Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе данной работы была достигнута поставленная цель изучить теоретические основы социально-психологического тренинга и выяснить, возможно ли повысить уровень коммуникативных способностей при помощи социально-психологического тренинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.

Александров А.А. Современная психотерапия. ,– С.Пб., 1997

Андреева Г.М. Социальная психология.,-М.: Аспект-пресс,1998

Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.

Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.С.320

Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия,-М.:Аспект Пресс,2003

Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004

Большаков В.Ю. Психотренинг. ,-СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316с.

Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992. Борисова С. Е.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство.,- СПб.: СПбГУ, 1991

Деловая игра как метод социально-психологического тренинга .,-М.:Вопросы психологии. - 1999. - №4. С.35

Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. С.238

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. ,-Л.: Изд-во ЛГУ,1985. С.132

Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. С.55

  1. Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции Истратова О.Н., Эксакусто Т. В., 2006 – 2-е изд. – Ростов н/Д: 443 с.
  2. Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во «Феникс», 1998.

Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003.

Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.

Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997.

Петровская Л. А. «Общение – компетентность – тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007


  1. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга., – М.: Изд-во МГУ, 1982. С.134

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. С.Пб., 1998.

  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева/Электронный ресурс URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-socialno-psihologicheskii-trening.htm, дата обращения 15.09.2019

Статья «Социально-психологический тренинг». Финансовый словарь. Электронный ресурс: URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29569, дата обращения 15.09.2019

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Инструкция к тесту

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Тестовый материал

  1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
  29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности

(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.


Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей 17-20 баллов у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

  1. Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во «Феникс», 1998.

  2. Статья «Социально-психологический тренинг». Финансовый словарь. Электронный ресурс: URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29569, дата обращения 15.09.2019

  3. Там же.

  4. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия,-М.:Аспект Пресс,2003

  5. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева/Электронный ресурс URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-socialno-psihologicheskii-trening.htm, дата обращения 15.09.2019

  6. Петровская Л. А. «Общение – компетентность – тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007

  7. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. С.238

  8. Александров А.А. Современная психотерапия. ,– С.Пб., 1997

  9. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.

  10. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. С.55

  11. Андреева Г.М. Социальная психология.,-М.: Аспект-пресс,1998

  12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. ,-Л.: Изд-во ЛГУ,1985. С.132

  13. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997.

  14. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.

  15. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга., – М.: Изд-во МГУ, 1982. С.134

  16. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.С.320

  17. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. С.Пб., 1998.

  18. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство.,- СПб.: СПбГУ, 1991

  19. Большаков В.Ю. Психотренинг. ,-СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316с.

  20. Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004

  21. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992. Борисова С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга .,-М.:Вопросы психологии. - 1999. - №4. С.35

  22. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999.

  23. Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003.

  24. Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции Истратова О.Н., Эксакусто Т. В., 2006 – 2-е изд. – Ростов н/Д: 443 с.

  25. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.

  26. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

  27. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.

  28. Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.