Файл: Субъекты предпринимательского права (Проблематика субъектов предпринимательского права в трудах современных отечественных правоведов).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
Введение
Предпринимательское право - весьма специфическая отрасль не только для российской правовой системы, но и для правовых систем других государств. Ее специфичность определяется сложным положением отрасли. С одной стороны, предпринимательское право можно отнести к гражданскому. С другой стороны, участники соответствующих правоотношений далеко не всегда вступают исключительно в «горизонтальные» взаимоотношения, что позволяет, по крайне мере частично, отнести предпринимательское право к нормам публичного права.
Тема «Субъекты предпринимательского права» выбрана нами не случайно. Актуальность данной темы обуславливается следующим. В течение последних двадцати шести лет Россия переживает фактически непрекращающуюся реформу. Появление предпринимательской деятельности является как одной из причин названных изменений, так и их объектом, тем, на что реформы направлены. При этом, изучая научную и учебную литературу, мы не всегда можем сразу понять, кто является субъектом предпринимательского права. А в силу специфичности субъекта, он, несомненно, должен обладать столь же специфической правоспособностью, которой не обладают субъекты других отраслей права.
Таким образом, очевидно, что определение круга субъектов предпринимательского права несет важнейшее значение как для самой науки предпринимательского права, так и для правотворчества в целом, а равно для отнесения изучаемой сферы знания к частному или публичному праву.
Целью настоящей работы, таким образом, является определение точного круга субъектов предпринимательского права и ключевых критериев отнесения субъекта к таковым.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить существующие точки зрения на понятие субъектов предпринимательского права и определить, можно ли говорить о существовании единой или, по крайней мере, превалирующей позиции;
- Определить, возможно ли на настоящем этапе развития науки составление исчерпывающего перечня субъектов предпринимательского права и составить такой список;
- Выяснить, какие реальные правовые проблемы существуют и возникают при определении субъектов предпринимательского права.
Структура настоящей работы соответствует изложенному выше. Работа состоит из введения, трех глав, где последовательно решаются заявленные в предыдущем абзаце задачи, и заключения, содержащего ключевые выводы и обоснованное сообщение о достижении заявленной цели. В настоящем исследовании мы будем использовать следующие общенаучные методы: анализ, синтез, выдвижение гипотез, сравнительный подход.
Эмпирическая база для работы включает в себя следующие источники: нормативно-правовые акты, труды выдающихся российских правоведов: Суханова Е.А., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Губина Е.П., а также работы признанных классиков российской и советской правовой школы, например, Строгович М.С., Голунского С.А., Мартемьянова В.С.
Глава 1. Проблематика субъектов предпринимательского права в трудах современных отечественных правоведов.
Перед тем, как приступить собственно к определению того, кого ведущие российские правоведы относят к субъектам предпринимательского права, представляется необходимым разобрать понятие «субъект права» и «субъект правоотношения» чуть более подробно. В юридической литературе встречаются различные типы определений.
Например, выдающийся современный специалист в области теории права В. С. Нерсесянц определяет субъект права (или субъект правоотношения) следующим образом: «субъекты (участники) правоотношения — это субъекты права, обладающие предусмотренными реализуемой нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью»[1].
Другой известный юрист Марченко М.Н. пишет: «Субъектами права являются лица или организации, за которым признано законом определенное юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями»[2].
Анализ трудов советских правоведов дает возможность понять, что каких-то существенных изменений в указанному определении за последние десятилетия не произошло. Так, в популярном учебном пособии 1940 года содержится следующая дефиниция: «Субъект права - лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношениях»[3]. Видно, что в настоящий момент используются более широкие и объемные определения, но ключевые моменты и суть их сохраняются в практически неизменном виде.
Итак, что становится очевидно из исследования теоретических правовых трудов? Мы видим три основных черты, присущих, по всей видимости, субъектам любой отрасли права.
- Субъектами признаются лица или организации, то есть те, чье появление так или иначе предусмотрено или же регулируется нормативно-правовыми актами.
- Субъект права обладает определенной правосубъектностью, реализует права и обязанности и несет ответственность за свои действия и бездействие.
- Субъект права является или, по крайней мере, может являться участником регулируемого данной отраслью права правоотношения.
Очевидно, что субъект права не может рассматриваться отдельно от, собственно, изучаемой отрасли права. Так что следующий шаг нашего исследования - определение места предпринимательского права в российской правовой системе.
Решение этой задачи оказывается куда менее очевидным, чем может показаться на первый взгляд. Изучение различных трудов, посвященных данной теме, демонстрирует нам порой прямо противоречащие одна другой точки зрения. Например, С. Э. Жилинский в своем несколько устаревшем сейчас, но, несомненно, фундаментальном труде характеризует предпринимательское право как «систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, где одной из сторон или обеими сторонами выступают предприниматели»[4].
