Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (Исторические, политические, общественные предпосылки зарождения и развития школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Роль государства в развитии школьного и студенческого спорта. Мировой опыт.
2.1 Мировой опыт правовой и финансовой поддержки развития спорта
2.3 История создания Юношеских олимпийских игр
3. Развитие школьного и студенческого спорта в России
3.1 Этапы развития спортивной индустрии в дореволюционной России, СССР и современной России
3.2 Проблемы и пути развития школьного и студенческого спорта в современной России
Анализ результатов выступлений российскийх спортсменов на Юношеских Олимпийских Играх свидетельствует о положительной динамике в выступлениях сборных команд России, причем наибольший прогресс заметен в завоевании золотых медалей. Рассматривая Юношеские Олимпийские Игры как этап подготовки юных спортсменов с целью их перехода во взрослый спорт, можно с уверенностью говорить, что талантливые молодые спортсмены в России есть, и они уже занимают лидирующие позиции на соревнованиях мирового масштаба. А поскольку есть молодой и талантливый резерв, то есть и будущее у российского спорта.
В третьей главе нашей курсовой работы мы внимательно познакомимся с историей развития, правовой поддержкой, программами развития и финансирования российского детского и молодежного спорта.
3. Развитие школьного и студенческого спорта в России
3.1 Этапы развития спортивной индустрии в дореволюционной России, СССР и современной России
Студенческий спорт как массовый род занятий начал приобретать популярность за рубежом в середине ХХ века. В настоящее время студенческий спорт является быстрорастущей индустрией, которая по уровню капиталовложений может сравниться с профессиональным спортом[[80]].
Развитие студенческого спорта является показателем высокого экономического и социального уровня страны. В развитых странах, таких как США и Великобритания, студенческому спорту уделяется особое внимание. В России этот вид студенческой деятельности только начинает свой путь развития. Первый этап к началу бурного развития студенческого спорта в России было положено на домашней летней Универсиаде 2013 года в Казани. Тогда российские спортсмены в медальном зачете с большим отрывом опередили всех ближайших преследователей [[81]]. Но за блестящими результатами стоит очень долгий и непростой путь развития школьного и студенческого спорта в нашей стране. В своем становлении отечественный студенческий спорт прошел несколько этапов.
Спорт в России зарождался, формировался и развивался, под воздействием социально-экономических, культурологических, религиозных, политических, военных и географических факторов, а также имел свою национальную специфику. Городское население в момент зарождения спорта в России составляло очень маленький процент. В 1890 году всего лишь 12.8%[[82]]. О спорте в России знали и писали уже в середине XIX века, именно тогда начали издавать тематические газеты и журналы, так в 1887 году выходит издание «Охотник», в 1892 году «Велосипедист и речной яхт-клуб», «Велосипед» в 1892, «Циклист» в 1895 и «Спортсмен» в 1899[[83]].
Но были необходимы многолетние, многоплановые, целенаправленные усилия, чтобы ценности спорта утвердились в сознании людей, чтобы спорт вошёл в их быт, ведь спорт нельзя пересадить, его надо терпеливо взращивать. В России инициатором в зарождении спорта была аристократия, и возникла в лоне дворянской культуры. Из рядов русской аристократии выдвинулся ряд ярких фигур – меценатов и покровителей спорта, которые возглавили спортивные общества и клубы. Люди западной ориентации стали пионерами спорта, его сторонниками. Но так как западники составляли меньшинство в российском обществе, то и спорт в России носил узкий характер. Закономерно, что первым очагом отечественного спорта стал Санкт-Петербург, где формировалась и утверждалась прослойка русского общества, твёрдо ориентированная на Запад[[84]].
