Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Опека и попечительство как институт гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, Т.О. Урумова предлагает дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим предложением: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение»[44]94.

Особой категорией детей, над которыми может быть установлена опека, являются дети несовершеннолетних родителей. Новшеством законодательства является установление оснований прекращения опеки такого вида. Наряду с применением общих оснований, опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении их родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Однако данное правило противоречит ст. 62 СК РФ, предоставляющей право несовершеннолетним родителям самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

Т.О. Урумова предлагает изложить ч. 2 ст. 29 в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет»[45]95.

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекун (попечитель) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Данная норма противоречит основным началам, закрепленным общими положениями данного Федерального закона.

Ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» гласит, что одним из принципов деятельности по опеке и попечительству является свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.

Реализация этого принципа предполагает право любого гражданина на отказ от принятых на себя функций по опеке или попечительству и обязанность органа опеки и попечительства такое право безоговорочно удовлетворить в случае заявления об отказе.

Однако данная норма закона говорит не об обязанности, а о праве органа опеки и попечительства освобождать опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Буквальное толкование ч. 3 данной статьи позволяет сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства вправе и не удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей.


Поэтому эта норма должна быть преобразована так, чтобы из нее можно было сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства в любом случае должны удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей и не вправе отказать в этом.

Не менее важно провести уточнение норм семейного законодательства, а в отдельных случаях и восполнить пробелы в правовом регулировании опеки и попечительства.

В юридической литературе в контексте данной проблемы особенно часто уделяется внимание ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Согласно ч. 1 указанной статьи родители, желающие воспользоваться возможностью установления над их детьми опеки или попечительства, вправе обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим письменным заявлением, в котором в обязательном порядке указываются: во-первых, причина, в силу которой родители не смогут исполнять свои родительские обязанности, во-вторых, срок нахождения их ребенка (детей) под опекой или попечительством и, в-третьих, кандидатура предполагаемого опекуна или попечителя. Причина, указанная родителями в заявлении, должна быть уважительной.

Однако Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не дает примерного перечня таковых, а также не устанавливает срок пребывания ребенка в семье опекуна или попечителя. Большинство авторов сходится на том, что максимальный срок не должен превышать пяти лет.

Не предусмотрены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и правовые последствия в случае неявки родителей в установленный срок. Представляется, что в подобной ситуации орган опеки и попечительства должен вынести дополнительный акт о продлении полномочий опекуна или попечителя, а также, исследовав обстоятельства, не позволившие родителям явиться вовремя, при необходимости принять меры к привлечению их к ответственности, вплоть до лишения родительских прав.

Кроме того, данная норма имеет дефекты.

Во-первых, она сформулирована таким образом, что заявление в орган опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя на период невозможности по уважительным причинам исполнения родительских обязанностей с указанием конкретного лица могут подать только два родителя: мать и отец. Это следует из прямого использования множественного числа «родители» вместо единственного числа «родитель» и уточнения «совместное» применительно к заявлению. Таким образом, при такой формулировке текста закона закрепленная в нем норма права может быть использована только полными семьями.


О.В. Фетисова предлагает разрешить данную ситуацию путем закрепления в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» следующего положения: «Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, ходатайствует об установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства вправе принять такое заявление и, рассмотрев его, вынести решение об установлении опеки или попечительства над ребенком или отказать в этом, исходя из интересов несовершеннолетнего и с учетом возражений отдельно проживающего родителя»[46]96.

Во-вторых, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» называет в качестве носителей анализируемого права только родителей. Однако к кровным родителям в силу ст. 137 СК РФ приравниваются усыновители, поэтому наличие у них права подавать подобные заявления в органы опеки и попечительства имеет вполне законное основание. Вместе с тем совершенно обоснованным было бы наделение правом, о котором идет речь, также лиц, замещающих родителей, а именно опекунов (попечителей), приемных родителей.

Ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» наделяет единственного родителя, имеющего ребенка правом обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением, в котором он формулирует просьбу передать несовершеннолетнего под опеку (попечительство) конкретному лицу в случае его смерти. Из смысла нормы вытекает, что непосредственное рассмотрение заявления, а также проверка названного в нем кандидата в опекуны (попечители) производятся органом опеки и попечительства после наступления смерти родителя. Для того, чтобы заявитель мог предложить иное лицо, имеющее желание и возможность исполнять функции опекуна (попечителя) в будущем, необходимо уточнить право органов опеки и попечительства рассмотреть заявление единственного родителя непосредственно после его подачи с целью предварительной предполагаемого опекуна (попечителя) на предмет его соответствия требованиям законодательства.

2.2. Эволюция правового статуса органов опеки и попечительств

Термин "опека" в настоящее время в юридическом обиходе используется в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении. В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, Владимирский-Буданов М.Ф. определял опеку как "искусственную власть над семьей", Шершеневич Г.Ф. - как "искусственную семью", Синайский В.И. - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе". «Опека стоит как бы на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые по малолетству или другому обстоятельству нуждаются в призрении и находят его в опеке; с другой – преследуют цели государства: на нем лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах, следовательно, для государства есть повод создать учреждение, которое оказывало бы пособие нуждающимся в нем. Существуют разные воззрения на опеку. Так по одному воззрению, опека составляет замену родительской власти… По другому воззрению, опека есть отрасль деятельности государства: оно обязано заботиться о благе всех граждан, особенно тех, у которых нет сторонних забот… Наконец, по третьему воззрению, опека представляет аналогию договора – это поручение, возлагаемое на опекуна со стороны опекаемого, блюсти его интересы».


«Ершова Н.М. в своей работе «Опека и попечительство над взрослыми» говорит о защите личных и имущественных прав опекаемых. Более точное понятие опеки было сформулировано ею в более поздних работах, в которых она утверждала: «Под установлением опеки или попечительства следует понимать назначение опекуна или попечителя для защиты (охраны) прав и интересов лиц, не способных полностью или частично самостоятельно осуществлять эти функции». Пчелинцева Л.М. отмечает, что "в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан". Было бы уместным заметить, что семейное право имеет свой взгляд на понятие опеки и попечительства.

В ст. 145 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ рассматривают опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов6 . Многогранный термин «опека и попечительство» означает вид социальной заботы, форму устройства несовершеннолетних и недееспособных либо не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, деятельность органов опеки и попечительства по ее установлению, деятельность опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства, систему правоотношений, а также правовое состояние, характеризующее социальный и правовой статус личности, над которым учреждены опека или попечительство форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Пункт 2 ст. 2 Закона регламентирует попечительство, как форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Однако, некоторые авторы, в частности Аргунова Ю.Н., считают, что определение, данное новым ФЗ, не отражает целей опеки (защита прав и интересов, в частности недееспособных)9 . Исследователь, аргументируя свою точку зрения, обращается к лингвистическому значению понятия «опека».


Заключение

Таким образом, была исследована опека и попечительство над детьми, оставшихся без родительского попечения, по законодательству Российской Федерации.

Проанализировав общие положения об опеке и попечительстве как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, определили, что под опекой, как формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, понимается институт по обеспечению правосубъектности малолетних граждан, который устанавливается над данной категорией лиц до достижения ими 14-тилетнего возраста, а под попечительством, как формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, - институт по обеспечению правосубъектности несовершеннолетних граждан, который устанавливается в отношении рассматриваемой категории лиц в возрасте от 14 (четырнадцати) – 18 (восемнадцати) лет.

Целями опеки и попечительства являются: восполнение правосубъектности подопечных детей; защита личных и имущественных прав подопечных детей; воспитания ребёнка для подготовки его к правильной социализации.

Исходя их характеристики правовой регламентации отношений в сфере опеки и попечительства над детьми в Российской Федерации, и с учётом комплексной (межотраслевой) природой опеки (попечительства), установили, что правовое регулирование отношений в этой сфере регламентируются рядом положений международно-правовых норм, российского федерального законодательства (гражданского и семейного, и специального – Закона об опеке и попечительстве) и регионального законодательства.

