руб., что на 0,9 трлн руб. превышает заложенный в бюджете уровень (в декабре 2015 года).
В целом мы не ожидаем негативного эффекта от мер по снижению и финансированию дефицита бюджета на курс рубля, инфляцию и процентные ставки. Влияние этих мер в силу их множественности необходимо рассматривать в совокупности, в результате чего их конечное воздействие может варьироваться в зависимости от комбинаций различных факторов, времени их наступления и политики регулятора (в частности, возобновление приобретения валюты с целью пополнения международных резервов):
- Секвестр является нейтральным для процентных ставок, инфляции и курса рубля (Рис. 3.5), но может положительно повлиять на ожидания участников рынка.
- Мы ожидаем, что повышение дивидендов госкомпаний может привести к сезонному (июль-август) усилению спроса на иностранную валюту (и, как следствие, к снижению курса рубля) в связи с получением дивидендов иностранными инвесторами. Девальвация рубля в силу фактора дивидендных выплат будет носить временный характер, после чего курс может вернуться в исходную точку в короткие сроки. Кроме того, снижение нераспределенной прибыли из-за увеличения дивидендных выплат может привести к усилению спроса госкомпаний на рыночные заимствования (и оказать давление на процентные ставки) с целью сохранения запланированных объемов финансирования проектов.
Рис. 3.7 Оценка фактического дефицита бюджета в 2016 году, трлн руб.
- Влияние повышения акцизов на нефтепродукты и ввода в действие казначейского сопровождения авансов по госконтрактам на курс рубля, ставки и инфляцию мы оцениваем как нейтральное ввиду нематериального объема привлекаемых в бюджет средств. По нашим оценкам, эффект повышения акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля на годовую инфляцию будет незначительным и составит 0,2-0,3 п.п. (оценка Банка России находится на сопоставимом уровне порядка 0,3 п.п.).
- Расходование средств из Резервного фонда с целью финансирования дефицита бюджета в целом нейтрально для инфляции и курса рубля, но уже сейчас приводит к смягчению денежно-кредитных условий, что требует от Банка России сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики и ее координации с бюджетной политикой. Расходование Резервного фонда осуществляется траншами, что может вызвать временные всплески предложения на денежном рынке по более низким ставкам со стороны
Минфина (ниже ключевой ставки) и замещение более дорогих инструментов Банка России (выше ключевой ставки). Таким образом, предложение денег на рынке не возрастет, и влияние на инфляцию будет нейтральным. Несмотря на то, что Резервный фонд хранится в иностранной валюте, его использование на погашение дефицита бюджета не окажет влияния на курс рубля: Банк России конвертирует средства Резервного фонда в рубли по мере финансирования дефицита бюджета без продаж на рынке.
- Выпуск ОФЗ может оказать отрицательное влияние на волатильность курса рубля, но нейтрален для ставок денежного рынка. В соответствии с Законом о бюджете на 2016 год, чистый объем внутренних заимствований запланирован на уровне 300 млрд руб., что в целом сопоставимо со средним чистым объемом выпуска ОФЗ за последние 5 лет. Для выполнения программы заимствований в запланированном объеме в 2016 году потребуется участие иностранных инвесторов. В случае активных покупок ОФЗ в рублях иностранными инвесторами волатильность национальной валюты на рынке может возрасти: при приобретении ОФЗ повысится спрос на рубль, что может способствовать его укреплению, в то время как при продаже рублевые средства будут конвертированы в валюту, что может оказать негативное влияние на курс рубля.
- Выпуск суверенных евробондов позволит обеспечить приток иностранной валюты на рынок за счет ее продажи Минфином в рамках финансирования дефицита бюджета и может способствовать укреплению рубля (в случае, если Банк России не возобновит покупку валюты с целью пополнения международных резервов).
- Приватизация может способствовать росту спроса на рубли на внутреннем рынке и, таким образом, может привести к резкому укреплению национальной валюты. В то же время усиление спроса на денежном рынке может привести к временному повышению ставок с учетом необходимости аккумулировать значительные объемы средств за счет приватизации (до 1 трлн руб.). На инфляцию влияние приватизации мы оцениваем как нейтральное, поскольку будет происходить замещение выпадающих нефтегазовых доходов в рамках балансировки бюджета.
Параметры российского бюджета (прежде всего, его дефицит) и меры бюджетной политики в условиях нестабильности на нефтяном рынке сохраняют свою значимость для международных рейтинговых агентств.
