Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принимая во внимание полученные в предыдущей главе данные о том, что повышение коммуникативных навыков ведет к повышению качества жизни человека, а также позволяет ему успешно применять полученые знания в личной и деловой жизни, мы разработали трехдневный социально-психологический тренинг для повышения коммуникативных навыков.

День 1. Знакомство участников. Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, что в них, в их характере является самым важным, самым существенным. А затем найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д. Теперь по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, все начинают представляться группе. Сначала называют свое имя, а затем говорят несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. Когда все участники представятся, стоит обсудить, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Далее участникам предлагается выбрать девиз. Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

Упражнение «Рассмешить партнера». Выбирают первую пару игроков. Один из них должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. После окончания руководитель определяет самого насмешливого и самого смешливого игрока [26].

В завершение первого дня участники делятся впечатлениями о совместной работе.

День 2. Участникам предлагается упражнение для освоения навыка перехвата инициативы в диалоге. Двое участников садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, на любую тему. Другой должен подхватить разговор и при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. [27].

В продолжение второго дня участникам предлагается выполнить упражнение «Видение других». Один из участников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можно создать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать последовательность его поведения, например, за последние полчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.


Еще одно упражнение «Разговор через стекло». Двое участников с помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщают одному из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.

День 3. Упражнение на развитие эмпатии. Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь» зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов [28].

Участники выполняют упражнение «Решительный разговор». Все по очереди высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрировать группе, опять-таки – искренне и откровенно.

Участники приступают к выполнению упражнения «Всеобщее внимание». Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Затем надо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение, подсчитывают кто привлек внимание большего числа участников игры.

В завершение тренинга все участники обменялись впечатлениями и полученным опытом. После проведения тренинга все участники отметили позитивные изменения в собственном уровне коммуникативной компетентности и высоко оценили полученные навыки.

2.2 Повторное тестирование и интерпретация данных

Было проведено повторное тестирование по той же методике, которое позволило получить следующие данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты повторного тестирования по методике КОС-2

Испытуемый

Результат

1

5

2

7

3

8

4

7

5

9

6

5

7

6


Согласно данной методике, для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности. Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно утверждать, что пройденный тренинг позитивно повлиял на уровень коммуникативных способностей испытуемых.

Для подтверждения статистической важности разницы между предыдущими и настоящими показателями в разнице ролевого расхождения между супругами, необходимо использовать Т-критерий Вилкоксона.

Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Этот критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне.

В принципе, можно применять Т-критерий Вилкоксона и в тех случаях, когда сдвиги принимают только три значения: -1, 0 и +1, но тогда критерий Т вряд ли добавит что-нибудь новое к тем выводам, которые можно было бы получить с помощью критерия знаков. Вот если сдвиги изменяются, скажем, от -30 до +45, тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги.

Суть метода состоит в том, что мы сопоставляем выраженность сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные величины сдвигов, а потом суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов абсолютных значений их будут примерно равны. Если же интенсивность сдвига в одном из направлений перевешивает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.


Все расчеты проводились на электронном ресурсе https://math.semestr.ru/grоup/wilcоxоn.php

Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо-tпосле)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

1

5

4

4

3

2

7

5

5

6

4

8

4

4

3

2

7

5

5

6

4

9

5

5

6

2

5

3

3

1

2

6

4

4

3

Сумма

28

В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмпкр(0,01). Гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над заданной темой мы выяснили, что социально-психологический тренинг занимает собственное важное место среди групповых методов работы.

Таким образом, социально-психологический тренинг является областью практической психологии, имеет ориентацию на применение активных методик групповой психологической работы для развития у человека компетентности в области общения.

В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге человек при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.

Социально-психологический тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.


Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Все многообразие форм можно разделить на следующие классы:

1. ориентированные на развитие специальных умений;

2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Компетентность в общении – это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В состав компетентности включают всю совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание общения.

Тяготение к объединению в различные группы было свойственно людям на протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Но только в последние два столетия группы стали использовать для решения задач целенаправленного воздействия на личность. И это стало предметом научно-психологического исследования.

Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы ХХ века). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Но все же в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

В процессе работы над данной темой мы выяснили, что тренинги можно условно разделить на следующие типы:

1. Инструментально-ориентированные тренинги.

2. Личностно-ориентированные тренинги – тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

Так же мы можем сделать вывод, что социально-психологический тренинг отличается от традиционных форм обучения. Он не только помогает быстро осваивать новые знания, но и дает человеку способность корректировать свое поведение в новой обстановке. Более того, освоенные в процессе тренинга навыки имеют тенденцию к более яркому проявлению.

В процессе проведения эмпирического исследования были выявлены важные закономерности в вопросе влияния социально-психологического тренинга на повышения уровня компетентности коммуникативных навыков. Группа исследуемых, показавшая по результатам тестирования скромные способности к коммуникации, после прохождения тренинга значительно повысила свои показатели. Это позволяет нам утверждать, что успешное прохождение социально-психологического тренинга положительно влияет на коммуникативные способности человека.