Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» ..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического тренинга
1.1. Понятие и сущность социально-психологического тренинга
1.2. История появления социально-психологического тренинга
1.3. Основные типы и этапы социально-психологического тренинга
2. Практическое исследование социально-психологического тренинга
2.1 Формирование выборки для изучения уровня коммуникативных способностей и проведение тренинга
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых важных сфер человеческой жизни, изучению которой многочисленные ученые посвятили годы работы, является общение. Важность данной сферы заключается в том, что в процессе общения появляются, развиваются и эволюционируют межличностные отношения. Таким образом, успешное общение – это важное условие для формирования и становления каждого индивида. Качество и уровень общения с точки зрения межличностной коммуникации является фактором, который существенно влияет на оценку результата деятельности личности. Следовательно, развитие коммуникативных навыков можно назвать чрезвычайно важным процессом для успешного взаимодействия человека с обществом.
Социально-психологический тренинг является одним из средств развития коммуникативной компетентности. Именно он является предметом данной работы.
Актуальность работы. Социально-психологический тренинг является относительно новым научно-практическим направлением психологии. Сейчас данное направление активно развивается как часть системы психологической службы в организации. Таким образом, изучение социально-психологического тренинга является актуальной необходимостью для успешного функционирования современной организации. Необходимо также отметить, что в результате прохождения социально-психологического тренинга человек приобретает опыт, который способствует гармонизации личности, дает позитивный результат, позволяет повысить качество жизни и взаимодействия с окружающими. В последующем человек становится способным самостоятельно решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.
В России подобные тренинги появились не так давно, однако сейчас наблюдается рост их популярности. Особое распространение получили тренинги общения и коммуникативных способностей, потому что именно эти навыки являются необъемлемой частью образа современного успешного человека. Учитывая практическую значимость и актуальность, данная тематика сейчас серьезно изучается и разрабатывается во всем мире. Следовательно, данная работа также может считаться значимой.
Цель данной работы: изучить теоретические основы социально-психологического тренинга и выяснить, возможно ли повысить уровень коммуникативных способностей при помощи социально-психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию социально-психологического тренинга.
2. Охарактеризовать социально-психологический тренинг.
3. Провести анализ принципов и этапов социально-психологического тренинга.
4. Провести экспериментальное исследование влияния социально-психологического тренинга на уровень коммуникативных способностей.
5. Разработать социально-психологический тренинг, внедрить его и изучить результаты.
Объект исследования. Социально-психологический тренинг.
Предмет исследования. Влияние участия в социально-психологическом тренинге на уровень коммуникационных способностей.
Для успешного выполнения данной работы был проведен анализ научной литературы по теме. Вопросом изучения социально-психологического тренинга занимались такие ученые, как Емельянов Ю.Н., Растянников П. В., Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Захаров В.П., Андреева Г.М., Александров А.А., Мальханова И.А.
Данная курсовая работа состоит из двух основных частей: теоретический анализ и эмпирическое исследование. В теоретической части рассматриваются теоретические подходы к анализу данной проблемы, история становления, виды социально-психологического тренинга и его особенности. В эмпирическую часть входит методика исследования, анализ полученных результатов, приложение.
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического тренинга
1.1. Понятие и сущность социально-психологического тренинга
Термин «социально-психологический тренинг» продолжительное время применяется в качестве обозначения различных групповых форм психологической работы с людьми.[1]
Понятие «социально-психологический тренинг» появилось в результате исследований, проведенных Лейпцигским университетом в 70-х годах двадцатого века. Данное понятие ввел Форверг М., как мы уже упоминали выше, в качестве обозначения групповых форм психологической работы.
Таким образом, социально-психологический тренинг является областью практической психологии, имеет ориентацию на применение активных методик групповой психологической работы для развития у человека компетентности в области общения[2].
Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Основной контингент участников социально-психологического тренинга составляют представители профессий, предполагающих интенсивное общение, и люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов [3].
