Файл: Субъекты предпринимательского права (Проблематика субъектов предпринимательского права в трудах современных отечественных правоведов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особый интерес вызывает п. 4 указанной статьи, согласно которому «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица … не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем». Данная мера призвана защитить граждан от недобросовестных контрагентов.

Отдельного упоминания заслуживает и такой тонкий вопрос как ответственность индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, кроме того, на которое не может быть наложено взыскание. Таким образом, работая без образования юридического лица, гражданин автоматически оказывается в «группе риска» и несет куда большую ответственность, чем директор общества.

Более того, современное законодательство позволяет еще больше усложнить работу индивидуального предпринимателя. Например, согласно документу под названием «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»[11], предприниматели должны оплачивать услуги телефонной связи по специальным тарифам, превышающим обычные тарифы для физических лиц. Представляется, что такая норма несколько преувеличивает реальную потребность работающих из дома индивидуальных предпринимателей в телефонной связи.

Регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей регулируется положениями ФЗ № 129 от 8 августа 2001 года и предполагает принятый почти во всех странах мира уведомительный порядок. Впрочем, вопросы регистрации граждан вызывают у нас некоторые вопросы, которые будут дополнительно рассмотрены в третьей части нашего исследования.

Юридические лица как субъекты предпринимательского права

Юридические лица во всех странах современного мира являются в некотором смысле основой предпринимательской деятельности и, соответственно, предпринимательского права.

Все изученные нами источники без исключения уделяют юридическим лицам особое внимание. При этом, все указанные источники в принципе говорят примерно об одном и том же. Вся информация о юридических лицах как о субъектах предпринимательского права может быть сведена к следующему.


Юридические лица, виды, способы создания, реорганизации, ликвидации, пределы ответственности и прочая информация о которых содержится в главе 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, делятся на те, чьей целью является извлечение прибыли, и другие, чьей целью является что-то другое. Правоведы полагают, что представители обеих групп являются так или иначе субъектами предпринимательского права и предпринимательской деятельности.

При этом, по всей видимости, предполагается, что коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия согласно ч. 2 ст. 50 ГК РФ) являются субъектами предпринимательского права в течение всего времени своего существования, а иные, некоммерческие организации, перечень которых определен в ч. 3 ст. 50 ГК РФ и столь велик, что мы полагаем безосновательным приводить его здесь целиком, представляют собой таковые субъекты только в тех случаях, когда, собственно, вступают в соответствующие правоотношения.

Поскольку, согласно ч. 4 ст. 50 ГК РФ, «некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям», такие случаи так или иначе возникают постоянно, а значит, все российские юридические лица, если не постоянно являются, то, по крайней мере, могут в любой момент оказаться субъектами предпринимательского права.

Мы не случайно использовали в предыдущем абзаце слово «российские». Иностранные юридические лица, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации, тоже несомненно являются субъектами предпринимательского права. Нам не удалось обнаружить в профессиональной литературе соответствующих примеров, но представляется, что, например, представитель российского юридического лица, вступая в правоотношения с иностранным юридическим лицом и находясь, при этом, за границей, так же является субъектом российского предпринимательского права и, одновременно, предпринимательского права той страны, в которой происходит взаимодействие, а равно той страны (если речь и разных государствах), в правовой системе которой работает указанное иностранное юридическое лицо.

Наконец, отдельный тип субъекта представляют собой зависимые и дочерние общества. Специалисты выделяют их в отдельную категорию, так как по очевидным причинам действия, которые они совершают, служат интересам третьих лиц, что само по себе образует несколько иной состав и смысл правоотношения.


Все субъекты, перечисленные выше, обладают так называемой общей правоспособностью. То есть их правоспособность (условный перечень действий, которые они способны и имеют право осуществлять) по общему правилу не ограничена, находясь, разумеется, в пределах, установленных законом.

Лица со специальной правоспособностью также относятся к субъектам предпринимательского права. Их основное отличие в том, что они могут вступать не в любые правоотношения, которые оно регулируют, а лишь в некоторые из них.

Среди субъектов, обладающих специальной правоспособностью, выделяются в первую очередь коммерческие организации, не обладающие общей правоспособностью. К таким относятся, например, банки и кредитные организации, страховщики, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Причины, по которым субъекты оказываются наделенными специальной правоспособностью, могут существенно отличаться. Например, когда речь идет о банках, эта деятельность является лицензируемой в связи с тем, что банковская деятельность является буквально инфраструктурной и подлежит особому контролю со стороны государства. Муниципальные и государственные унитарные предприятия могут осуществлять деятельность, строго запрещенную для иных коммерческих организаций. Речь идет, к примеру, о производстве оружия и боеприпасов. Некоммерческие организации, в том числе автономные, бюджетные учреждения, общественные и религиозные организации также могут в целом ряде случаев представлять собой субъекты предпринимательского права.

Иные субъекты предпринимательского права

Указанные в предыдущих параграфах субъекты в том или ином виде встречаются во всех научных работах, которые мы изучили при подготовке настоящего исследования. Иначе говоря, их роль в качестве субъектов предпринимательской деятельности не вызывает сомнений у ведущих специалистов по предпринимательскому праву России.

