Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Основные задачи и методы управления финансами).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
1.2 Министерство финансов как важнейший орган управления финансами
2 Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса
Введение
Тема данной работы актуальна потому, что управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики и управление финансами отдельных субъектов управления.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества и общества в целом.
Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и положения широких слоев населения.
Цель данной работы является рассмотрение современных проблем управления финансами.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;
- изучить управление государственными финансами в условиях экономического кризиса;
- выявить совершенствование государственного финансового контроля.
Предмет исследования – особенности современных проблем управления финансами.
Объект исследования – современные проблемы управления финансами.
В данной работе использовались следующие методы исследования: комплексный анализ, синтез и статистический.
Для написания данной работы были использованы материалы и источники таких авторов, как Бочарова В.В., Вахрина П.И. и др.
1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [1]
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.[2]
В соответствии со структурой финансовой системы управление финансами по видам объектов управлении подразделяют:
- управление финансами федеральных органов власти страны;
- управление финансами субъектов федерации;
- управление финансами муниципальных образовании;
- управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.
В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.
К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношении: государственные финансы (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Субъектами управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).[3]
Инструментом управления финансами служит финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. Выделяют три основные группы, отражающие экономическое содержание финансов: государственные и муниципальные финансы, финансы организаций разных организационно-правовых форм, включая и страховые организации, финансы домохозяйств.[4]
В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.
Управление финансами выполняет следующие функции:
- финансовый анализ;
- финансовое прогнозирование;
- планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
- оперативное регулирование финансов;
- контроль за состоянием финансов.
Контроль за состоянием финансов создаст обратную связь в тени управления, предоставляя органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм правил формирования и использования финансов.
Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Система государственных органов управления финансами и их функции.
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Правительство РФ.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период.
Ниже предоставлена таблица об органах управления финансами и их функциях.
Таблица 1 - Органы управления финансами
Органы управления |
Функции |
Президент РФ |
Бюджетное послание |
Парламент (Федеральное Собрание РФ, Совет Федерации, Государственная Дума) |
Устанавливает, налоги, утверждает федеральный бюджет |
Правительство РФ |
Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Министерство финансов РФ |
Реализация финансовой политики |
Федеральная налоговая служба |
Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов |
Федеральная таможенная служба |
Контроль за исчислением, внесением таможенных платежей |
Банк России |
Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным казначейством |
Счетная палата РФ |
Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств |
Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
1.2 Министерство финансов как важнейший орган управления финансами
Его основными задачами в области управления финансами является выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции.[5]
Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
- организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
- федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
- разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
- финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
- налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
- регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
- эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, РФ;
- управления государственным долгом и финансовыми активами РФ;
- регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
Разрабатывает и утверждает:
- порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
- методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
- порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
Осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
- прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
- ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- экспертизу проектов Финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
- управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
- функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
- координацию бюджетно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
- участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.