Спортивное движение в России зарождается и развивается исходя из специфики государственных реформ, которые последовали после отмены крепостного права: реформа системы образования, введения земств, реорганизация судейской системы, реформа армии. Реформы готовились очень тщательно и коснулись начальной, средней и высшей школы. Общественное движение, подъём в сферах общественной жизни, культуры и науки затронул сферу педагогики. Значительную роль сыграла просветительская деятельность педагогов, врачей, многих энтузиастов спорта. Наряду с Санкт- Петербургом и Москва становится колыбелью отечественного спорта[85]. Эти два города сыграли значительную роль в зарождении и развитии спорта: зарождаются отдельные виды спорта, создаются первые спортивные кружки и клубы, организуются первые спортивные состязания и к концу столетия российский спорт выходит на международную арену.
В Санкт-Петербурге и Москве проводятся первые чемпионаты России по отдельным видам спорта, сформируются теоретические, методические и научные основы спорта[[86]]. Как упоминалось выше, первые спортивные клубы объединяли представителей аристократии, дворянства, крупной буржуазии и стали местом развлечений и деловых встреч. Первым спортивным клубом в 1860 году в Санкт-Петербурге стал «Речной яхт-клуб»[[87]]. С первых дней своей деятельности клуб стал проводить парусные и гребные гонки на различные призы и кубки. В 1867 году подобный клуб возник в Москве на Москве-реке, и след за Москвой появились в других российских городах, расположенных на Волге, Днепре, Черноморском побережье. К концу XIX века насчитывалось около 40 яхт-клубов, в которых состояли около 4-х тысяч человек[[88]]. Вслед за речными видами спорта в 60-х годах XIX века появляются клубы любителей тенниса, в 1868 году создается крикет-клуб в Санкт-Петербурге. В 80 - 90-е годы зарождаются новые виды спорта, такие как тяжёлая атлетика, борьба, бокс, лёгкая атлетика, футбол, лыжный и велосипедный спорт. Аристократический и буржуазный спортивный досуг перестает быть закрытым для простых слоев населения, спортивные клубы и кружки пополняются выходцами из средних и мелких слоёв буржуазии, представителями разночинной молодёжи. В начале XX века не только в России, но и в мире, все еще не было единых правил, подходов и оценок и шли острые дискуссии по ряду проблем.
Революционные события 1905 – 1907 годах повлекли за собой политическое, экономическое и культурное развитие. Свобода прессы, создание общественных организаций, интенсивное развитие экономики обусловили новый период в развитии спортивного движения. Так, например, принятые в 1906 году правила, значительно упростили процедуру создания спортивных организаций, число спортивных обществ заметно возросло, расширился социальный состав спортивных организаций. После 1907 года спортивное движение включает в себя широкие слои интеллигенции, демократически настроенной молодёжи, учащихся школ, гимназий и других учебных заведений, а также служащих и рабочих. Как следствие, в 1908 – 1914 годах происходит подъём спорта, существенно расширяется его география, проводятся всероссийские Олимпиады[[89]]. Спорт благодаря энтузиастам внедряется в провинцию. Создаются Всероссийские лиги по теннису, конькобежному спорту, лыжному спорту, футболу, лёгкой атлетике, борьбе, тяжёлой атлетике, гребному спорту, хоккею, плаванию. Важнейшим событием тех лет событием стало создание Российского олимпийского комитета[[90]]. В эти годы в России интенсивно развивается олимпийское движение, пропаганда олимпийских идей, а главной целью становиться участие в Олимпийских играх. Россия официально вступает в международное олимпийское движение и МСФ[[91]]. В 1913 году создается «Канцелярия Главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи» во главе с генералом В.Н. Войковым, которая одной из приоритетных задач рассматривает проведение обстоятельного анализа вопроса постановки физического воспитания в учебных заведениях. На рубеже первого – второго десятилетия XX века проблема организации физического воспитания в учебных заведениях, внедрение спорта в школьную и студенческую среду становятся ключевыми в сфере телесного воспитания. Эти проблемы поднимаются на многих педагогических конференциях, путем выхода в свет книг, монографий, брошюр по этой тематике, повышенное внимание к этим вопросам на страницах общей и спортивной прессы. Главной проблемой стало отсутствие специальных помещений и грамотных преподавателей физической культуры. В Москве на 259 гимназий приходилось 79 преподавателей гимнастики, на 156 женских гимназий лишь 27 преподавателей и 3 спортивных зала.
