Файл: Налоги как цена услуг государства ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период. Систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики, организовывает налоговая политика. Задачи государства на каждом этапе развития экономики страны обусловливают сущность и цели налоговой политики.

Проблема эффективной налоговой политики, посильного налогового бремени и налогового регулирования на современном этапе является одной из наиболее приоритетных задач государственной политики. Налоговые проблемы являются сложными в практике стабилизации экономической сферы Российской Федерации. На сегодняшний день не существует других сфер, подвергающихся серьёзной и глубокой критике. С другой стороны, налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, от её базовых принципов во многом зависит успех социально – экономических отношений.

Эффективная налоговая система является одним из основных условий существования государства, развития его общественных институтов, поддержания экономических отношений, стабилизации социальной инфраструктуры. Размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на: управление, оборону, суд, охрану порядка.

Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью работы является анализ налоговых доходов гос бюджета как плты за функции государства и особенностей его формирования в текущий момент.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и правовые основы налогообложения в РФ.

2. Проанализировать налоговые поступления в гос бюджет.

3. Выявить проблемы, тенденции и пути совершенствования налогообложения РФ.


Предметом данной работы являются методы эффективности анализа особенностей и текущего состояния налоговой политики РФ.

Объектом исследования является налоговая политика.

В данной работе использовались такие методы познания, как наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический метод.

Над проблемами налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстижеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Информационной базой исследования являются учебники, статьи экономических журналов, периодика и статистика официальных сайтов правительства РФ.

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Сущность и природа налогообложения

Современных исследователей природы налогов можно условно разделить на группы: тех, кто ориентируется на экономическую природу налога; тех, кто ориентируется на правовую природу налога; тех, кто пытается увязать в одном понятии экономическую и правовую природу налога. Первые определяют налог как финансово-экономическую категорию - специфический доход государства (или источник специфических доходов, что, по сути, очень близко) и специфический расход налогоплательщика. Вторые дают легальное определение налога в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации . Другие исследователи пытаются наиболее объективно раскрыть содержание налогов, в разной степени учитывая переплетение в природе налогов экономических и правовых начал.

Ситуация осложняется тем, что представители одной и той же группы могут придерживаться как схожих, так и разных теорий налога.

Из теорий налога можно вывести, что экономическая природа налога заключается в том, что в любом случае налог (как цена, плата, кредит общества государству) - это специфический вид расходов налогоплательщиков и в то же время - специфический вид доходов государства. Специфика налога как расходов налогоплательщиков заключается в директивном введении и установлении государством, обязательном и принудительном характере уплаты и взимания налога, а также в том, что налогоплательщики в любом случае ждут обратной социально-экономической отдачи от государства. Специфика налога как дохода государства заключается в необходимости обеспечивать, во-первых, социально-экономическую рентабельность действующей налоговой системы (доход от введения, установления, взимания, управления и контроля за налогами как минимум должен покрывать связанные с этими процессами издержки государства, а как максимум - покрывать и другие расходы государства), а во-вторых, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджетной системы страны. Таким образом, налоги являются одновременно категорией государственных и частных финансов.


Правовая природа налога напрямую проистекает из неизбежной необходимости нормативного закрепления «правил игры» для налоговых отношений между налогоплательщиками и государством. Действующая налоговая система должна вписываться в нормы национального права.

Экономико-правовая природа налогов проявляется в том, насколько действующая система налогов и сборов объединяет в себе экономическую и правовую природу налогов. В результате через налоги реализуются интересы государства и налогоплательщиков (всех или отдельных групп налогоплательщиков).

Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что все налоговые теории в совокупности описывают заложенный в налогах потенциал вообще, в то время как действующая в каждый конкретный момент времени в стране налоговая система базируется на конкретных общей и частной теориях налогов, наиболее востребованных государством и обществом.

1.2 Федеральные налоги и сборы в РФ

Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми Правительством РФ и Президентом РФ. В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Так, как налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересовано в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политики в стране. Если налог является федеральным, то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространяться между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. [21]

Федеральная налоговая служба (ФНС) России с начала 2015 года собрала в консолидированный бюджет доходов на 1 трлн. рублей больше, чем в 2014 году.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Плательщиками налога на доходы физических лиц являются:

• лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);

• лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской

В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ:

• от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

• от сдачи имущества в аренду;


• доходы от источников за пределами Российской Федерации;

• доходы в виде разного рода выигрышей.

Общий налоговый режим для ИП предусматривает, что доходы от предпринимательской деятельности будут облагаться налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по ставке 13 %, 35%. [20]

1. Налог на прибыль организаций - это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами:

1. Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

2. Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

3. Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

4. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами

5. Водный налог

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

2. Особенности взимания федеральных налогов в бюджет РФ как оплата услуг государства


2.1 Налоговые поступления в бюджет

Доходы федерального бюджета - финансовые ресурсы, безвозмездно и безвозвратно поступающие общегосударственный фонд с целью обеспечения реализации важнейших экономических, политических и внешнеэкономических задач и функций государства.

Прогнозирование поступления доходов федерального бюджета осуществляется с учетом следующих факторов: изменений макроэкономики; изменений законодательства; прочих изменений.

Доля доходов в среднем составляет 18-21% ВВП. В основном, доходами федерального бюджета, что является нормой для всех развитых стран, являются налоговые поступления (более 90%).

В федеральный бюджет, согласно Бюджетному Кодексу РФ, зачисляются следующие налоговые доходы:

Налог на прибыль организаций (10% суммы налога, остальные 90% подлежат зачислению в нижестоящие бюджеты); налог на добавленную стоимость (целиком); акцизы (основная доля); налог на добычу полезных ископаемых (преимущественно); водный налог; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Основные неналоговые доходы федерального бюджета таковы: Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации; доходы от продажи имущества государственного имущества; часть чистой прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией; лицензионные сборы; таможенные пошлины и таможенные сборы; плата за использование природных ресурсов (лесных, водных); консульские сборы; патентные пошлины; регулярные платежи за пользование недрами.

Помимо этого, зачислению в федеральный бюджет подлежат: Прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Таблица 2.1

Динамика поступлений доходов (в % к ВВП) федеральный бюджет за 2011-2014 гг.:

Год

% к ВВП

Фактическое исполнение/План

2011

20,3

Фактическое исполнение

2012

20,7

Фактическое исполнение

2013

19,7

Фактическое исполнение

2014

18,5

Фактическое исполнение

2015

19,5

Фактическое исполнение

2016

19,6

План

2017

19

План