Файл: Пcихологические факторы профессиональной адаптации работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность";

с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность"

Уровень адаптивных способностей (стены)

Интерпретация

5-10

Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

3-4

Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

1-2

Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). [3]

В данной таблице приведены ответы Тарасовой А. Д. учителя начальных классов, 23 года, общий стаж работы 4 года, время работы на последнем месте 2 месяца, наставник отсутствовал.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

+

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

-

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

-

136.

137.

138.

139.

140.

141.

142.

143.

144.

145.

146.

147.

148.

149.

150.

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

151.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

164.

165.

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+


В данной таблице приведены ответы Степанова С.С. врача терапевта, 26 лет общий стаж работы 2 года, время работы на последнем месте 1 месяц, наставник отсутствовал.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

-

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

+

+

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

+

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

136.

137.

138.

139.

140.

141.

142.

143.

144.

145.

146.

147.

148.

149.

150.

+

-

+

+

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

+

151.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

164.

165.

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-


В данной таблице приведены ответы Саенко Ю.В кадастрового инженера, 28 лет, общий стаж работы 5 лет, время работы на последнем месте 1 год, во время прохождения испытательного срока была поддержка со стороны наставника.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

-

-

-

+

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

-

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

103.

104.

105.

+

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

118.

119.

120.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

136.

137.

138.

139.

140.

141.

142.

143.

144.

145.

146.

147.

148.

149.

150.

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

151.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

164.

165.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+


Проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу, что участники опроса обладают низким уровнем адаптации, имеют ряд психических отклонений, способны на необдуманные поступки, вспыльчивы. Таким людям очень сложно адаптироваться в новой среде, они отчуждают все новое и незнакомое. Также, можно сказать, что такие работники не обладают коммуникативными способностями и им очень сложно заводить новые знакомства. Что касается дисциплины, то поведение таких сотрудников контролировать крайне сложно, они легко могут отойти от общепринятых норм и устоев. Такие результаты могут быть последствием работы участников в сфере образования и медицины, где очень необходимо обладать высокой стрессоустойчивостью. Работая с маленькими детьми, учителям приходится зачастую применять дисциплинарные наказания, а также необходимо влиять на детей таким образом, чтобы внушить им уважение к себе. Работа доктором также требует много терпения и внимательности. В задачи врача входит найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Если в работе учителя основной уклон идет на общение с детьми, то в работе врача уклон идет на общение со всеми возрастными категориями, что значительно осложняет задачу. Также, на результаты теста мог повлиять тот факт, что данные испытуемые работают в своей сфере не так давно, следовательно, уровень тревожности у данных работников очень высок. Это же подтверждают ответы работника иной сферы, так например результаты кадастрового инженера говорят о более высоком уровне адаптации, нормальном психическом и психологическом состоянии человека, хорошие коммуникативные навыки, а также высокий уровень ответственности и стремление к выполнению правил и порядков в организации и на предприятии. Работа кадастрового инженера связана больше с техническим обеспечением и оборудованием, чем с общением с другими людьми, следовательно, эмоциональное напряжение на работе ниже и тем ниже уровень тревожности работника. И самым важным моментом для подведения итогов данного теста, является наличие лишь у инженера наставника в его работе, как выяснилось, у преподавателя начальных классов и у терапевта наставник отсутствовал, что в первую очередь повлияло на поведение работника в новом коллективе, на новом рабочем месте и в новой, некомфортной для него среде.

В результате проведенного мною исследования методики были обнаружены взаимосвязи личностного адаптационного потенциала с поведенческой регуляцией, коммуникативным потенциалом, уровнем тревожности (таблица 1). В исследовании принимали участие работники организаций разных форм собственности и разных видов деятельности, в возрасте от 20 года до 58 лет.


Таблица 1. Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала с поведенческой регуляцией, коммуникативным потенциалом, уровнем тревожности.

Поведенческая регуляция

Коммуникативный потенциал

Уровень тревожности

P = 0,01 при N = 20

Личностный адаптационный потенциал

0,95

0,95

-0,84

R = 0,58

Согласно данным, представленным в таблице 1., личностный адаптационный потенциал испытуемых тем выше, чем выше уровень поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и чем ниже уровень тревожности. Это говорит о том, что новые работники, обладающие этими психологическими свойствами, хорошо адаптируются в организации: к новым условиям деятельности, быстро "входят" в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения в организации. Однако если у нового сотрудника высокий уровень беспокойства, то он не сможет выполнять данные ему требования в полной мере и достигать поставленные перед ним результаты, что может сказаться на процессе адаптации.

По результатам методики, представленным в таблице 2., уровень коммуникативного потенциала тем выше, чем выше уровень поведенческой регуляции, уровень поведенческой регуляции и чем ниже уровень тревожности.

Таблица 2. Взаимосвязь коммуникативного потенциала с уровнем комфортности, уровнем беспокойства, поведенческой регуляцией.

Уровень комфортности

Уровень беспокойства

Поведенческая регуляция

P = 0,01 при N = 20

Коммуникативный потенциал

0,69

-0,73

0,86

R = 0,58

Комфортность в данном случае описывает способность человека приспосабливаться к окружающей ситуации. Приходя в новую организацию, человек попадает в чужую среду, со своими нормами и правилами общения, и наличие у человека высокого уровня комфортности положительно скажется на его отношениях в коллективе. Высокий уровень тревожности будет означать постоянные нервно - психологические срывы, что будет отражаться на качестве и успешности коммуникативного процесса нового работника и коллектива. Также способность контролировать себя, собственное поведение будет способствовать успешной коммуникации работника в новых условиях труда.

В ходе исследования была выявлена роль наставника в процессе адаптации сотрудников. Результаты исследования показали, что у большинства опрошенных (более 67%) наставник был, что благоприятно отразилось на процессе их адаптации в новой организации.