Обратимся к истории становления и решения проблемы педагогических кадров. Пётр Францевич Лесгафт - первым в России, кто начал решать проблему нехватки и подготовки учительских кадров [[92]]. В 1896 году он создает знаменитые женские «Курсы Лесгафта», которые готовят руководителей физического образования. О проблеме учительских кадров также многократно писали А.Д.Бутковский, В.В.Гориневский, В.Е.Игнатьев, Г.А.Дюпперон и другие деятели российского спорта. Их усилия давали определённые результаты. Важным этапом становления отечественной системы подготовки специалистов для сферы физического воспитания и спорта стало открытие 1 сентября 1909 года Главной военной гимнастическо-фехтовальной школы вСанкт-Петербурге. 1 августа 1910 года состоялся первый выпуск этой школы в количестве 93 человек [[93]]. На рубеже первого - второго десятилетия организация физического воспитания в учебных заведениях несколько улучшилась. Активизации спортивной жизни в средних учебных заведениях Москвы способствовала созданная в 1912 году «Спортивная лига средних учебных заведений». К январю 1913 года она объединяла 22 учебных заведений [[94]]. В Петербурге организацией спорта среди средних учебных заведений занималось «Общество содействия физическому развитию учащейся молодёжи». Споры вокруг «школьного спорта» шли постоянно: отрицательное отношение к спорту многих педагогов, отсутствие материальной базы, специальных кадров. Но, несмотря на это школьный спорт развивался во многих городах России и к концу первого десятилетия XX века проник в ВУЗы России. В 1908 году в Санкт-Петербурге создаются первые спортивные кружки, а в 1910 году создаётся «Санкт-Петербургская спортивная студенческая лига» [[95]]. Создание школьных и студенческих спортивных кружков подхватывают Москва, Киев, Харьков и другие города России [[96]]. Создается «Всероссийская студенческая футбольная организация», развиваются такие виды спорта как лёгкая атлетика, лыжный спорт, тяжёлая атлетика, гимнастика, хоккей [[97]]. В 1915 году в 40 ВУЗах России были созданы спортивные кружки. Всего в России насчитывается 91 ВУЗ, а количество занимающихся в кружках составляет 6-8% от общего количества студентов. В начале второго десятилетия XX века начинается активное развитие студенческого, а наиболее заметной фигурой студенческого спорта в Москве становится создатель «московской студенческой лиги», автор многочисленных публикаций по проблемам студенческого спорта - Леонид Гаркон. «Создать противовес одностороннему умственному труду учащихся» - смысл и практическая цель спортивного студенческого движения. В США, Англии, Германии и Финляндии студенческий спорт был на высоком уровне и сборные этих стран, в основном, комплектовались из числа студентов. Лидеры российского спорта не стеснялись признавать превосходство американцев, англичан в достижениях в спорте, а стремились использовать их опыт. После революции 1917 ᴦода в систему народного образования массово внедрялся вопрос физического воспитания, содействовавший оживлению массового спорта и созданию пролетарских спортивных организаций. К маю 1919 ᴦ. в России было создано 7 окружных, 39 губернских и 395 уездных отделов Всевобуча при Комиссариатах и 6357 бюро, занимавшихся обучением молодежи допризывного возраста не только в крупных городах, но и в губернских и уездных городах, и даже в небольших поселках, вплоть до станций железных дорог, стали образовываться военно-спортивные клубы.[[98]]. В апреле 1919 ᴦода одной из главных задач на Первом Съезде работников по физической культуре и спорту и допризывной подготовки главных задач физкультурного движения в стране была поставлена задача по увеличению количества спортивных секций и клубов в стране [[99]].