В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге человек при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.[4]
Так, энциклопедический словарь под редакцией Бодалева А.А. определяет социально-психологический тренинг как прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе [5].
Емельянов Ю.Н. считает, что социально-психологический тренинг можно рассматривать как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В работах Петровской Л.А. социально-психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в контексте группы.
О том, что социально-психологический тренинг также является областью практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении, писали Растянников П. В., Жуков Ю. И., Петровская Л. А.[6]
Социально-психологический тренинг является одной из наиболее быстрых, эффективных и результативных возможностей групповой работы. Среди множества различных психологических методов развития персонального развития человека, а также повышения различных навыков общения, социально-психологический тренинг занимает важное место.[7]
Социально-психологический тренинг может помочь в решении различных задач. Это способствует развитию различных форм данного метода. Таким образом, тренинги можно разделить на два класса:
1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений.
2. Тренинги, имеющие целью углубить опыта анализа ситуаций общения.
Нельзя недооценивать важность такого явления, как компетентное общение. Это необходимый навык, который позволяет начинать и поддерживать связь с людьми. Это может выражаться в продолжительных и качественных контактах с целью работы или общения. Таким образом, компетентность в области коммуникаций включает в себя совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения.
Не менее важно отметить, что социально-психологический тренинг через групповую работу помогает проработать личностные проблемы. Используя этот метод работы, можно изучить и проработать проблемы глубинных личностных структур, некоторые из которых вполне поддаются корректировке при помощи других методов.[8] В процессе изучения последствий, которые влечет за собой воздействие социально-психологического тренинга на личность человека, было обнаружено, что человек получает множество новых сведений о своей личности. Таким образом пересматриваются ценности, мотивы, установки. Это свидетельствует о том, что социально-психологический тренинг способствует глубинному развитию личности. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся «Я» – концепцию и концепцию «другого». Овладение глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках социально-психологического тренинга [9].
Повышение компетентности в сфере общения – так можно определить цель социально-психологического тренинга. Захаров В.П. также считает, что основной целью социально-психологического тренинга является овладение социально-психологическими знаниями непосредственно в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является:
• осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждого участника;
• развитие умений и навыков общения;
• сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Факторы компетентности в общении :[10]
1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;
2. приобретения умений и навыков общения;
3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;
5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся между людьми;
6. коррекция и развитие системы отношений личности.
Цели и задачи, которые можно решить при помощи психологического тренинга, в процессе работы посредством данного метода находят свое решение при помощи определенны приемов и техник, являющимися частью социально-психологического тренинга[11].
Самосовершенствование стимулирует процессы перестройки внутреннего и внешнего опыта индивида и способствует коррекции уже сложившегося потенциала личности.[12]
Необходимо отметить, что в процессе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это позволяет расширить области и способы применения работы в группах, а также повышает ценность подобного метода и дает возможность расширить спектр решаемых проблем. Данный метод вполне доказал свою эффективность и может успешно применяться в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.
1.2. История появления социально-психологического тренинга
Началом становления социально-психологического тренинга можно считать появление групповых форм работы в области медицинской практики.
Первую попытку группового лечения в ХVIII веке предпринял австрийский врач Месмер А.. Свою славу он получил, когда смог вылечить множество людей от соматических и психических болезней.[13]
До XIX-XX века групповое поведение людей, законы функционирования групп, а также возможность групповой работы положительно воздействовать на испытуемых не были массово изучены. Только разовые медицинские работники проводили частные изыскания в данной области.
Так американский врач Пратт Д. к началу 30-х годов пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.[14]
Фрейд З. также обращал внимание на групповые методы работы. Его интересовала потребность людей отождествлять себя с личностью лидера. Его последователь Адлер А. предпринимал попытки применить методы индивидуальной терапии для работы с группами людей. По его мнению, групповой метод работы оказывает положительное воздействие на цели и ценности личности, а также помогает их корректировать. Уэндер Л. и Шильдер. П. были теми психотерапевтами, которые применили консервативный психоанализ к группе людей.