Файл: Пcихологические факторы профессиональной адаптации работников.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования. Это своего рода повторная адаптация: человек, оставаясь на своем рабочем месте, адаптированный к нему, должен приспосабливаться к новой экономической, социальной и психологической ситуации. Требование большей увязки оплаты труда с его конечными результатами заставляет стимулировать использование своих возможностей, что часто сопровождается повышением интенсивности труда как за счет более высокого темпа работы, увеличения продолжительности рабочего времени, так и за счет игнорирования правил охраны труда и техники безопасности. Дезадаптация работника к таким условиям труда проявляется в повышении травматизма и заболеваемости, развитии некомпенсируемого утомления работника, не успевающего восстановить работоспособность к началу очередного рабочего периода.
Значимость в адаптации работников играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей.
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Основные задачи службы адаптации - разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника, по стабилизации трудового коллектива, росту трудовой отдачи работников, повышению удовлетворенности трудом.
Главная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к осуществлению конкретных мероприятий, изменению параметров внешней среды и т.п.: функциональных служб заводоуправления, администрации, линейных руководителей.
Слагаемые эффекта от деятельности службы адаптации - снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, срока выхода на средний Уровень выполнения норм в цехе, на участке, числа нарушений трудовой дисциплины и т.п.
Вывод
Я считаю, что у работника на производстве важную роль играет адаптация. Изучение проблем профессиональной адаптации человека очень актуальна. Хорошие, дружелюбные отношения в коллективе повышают трудовую деятельность у работника. Молодой специалист, который только устроился на какое либо предприятие чувствует дискомфорт в окружении и ему тяжело приспосабливаться к внутренней и внешней среды трудовой деятельности и коллективу. Адаптация относиться не только к людям, которые не меняли своё рабочее место. По моему мнению, для работника адаптация имеет большое значение как в том, чтобы хорошо и качественно была выполнена работа, так и в дальнейшем построить свой карьерный рост. Работник, таким образом, ведёт процесс ознакомления с организацией, с требованиями и правилами. Процесс профессиональной адаптации оказывает на индивида существенное влияние на самосознание. В каждом предприятии просто необходимы кадровые службы адаптации.
Глава II Профессиональная адаптация
2.1. Общая характеристика
Профессиональная адаптация отражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии. Обычно ее связывают с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически профессиональная адаптация начинается еще во время обучения профессии, профессионального образования, когда не только усваиваются знания, навыки, правила и нормы поведения, но складывается характерный для работников той или иной профессии стиль жизни.
Профессиональная адаптация рассматривается как составная компонента общей схемы адаптации, включающей, как известно, психофизиологический, социально-психологический, организационный и собственно профессиональный аспекты.
Термин профессиональная адаптация обращается применительно к назначенному на должность работнику, как привлеченному по внешним источникам найма, так и в порядке внутренней ротации.
Специалисты в области управления персоналом считают профессиональную адаптацию как систему мероприятий проводимых в компании с работниками, назначаемыми на должность с целью:
обеспечения работников необходимой информацией о целях и задачах предприятия,
уменьшения времени на достижение общих стандартов исполнения работы,
нейтрализации ощущения неумелости
уменьшения времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия,
нацеливания работника на выполнение узловых точек рабочего процесса,
развития активного принятия работниками корпоративных ценностей предприятия,
соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики
2.2 Программы профессиональной адаптации
Практика работы с персоналом показывает, что в компании для решения задач успешной профессиональной адаптации весьма желательными являются создание Программ профессиональной адаптации. Основное предназначение таких программ - определить этапы, содержание и персональную ответственность за процессы профессиональной адаптации на рабочем месте назначаемых на должность работников. При этом, как правило, практически не имеет значение, принят ли работник "с улицы" или назначен на должность в порядке внутренней ротации кадров.3.
2.3 Мотивационные факторы профессиональной адаптации
Профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Факторы профессиональной адаптации сгруппированы[2]
Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности.
Из всего выше мною сказанного можно сделать вывод что, факторы профессиональной адаптации играют немало важную роль и являются универсальными в профессиональной деятельности. Это сложный и длительный процесс вступления в трудовую деятельность на протяжении всей жизни работника. Важно при приеме на работу персонала, учитывать их особенности, знать поход к той или иной ситуации. Профессиональная адаптация во многом зависит от мотивационных факторов. Согласно теории деятельности А.И. Леонтьева мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеют свои источники в практической деятельности. Таким образом, человек который приходит на новое место думает, что «должно быть так», «как должно быть» и, когда уже понятна разница на предприятии между декларируемым и реальными правилами, формирует свою мотивацию поведения.
Для любого производства персонал является и будет основой успешности и таким образом от хороших показателей рабочих зависит качество продукции и в следствии прибыль. Именно поэтому можно сказать, что грамотное протекание процесса адаптации положительно и результативно сказывается на человеке и раскрывает свой потенциал.
Глава III. Пcихологические факторы профессиональной адаптации практическое исследование – Выявление фактора профессиональной адаптации.
Мною было проведено исследование на выявление фактора профессиональной адаптации, который в большей степени оказывает влияние на процесс адаптации нового работника в организации. Для достижения этой цели мной были использована психодиагностическая методика: Многоуровневый (модифицированный) личностный опросник (МЛО) "Адаптивность"
Многоуровневый (модифицированный) личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Опросник разработали А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: — «достоверность» (Д); — «нервно-психическая устойчивость» (НПУ); — «коммуникативные способности» (КС); — «моральная нормативность» (МН); — «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП)
Многоуровневый (модифицированный) личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина
Шкалы: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность
Назначение теста:
Диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.
Инструкция к тесту:
Ответьте “Да” или “Нет” на приведенные ниже утверждения.
Тестовый материал
1. Бывает, что я сержусь.
2. Зачастую по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
4. Судьба несправедлива ко мне.
5. Запоры у меня бывают редко.
6. Иногда мне очень хотелось покинуть свой дом.
7. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
8. Я думаю, что меня никто не понимает.
9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему взаимностью.
10. Временами мне в голову приходят такие плохие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
11. Мне бывает сложно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
12. Зачастую у меня бывают странные и необычные переживания.
13. У меня не было неприятностей из-за моего поведения.
14. В детстве я однажды совершал мелкие кражи.
15. Временами у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.
16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.
18. Мою семью не устраивает моя работа.
19. Бывало, что я не сдерживал обещаний.
20. Часто испытываю головные боли.
21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
22. Было бы неплохо, если бы почти все законы отменили.
23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю игнорировать их, если они со мной не заговаривают первыми.
25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
26. Я человек общительный.
27. Временами я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
28. Большую часть времени настроение у меня унылое.
29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
30. Я не уверен в себе.
31. Иногда я лгу.
32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.
33. Я считаю, что большинство людей могут соврать, чтобы продвинуться по службе.
34. Я с удовольствием принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.