В свою очередь, В.Т. Батычко приводит следующее определение: «Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества».[5] Следует отметить, что данное определение полностью копирует то, которое более двадцати лет назад ввел В. С. Мартемьянов[6].
Мы не видим необходимости и далее цитировать существующие дефиниции. Уже сказанного вполне достаточно, чтобы сделать основные выводы. Они заключаются в следующем.
1. Практикующие цивилисты и ученые-теоретики разделились в настоящее время на тех, кто воспринимает предпринимательское право как самостоятельную отрасль, и на тех, кто таковой ее не считает.
2. Среди обеих групп есть как те, кто считает предпринимательское право относящимся исключительно к сфере частного права, так и другие, полагающие, что оно регулирует и публичные отношения. Например, Е. А. Суханов, выдающийся российский цивилист, не признавая предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли, полагает, что «обособление соответствующего законодательного массива, а также выделение учебной дисциплины, посвящённой изучению правового регулирования предпринимательской деятельности, которые имеют комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые конструкции»[7]. Вопрос отнесения предпринимательского права к публичному по очевидным причинам имеет огромное значение для определения субъектного состава данной правовой системы.
Итак, выше нам удалось определить понятие «субъекта права» и выяснить, что в российской правовой школе присутствуют диаметрально противоположные точки зрения на место предпринимательского права в системе российского права. Теперь необходимо оценить, как в литературе определяется субъект предпринимательского права.
Начать следует с того, что само определение субъекта преследует у разных авторов разные цели. Например, А. И. Каминка в своем достаточно оригинально выстроенном труде пишет: «… таким образом, сама собой выдвигается новая задача - выяснить, кто является предпринимателем в современных условиях капиталистического хозяйства»[8]. Впоследствии автор углубляется в понятие собственности и, делая правильный вывод о том, что «выясняя вопрос о собственнике, мы отнюдь не всегда устанавливаем, кто является действительным распорядителем имущества», приходит к тождеству понятий «выгодоприобретатель» и «субъект предпринимательского права».
В свою очередь, С. Э. Жилинский представляет следующее определение: «субъект предпринимательской деятельности — это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке»[9].
Названные авторы являются сторонниками отнесения предпринимательского права исключительно к сфере частного, и указанные определения следуют той же логике. Однако, как было сказано выше, эта точка зрения не является единственной. Определение, данное В. Т. Батычко, таким образом, оказывается несколько шире: «Субъекты предпринимательского права – это граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования»[10]. Хочется обратить внимание на то, что автор говорит не о государственных и муниципальных предприятиях, а именно о государстве и муниципальных образованиях, несомненно подразумевая здесь выполнение ими регулятивных функций.
Правильным и представляющим интерес для нашего исследования утверждением предстает и вывод автора относительно момента, когда субъект становится собственно субъектом предпринимательского права. Им является момент вступления субъекта в правоотношение, регулируемое нормами предпринимательского права. Иначе говоря, например, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые в текущий момент не осуществляют никакой деятельности, не несут никакой ответственности и не вступают, таким образом, в какие бы то ни было правоотношения, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности, не могут в полном смысле этого слова являться субъектами предпринимательского права.
Выводы.
Не принимая пока что ни одной из точек зрения, хоть и склоняясь к той, в рамках которой предпринимательское право находится на стыке частного и публичного, мы полагаем, что полноценное определение субъекта предпринимательского права должно звучать следующим образом:
Субъект предпринимательского права - лицо или организация, зарегистрированное и ведущее свою деятельность в установленном законом порядке, обладающее специальной правоссубъектностью и вступающее либо вступившее в правоотношение, регулируемое нормами предпринимательского права и связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Глава 2. Виды субъектов предпринимательского права.
В предыдущей главе мы постарались, настолько широко, насколько это допускает объем и цель нашей работы, оценить существующие в современной российской науке точки зрения на то, какими свойствами должно обладать лицо или организация, чтобы ее можно было с полным правом отнести к субъектам предпринимательской деятельности. Сделанные нами выводы демонстрируют, что в отношении некоторых субъектов возможны и альтернативные точки зрения, о чем будет сказано далее, однако ключевые субъекты встречаются во всех без исключения рассмотренных нами исследованиях. С них мы и начнем данную главу.
Физические лица как субъекты предпринимательского права
Предпринимательская деятельность гражданина - физического лица регулируется в первую очередь ст. 23 Гражданского кодекса РФ. Из текста статьи мы узнаем, что гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя либо аналогичным образом заниматься «производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства», создав крестьянское (фермерское) хозяйство.
Гражданин, работающий через ИП, обладает теми же правами, что и профессиональный предприниматель - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью. Чтобы зарегистрировать ИП, гражданин должен обладать полной дееспособностью и пройти процедуру регистрации в установленном законом порядке.