Список источников и литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Рос. газ. – 1995. – 05 апреля. - № 67.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 г. (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. – 2001. - № 2. - Ст. 163.
  3. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12.
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СЗ РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 251-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // СЗ РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
  11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.
  12. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1929.
  13. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. – 1996. - № 52. - Ст. 5880.
  14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3802.
  15. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
  16. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. – 2001. - № 17. - Ст. 1643.
  17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  18. Об опеке и попечительстве : Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48 (в ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. – 2008. - № 17. – Ст. 1755.
  19. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 // СЗ РФ. – 2012. - № 23. - Ст. 2994.
  20. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием : Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. – 2002. - № 15. - Ст. 1434.
  21. О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю : Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 944 (ред. от 08.09.2010) (вместе с «Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю») // СЗ РФ. – 2008. - № 1. - Ст. 10.
  22. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан : постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных») // СЗ РФ. – 2009. - № 21. - Ст. 2572.
  23. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью : Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 г. № 117 // СЗ РФ. – 2013. - № 36. - Ст. 4577.
  24. О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних : Письмо Минобрнауки России от 19.07.2013 г. № 07-1060. – Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  25. Решение Аргыского районного суда Республики Татарстан от 2 ноября 2016 г. по гражданскому делу № 2-910/2016 по иску Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Агрызском районе Республики Татарстан о взыскании излишне уплаченных ежемесячных выплат. // Судебные и нормативные акты РФ : сайт. – Режим доступа: http://sudact.ru. - Загл. с экрана.
  26. Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 12 мая 2017 г. по гражданскому делу № 2-535/2017  по иску опекуна, действующего в интересах несовершеннолетней, о выделе доли в общем имуществе. // Судебные и нормативные акты РФ : сайт. – Режим доступа: http://sudact.ru. - Загл. с экрана.
  27. Агапов, С.В. Семейное право : учебник и практикум для СПО / С.В. Агапов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 257 с.
  28. Беспалов, Ю.Ф. Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юрипруденция» / Под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. –М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 367 с.
  29. Букалерова, Л.А. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовом регулировании опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации : научно-практическое пособие / Л.А. Букалерова, Е.А. Прокофьева. - М., 2013. – 302 с.
  30. В России сокращается число детей, оставшихся без попечения родителей // ИА REGNUM : сайт. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2209451.html - Загл. с экрана.
  31. Гонгало, Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2017. - 511 с.
  32. Доржиева, С.В. Право приемного ребенка на воспитание // Вестник Пермского университета. - Вып. 4 (10). - 2010. - С. 104.
  33. Доржиева, С.В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье : дис. … канд. юрид. наук / С.В. Доржиева. – М., 2016. – 271 с.
  34. Дрожжина, И.В. Договор о приемной семье: понятие и особенности заключения. // Юридическая наука. – 2011. - № 2 – С. 30 – 32.
  35. Ершов, В.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / В.А. Ершов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2014. – 160 с.
  36. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (постатейный) / Н.А. Агешкина [и др.]. – Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2014.
  37. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин [и др.]. – Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2014.
  38. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева [и др.]; под ред. С.А. Степанова. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. - 352 с.
  39. Косова, О.Ю. Право ребенка на семейное воспитание: учебное пособие. / О.В. Косова. - Иркутск, 2012. - С. 8.
  40. Кузнецова, О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный)  / О.В. Кузнецова. – Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2014.
  41. Курбанов, Р.А. Семейное право: учебник / под ред. Р. А. Курбанова. – М. : Проспект, 2015. - 232 с.
  42. Куропацкая, Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / Е.Г. Куропацкая, Н.А. Темникова, О.С. Попова. - Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2015.
  43. Куропацкая, Е.Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья. - 2014. - № 7. - С. 47 - 50.
  44. Левушкин, А.Н. Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 030500 «Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» / А.Н. Левушкин, А.А. Серебрякова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 407 с. .
  45. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» / О.Г. Алексеева [и др.]; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2012. - 654 с.
  46. Пяткина, Г.Н. Педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемной семье: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н. Пяткина. - Томск, 2011. - С. 16.
  47. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало [и др.]; под ред. П.В. Крашенинникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. – 138 с.