Однако, помимо общепринятых, нам встретились и некоторые оригинальные взгляды на проблематику. Представляется необходимым сказать несколько слов, например, о труде «Предпринимательское право Российской Федерации» под редакцией Е.П. Губина и П.Г. Лахно. В своей книге коллектив авторов пишет буквально следующее:

«К иным субъектам предпринимательства… можно также отнести три категории лиц: 1) наемные работники; 2) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций; 3) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица»[12].


Такой взгляд, несомненно, предстает весьма оригинальным, в особенности, когда речь идет о наемных работниках. Нам не до конца понятна логика авторов в данном случае, хотя и нельзя не признать, что наемные сотрудники, занимающиеся деятельностью, собственно, предпринимательской и представляющие нанявшие их компании на рынке, вполне могут восприниматься этим рынком как его субъекты. Но все же, представляется, что этого недостаточно, чтобы их можно было в полной мере считать субъектами именно предпринимательского права, а не предпринимательской деятельности.

Другую интересную точку зрения высказывает А.И. Каминка. Автор, не называя прямо, все же пишет об учредителях коммерческих организаций как о субъектах предпринимательского права[13]. Интересно и обоснование этой точки зрения. Авто говорит о том, что в период времени, предшествующий началу работы коммерческой организации, его учредители проводят большую работу. Причем речь идет как о фактической деятельности (анализ рынка, изучение конкурентной среды, проведение расчетов, проведение переговоров с будущими партнерами и клиентами), так и о деятельности в правовом поле. Здесь возникает интересный вопрос, можем ли мы, например, считать отношения двух физических лиц, первый из которых платит второму за грамотную разработку юридических документов, необходимых для регистрации компании, предпринимательским правоотношением, а его участников соответственно - субъектами предпринимательского права.

К иным субъектам предпринимательского права стоит, напоследок, отнести и многочисленные союзы и ассоциации. Причем мы позволим себе не полностью согласиться с С. Э. Жилинским, который полагает, что лишь такие союзы, созданные хозяйствующими субъектами могут считаться субъектами предпринимательского права. Союзы работников, в том числе и профессиональные союзы, могут вступать в соответствующие же правоотношения, так что могут, полагаем, быть признаны таковыми.

Выводы. Из настоящей главы становится очевидно два важных момента. Во-первых, в русской правовой науке существует достаточно точное восприятие индивидуальных предпринимателей и юридических лиц как субъектов предпринимательского права. Во-вторых, есть точки зрения, которые относят к таковым иных лиц и, как представляется, делают это не всегда логично. Ключевым же выводом, который мы можем сделать на настоящем этапе, является следующий: в настоящий момент исчерпывающего списка всех лиц, которые признаются субъектами предпринимательского права подавляющим большинством правоведов, не существует и, в связи с существованием принципиально различных точек зрения на описываемую проблематику, существовать пока что и не может. Такая неопределенность в свою очередь создает или может создавать множество вопросов всякий раз, когда приходится отнести или не отнести новое лицо к субъектам предпринимательского права.


Глава 3. Правовые проблемы и коллизии, связанные с определением субъектов предпринимательского права.

Представляется, что из предыдущих глав нашего исследования можно сделать неутешительный вывод относительно такой важной темы как субъекты предпринимательского права. Исследование охватило работу нескольких правоведов и выявило отсутствие в науке единого мнения как об определяющих характеристиках субъектов, так и об их перечне. Даже самые базовые вопросы, например, считать ли союзы предпринимателей или наемных работников такими субъектами, остаются до конца не решенными.

Неудивительно поэтому, что такая путаница вызывает ряд серьезных правовых сложностей на практике. В этой главе, последней для данного исследования, мы постарались выделить наиболее значимые нюансы. Первый касается определения минимального возраста субъектов предпринимательского права. Речь, разумеется, идет о физических лицах. Ст. 23 ГК РФ не дает нам никакой информации о возрасте, с которого допустима регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей. Последовательное изучение соответствующих статей ГК РФ и 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приводит нас к выводу, что, используя положения ст. 26 ГК РФ можно зарегистрировать несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, не только сама регистрация и не только открытие счета ИП в банке потребует нотариального заверенного разрешения обоих родителей, но и каждая сделка, которая будет проведена через этот счет. Это кажется не очень логичным, особенно в свете смысла ст. 63 ТК РФ, которая позволяет шестнадцатилетнему гражданину самостоятельно подписывать трудовой договор и полноценно осуществлять трудовую деятельность. Кроме того, создавая такие сложности в отношении работы со счетами ИП, законодатель создает все условия для того, чтобы молодые предприниматели «уходили в тень» и проводили сделки не через счета, что, несомненно, создает дополнительные возможности для налоговых правонарушений. Представляется, что вполне допустимо облегчить процедуру регистрации ИП по крайней мере для лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, чтобы уравнять их в правах с лицами, осуществляющими трудовую деятельность.