В 1920 ᴦ. ощущается острая нехватка спортивного инвентаря, спортивных сооружений, что не давало развития в области спорта [[100]]. Основать и развить спортивную промышленность в короткие сроки было нереально. С начала мировой войны в России практически отсутствовала информация о спортивной жизни в зарубежных странах Европы и Америки, о новых направлениях в области физического образования, о новых методах тренировки, достижениях в различных видах спорта. В России отсутствовала информация об устройстве площадок, залов и стадионов и, самое главное, о постановке физического воспитания в школах общего развития и в специальных военных заведениях. Ощущалась особая нехватка литературы по физическому образованию.
В январе 1921 ᴦ. в стране действовало 1612 спортивных организаций. Особое внимание было предписано уделять бегу на коньках, на лыжах, стрельбе. Для организации этой работы предписывалось привлекать спортивные общества и клубы, организовывать команды лыжников численностью до ста человек, популяризовать всеми доступными средствами спорт среди трудящихся, рабочей и школьной молодежи. В послереволюционные годы спортивные соревнования различного уровня назывались нередко «олимпиадами». В 1919 ᴦ. проведено 8 окружных, 48 губернских, 382 уездных и городских, 4980 клубных олимпиад. В последующие годы число олимпиад увеличилось. Такая тенденция продолжалась до 1924 ᴦода. [[101]].
Проводилась работа по пропаганде спорта среди населения, по увеличению массовости в различных видах спорта͵ по подготовке инструкторов. Были предприняты попытки наладить международные контакты, обсуждался вопрос об участии в Играх VII Олимпиады, обсуждались планы создать группу спортсменов для участия в международных соревнованиях. Зарождение советского физкультурно-спортивного движения протекало непросто, поднимались вопросы о продолжении существования в советской стране таких «буржуазных» видов спорта, как теннис, футбол, тяжелая атлетика и бокс, а также необходимости спорта и соревновательного процесса в советском физкультурном движении. В 20-50-е годы ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой, поскольку попала под влияние политических интересов [[102]]. В сферу физической культуры и спорта были массово вовлечены промышленные рабочие, учащиеся и представители женского пола. Разделение спорт на «буржуазный» и «пролетарский» колоссально ограничило развитие советского спорта [[103]].
В 60-е годы на фоне окончания всех революционных и военных потрясений первой половины XX века, укрепляющегося благосостояния широких слоев населения, уверенности в будущем, заметного увеличения свободного времени на досуг и развлечения взлет индустрии развлечений и спорта, а также средств массовой информации, в первую очередь телевидения [[104]].
Благодаря этому, быстро расширяется сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры. Точной копией Олимпийских игр для молодежи и студенчества становится Всемирная Универсиада - самое крупное соревнование среди студентов всего мира. Организатором выступает Международная федерация студенческого спорта (ФИСУ). Политические барьеры стираются, и в 1973 году в СССР, в Москве состоялась ХII Всемирная летняя Универсиада. Но советский студенческий спорт ждали очередные потрясения. Перестройка, развал СССР, переход к частной собственности, период реформирования общественных устоев и переход экономики к рыночным отношениям затормозили развитие детского и молодежного спорта современной России. Упраздненный в 1987 году [[105]]. Всесоюзное добровольное спортивное общество «Буревестник» лишь в октябре 1993 года преобразован в Российский студенческий спортивный союз, который представляет Россию в ФИСУ с 1994 года. А начиная с 1995 года российские студенты вновь успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. На сегодняшний день РССС является официально признанной организацией по руководству студенческим спортом в России [[106]]. РССС объединяет 64 региональных отделения в восьми федеральных округах РФ и организует свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями. РССС объединяет спортивные клубы и физкультурные организации более чем 700 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны [[107]]. На данный момент с Союзом сотрудничают 15 студенческих лиг и федераций по различным видам спорта. Около 10 тысяч специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 60 видов спорта, наиболее массовыми из них являются бадминтон, баскетбол, бокс, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, фехтование, футбол, настольный теннис, шахматы. [[108]]