4 марта 2016 года рейтинговое агентство Moody's поставило суверенный рейтинг России (Ba1) на пересмотр с возможностью понижения, отметив следующие факторы:
- сохранение высокой степени зависимости бюджета от экспорта нефти и газа;
- низкие цены на нефть оказывают негативное влияние на доходы федерального бюджета и, таким образом, ослабляют кредитный профиль России;
- риски для экономики, связанные с возможным ускорением инфляции под воздействием девальвации рубля, снижением инвестиционной активности (в том числе в нефтегазовой отрасли) и сокращением потребления;
- повышенные риски расходования Резервного фонда.
В отчете Moody's отмечается, что рейтинг России может быть сохранен в случае реализации адекватных мер бюджетной политики с целью удержания дефицита бюджета, который может быть профинансирован из собственных источников или прочих внешних или внутренних ресурсов без привлечения денежной эмиссии Банка России.
Базовый сценарий Moody's предполагает дефицит российского бюджета в 2016 году на уровне 5,1% ВВП при средней цене на нефть марки Brent 33 долл./барр. (Рис. 3.8).
Стоит отметить, что рейтинговые агентства в целом положительно характеризуют российскую бюджетную политику.
В пресс-релизе Fitch от 02.03.2016 дается позитивная оценка российской бюджетной политике в условиях низких цен на нефть и ее способности сгладить воздействие нефтяного шока на суверенный баланс. При этом агентство не исключает, что Минфин сможет сохранить дефицит бюджета на уровне ниже 3% ВВП в случае успешного секвестра расходов в объеме 0,7 трлн руб. даже с учетом снижения агентством в конце февраля прогноза средней цены на нефть марки Brent с 45 до 35 долл./барр.
Рис. 3.8 Базовые сценарии дефицита бюджета России в 2016 году рейтинговых агентств
Источник: Moody’s, S&P, Fitch, Газпромбанк
17 марта агентство S&Р подтвердило рейтинг России на уровне «ВВ+» с негативным прогнозом, в то время как рейтинги ряда других нефтедобывающих стран (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Казахстан и Бразилия) были понижены, что также положительно характеризует гибкость российской бюджетной политики в условиях нефтяных шоков. 18 марта был опубликован обновленный индивидуальный отчет S&Р по России с подтверждением рейтинга и прогноза. Дефицит бюджета в 2016 году прогнозируется агентством на уровне 3,8% ВВП, в том числе расходы на докапитализацию ВЭба в объеме 0,3% ВВП.
Наш базовый сценарий предполагает дефицит бюджета в 2016 году на уровне 3,4% ВВП, что в целом является комфортным для рейтинговых агентств. Вместе с тем мы полагаем, что в случае успешной реализации бюджетных мер, Минфин сможет удержать дефицит бюджета в рамках 3% ВВП. При этом указанные меры нейтральны с точки зрения инфляционных рисков, которые также принимаются во внимание рейтинговыми агентствами. Возможная экономия средств Резервного фонда, которая, по нашим оценкам, может составить 1,1-1,6 трлн руб., также может быть рассмотрена рейтинговыми агентствами как положительный фактор, поскольку все они обращали внимание на повышенные риски расходования резервных фондов в 2016 году. В связи с этим мы полагаем, что бюджетная политика может выступить важным фактором поддержки для суверенных рейтингов России.
Заключение
Российская система налогообложения – мощнейший экономический и политический механизм в системе функционирования государства, который существует в постоянно изменяющейся среде.
Реформа налоговой политики в целом должна быть комплексной, что означает запуск регулирующих механизмов повсеместно, одновременно и в полном объеме. Изменение структуры и сущности общественных отношений определяет необходимость в обеспечении адаптивности налоговой системы Российской Федерации, как главного инструмента воздействия государства на развитие хозяйства и определения перспектив развития как социального, так и экономического.
Важнейшим элементом развития рыночной экономики, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации является её налоговая система. Налоги занимают важное место среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство определяет приоритеты социального и экономического развития, оказывает влияние на структуру и динамику общественного воспроизводства, воздействует на рыночную экономику. Являясь основным источником доходов государства, налоги формируют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны. Всё это обуславливает необходимость адаптации налоговой системы России к новым общественно-экономическим отношениям, складывающимся в мировом пространстве.
Нестабильность российской налоговой системы (постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, сокрытие доходов и т.д.) в настоящее время является главной проблемой как отечественному, так и иностранному инвестированию, отрицательно сказывается на результатах перехода российской экономики к рыночным отношениям.