Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Сущность и природа налогообложения
1.2 Федеральные налоги и сборы в РФ
2. Особенности взимания федеральных налогов в бюджет РФ как оплата услуг государства
2.1 Налоговые поступления в бюджет
3. Проблемы наполнения бюджета налогами в условиях санкций и пути их решения
Введение
Актуальность исследования. Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период. Систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики, организовывает налоговая политика. Задачи государства на каждом этапе развития экономики страны обусловливают сущность и цели налоговой политики.
Проблема эффективной налоговой политики, посильного налогового бремени и налогового регулирования на современном этапе является одной из наиболее приоритетных задач государственной политики. Налоговые проблемы являются сложными в практике стабилизации экономической сферы Российской Федерации. На сегодняшний день не существует других сфер, подвергающихся серьёзной и глубокой критике. С другой стороны, налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, от её базовых принципов во многом зависит успех социально – экономических отношений.
Эффективная налоговая система является одним из основных условий существования государства, развития его общественных институтов, поддержания экономических отношений, стабилизации социальной инфраструктуры. Размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на: управление, оборону, суд, охрану порядка.
Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью работы является анализ налоговых доходов гос бюджета как плты за функции государства и особенностей его формирования в текущий момент.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические и правовые основы налогообложения в РФ.
2. Проанализировать налоговые поступления в гос бюджет.
3. Выявить проблемы, тенденции и пути совершенствования налогообложения РФ.
Предметом данной работы являются методы эффективности анализа особенностей и текущего состояния налоговой политики РФ.
Объектом исследования является налоговая политика.
В данной работе использовались такие методы познания, как наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический метод.
Над проблемами налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстижеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.
Информационной базой исследования являются учебники, статьи экономических журналов, периодика и статистика официальных сайтов правительства РФ.
1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Сущность и природа налогообложения
Современных исследователей природы налогов можно условно разделить на группы: тех, кто ориентируется на экономическую природу налога; тех, кто ориентируется на правовую природу налога; тех, кто пытается увязать в одном понятии экономическую и правовую природу налога. Первые определяют налог как финансово-экономическую категорию - специфический доход государства (или источник специфических доходов, что, по сути, очень близко) и специфический расход налогоплательщика. Вторые дают легальное определение налога в строгом соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации . Другие исследователи пытаются наиболее объективно раскрыть содержание налогов, в разной степени учитывая переплетение в природе налогов экономических и правовых начал.
Ситуация осложняется тем, что представители одной и той же группы могут придерживаться как схожих, так и разных теорий налога.
Из теорий налога можно вывести, что экономическая природа налога заключается в том, что в любом случае налог (как цена, плата, кредит общества государству) - это специфический вид расходов налогоплательщиков и в то же время - специфический вид доходов государства. Специфика налога как расходов налогоплательщиков заключается в директивном введении и установлении государством, обязательном и принудительном характере уплаты и взимания налога, а также в том, что налогоплательщики в любом случае ждут обратной социально-экономической отдачи от государства. Специфика налога как дохода государства заключается в необходимости обеспечивать, во-первых, социально-экономическую рентабельность действующей налоговой системы (доход от введения, установления, взимания, управления и контроля за налогами как минимум должен покрывать связанные с этими процессами издержки государства, а как максимум - покрывать и другие расходы государства), а во-вторых, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджетной системы страны. Таким образом, налоги являются одновременно категорией государственных и частных финансов.
Правовая природа налога напрямую проистекает из неизбежной необходимости нормативного закрепления «правил игры» для налоговых отношений между налогоплательщиками и государством. Действующая налоговая система должна вписываться в нормы национального права.
Экономико-правовая природа налогов проявляется в том, насколько действующая система налогов и сборов объединяет в себе экономическую и правовую природу налогов. В результате через налоги реализуются интересы государства и налогоплательщиков (всех или отдельных групп налогоплательщиков).
Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что все налоговые теории в совокупности описывают заложенный в налогах потенциал вообще, в то время как действующая в каждый конкретный момент времени в стране налоговая система базируется на конкретных общей и частной теориях налогов, наиболее востребованных государством и обществом.
1.2 Федеральные налоги и сборы в РФ
Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми Правительством РФ и Президентом РФ. В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Так, как налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересовано в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политики в стране. Если налог является федеральным, то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространяться между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. [21]
Федеральная налоговая служба (ФНС) России с начала 2015 года собрала в консолидированный бюджет доходов на 1 трлн. рублей больше, чем в 2014 году.
К федеральным налогам и сборам относятся:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Плательщиками налога на доходы физических лиц являются:
• лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
• лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской
В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ:
• от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;
• от сдачи имущества в аренду;
• доходы от источников за пределами Российской Федерации;
• доходы в виде разного рода выигрышей.
Общий налоговый режим для ИП предусматривает, что доходы от предпринимательской деятельности будут облагаться налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по ставке 13 %, 35%. [20]
1. Налог на прибыль организаций - это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.
Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами:
1. Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.
2. Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.
2. Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.
3. Акцизы
Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
4. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
5. Водный налог
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
2. Особенности взимания федеральных налогов в бюджет РФ как оплата услуг государства
2.1 Налоговые поступления в бюджет
Доходы федерального бюджета - финансовые ресурсы, безвозмездно и безвозвратно поступающие общегосударственный фонд с целью обеспечения реализации важнейших экономических, политических и внешнеэкономических задач и функций государства.
Прогнозирование поступления доходов федерального бюджета осуществляется с учетом следующих факторов: изменений макроэкономики; изменений законодательства; прочих изменений.
Доля доходов в среднем составляет 18-21% ВВП. В основном, доходами федерального бюджета, что является нормой для всех развитых стран, являются налоговые поступления (более 90%).
В федеральный бюджет, согласно Бюджетному Кодексу РФ, зачисляются следующие налоговые доходы:
Налог на прибыль организаций (10% суммы налога, остальные 90% подлежат зачислению в нижестоящие бюджеты); налог на добавленную стоимость (целиком); акцизы (основная доля); налог на добычу полезных ископаемых (преимущественно); водный налог; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Основные неналоговые доходы федерального бюджета таковы: Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации; доходы от продажи имущества государственного имущества; часть чистой прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией; лицензионные сборы; таможенные пошлины и таможенные сборы; плата за использование природных ресурсов (лесных, водных); консульские сборы; патентные пошлины; регулярные платежи за пользование недрами.
Помимо этого, зачислению в федеральный бюджет подлежат: Прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности.
Таблица 2.1
Динамика поступлений доходов (в % к ВВП) федеральный бюджет за 2011-2014 гг.:
Год |
% к ВВП |
Фактическое исполнение/План |
2011 |
20,3 |
Фактическое исполнение |
2012 |
20,7 |
Фактическое исполнение |
2013 |
19,7 |
Фактическое исполнение |
2014 |
18,5 |
Фактическое исполнение |
2015 |
19,5 |
Фактическое исполнение |
2016 |
19,6 |
План |
2017 |
19 |
План |