Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» ..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического тренинга
1.1. Понятие и сущность социально-психологического тренинга
1.2. История появления социально-психологического тренинга
1.3. Основные типы и этапы социально-психологического тренинга
2. Практическое исследование социально-психологического тренинга
2.1 Формирование выборки для изучения уровня коммуникативных способностей и проведение тренинга
В процессе данной работы была достигнута поставленная цель изучить теоретические основы социально-психологического тренинга и выяснить, возможно ли повысить уровень коммуникативных способностей при помощи социально-психологического тренинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.
Александров А.А. Современная психотерапия. ,– С.Пб., 1997
Андреева Г.М. Социальная психология.,-М.: Аспект-пресс,1998
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.С.320
Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия,-М.:Аспект Пресс,2003
Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004
Большаков В.Ю. Психотренинг. ,-СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316с.
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992. Борисова С. Е.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999.
Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство.,- СПб.: СПбГУ, 1991
Деловая игра как метод социально-психологического тренинга .,-М.:Вопросы психологии. - 1999. - №4. С.35
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. С.238
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. ,-Л.: Изд-во ЛГУ,1985. С.132
Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. С.55
- Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции Истратова О.Н., Эксакусто Т. В., 2006 – 2-е изд. – Ростов н/Д: 443 с.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во «Феникс», 1998.
Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003.
Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.
Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997.
Петровская Л. А. «Общение – компетентность – тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга., – М.: Изд-во МГУ, 1982. С.134
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. С.Пб., 1998.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева/Электронный ресурс URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-socialno-psihologicheskii-trening.htm, дата обращения 15.09.2019
Статья «Социально-психологический тренинг». Финансовый словарь. Электронный ресурс: URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29569, дата обращения 15.09.2019
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Инструкция к тесту
Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.
Тестовый материал
- Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
- Нравится ли вам заниматься общественной работой?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
- Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
- Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
- Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
- Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
- Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
- Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
- Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
- Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
- Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
- Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
- Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
- Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
- Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Ключ к тесту
Коммуникативные склонности |
Ответы |
(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 |
|
(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 |
|
Организаторские склонности |
(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Обработка результатов теста
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».
За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Сумма баллов |
1-4 |
5-8 |
9-12 |
13-16 |
17-20 |
Уровень |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Высший |
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей 17-20 баллов у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
-
Краткий психологический словарь / Ред.-сост.Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., расш..испр и доп Ростов н/Д:Изд-во «Феникс», 1998. ↑
-
Статья «Социально-психологический тренинг». Финансовый словарь. Электронный ресурс: URL https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29569, дата обращения 15.09.2019 ↑
-
Там же. ↑
-
Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия,-М.:Аспект Пресс,2003 ↑
-
Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева/Электронный ресурс URL: https://www.psyoffice.ru/6-1095-socialno-psihologicheskii-trening.htm, дата обращения 15.09.2019 ↑
-
Петровская Л. А. «Общение – компетентность – тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007 ↑
-
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. С.238 ↑
-
Александров А.А. Современная психотерапия. ,– С.Пб., 1997 ↑
-
Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с. ↑
-
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.– Л.: Изд-во ЛГУ,1989. С.55 ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология.,-М.: Аспект-пресс,1998 ↑
-
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. ,-Л.: Изд-во ЛГУ,1985. С.132 ↑
-
Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Речь, 1997. ↑
-
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. ↑
-
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга., – М.: Изд-во МГУ, 1982. С.134 ↑
-
Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002.С.320 ↑
-
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. С.Пб., 1998. ↑
-
Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство.,- СПб.: СПбГУ, 1991 ↑
-
Большаков В.Ю. Психотренинг. ,-СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316с. ↑
-
Близнюк А.И. Практическая психология. Мн.: Выш. шк., 2004 ↑
-
Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М., 1992. Борисова С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга .,-М.:Вопросы психологии. - 1999. - №4. С.35 ↑
-
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 1999. ↑
-
Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003. ↑
-
Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции Истратова О.Н., Эксакусто Т. В., 2006 – 2-е изд. – Ростов н/Д: 443 с. ↑
-
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265. ↑
-
Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с. ↑
-
Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт», 2006. – 48 с. ↑
-
Аверченко Л.К. Управление общением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебное пособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с. ↑