Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй этап развития групповых форм психологической работы имеет прямое отношение к социальной психологии, которая становится самостоятельной наукой в 1908 году.[15] Истоки формирования социальных групп, их строение, законы работы, происходящие внутри групп процессы – все это вопросы, которыми стала заниматься социальная психология как самостоятельная отрасль науки. Это положило теоретическую основу групповых форм психологической работы. В 30- годы в различных сферах практики уже достаточно широко использовались групповые методы работы. Групповая работа нашла свое применение в медицине, в педагогике, в студенческих группах.[16]

Только на третьем этапе развития групповых форм психологической работы можно определить становление групповой психологической работы в отдельное направление практической психологии.

У истоков тренинговой группы как формы групповой психологической работы с людьми стоит имя Левина К. Он изучал групповую динамику и рассматривал особенности социального действия в то время, когда групповые методы работы стали широко применяться в управлении, медицине, педагогике.[17] В этот период появляются первые тренинговые группы (Т-группы). В основе их создания лежали следующие идеи:

1. большинство людей живет и работает в группах;

2. чаще всего человек не отдает себе отчета в том, каким образом он участвует в группе, каким его видят другие члены той или иной социальной группы;

3. большинство людей не осознает, каковы реакции, чувства и мысли, которые вызывает их поведение у других людей.

Основываясь на своих наблюдениях, Левин К. приходит к следующим выводам:

• большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходит не в индивидуальном, а в групповом контексте;

• чтобы обнаружить свои установки, изменить их и выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие.

С того момента, как Левин К. создает Национальную лабораторию тренинга в городе Бетел, в штате Мэн, в 1947 году, групповые методы работы с людьми посредством психотерапии получают широкое распространение во всем мире. Т-группы были очень популярны и могли быть применены для решения многих вопросов, однако наибольшее признание получили группы, которые способствовали коррекции межличностных особенностей поведения. Так была заложена теоретическая и практическая основа того, что сейчас мы называем «социально-психологический тренинг».


Данное понятие ввел Форверг М.. В 70-е годы ХX века. В университете Лейпцига он разработал метод, в основу которого было поставлено формирование эффективных коммуникативных навыков посредством обучения в тренинге.

Тренинговыми средствами выступали ролевые игры с элементами драматизации. Практическим применением методов М.Форверга стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства Германии. Программа Форверга была в первую очередь предназначена для подготовки специалистов в области управления, направлена на обучение, прежде всего, кооперативному поведению.[18]

В России групповые методы работы в общем, и социально-психологический тренинг в частности получили свое развитие только в последнее время. По очевидным причинам, все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Но все же в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

1.3. Основные типы и этапы социально-психологического тренинга

Социально-психологические тренинги можно разделить на два типа:

1. Инструментально-ориентированные тренинги.

2. Личностно-ориентированные тренинги – тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

Остановимся отдельно на характеристике каждого типа тренинга.

К инструментально-ориентированным тренингам относится непосредственно социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на поведенческом направлении в теории личности. С точки зрения данного направления, человек имеет собственные модели поведения, которое возможно изменить при помощи различных стимулов, либо сформировать новые. Психологическое воздействие в данных группах осуществляется в «субъект-объектной» системе отношений. В ней субъекту отводится роль манипулятора, объекту – роль манипулируемого. Такая система отношений непосредственно связана с бихевиоризмом – такой парадигмой групповой психотерапии, когда психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию.[19]


Овладение новыми более эффективными поведенческими моделями можно назвать целью данного подхода групповой работы. Сама личность не является целью данного вида социально-психологического тренинга.

К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды тренинга:

• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);

• тренинг для руководителей – направлен на организационное поведение;

• тренинг-программа аргументированного поведения;

• тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением;

• тренинг стратегии решения конфликта;

• тренинг для управляющих;

• тренинг делового общения;

• тренинг для эффективного руководителя;

• тренинг уверенности в себе;

• тренинг социальных навыков и т.д.

По большому счету социально-психологический тренинг поведения является своеобразной формой обучения новым знаниям, умениям, навыкам.[20]

Необходимо отметить, что социально-психологический тренинг как форма обучения имеет отличия от традиционных форм.

1. Он способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять свое поведение в сложной новой обстановке.

2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.

3. В очень короткий срок можно получить опыт поведения в ситуациях типичных для профессиональной деятельности.

4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.

5. В тренинге быстрее идет формирование мотивационной сферы личности, ее адекватное отношение к действительности, быстрее достигается эмоциональная стабильность.

6. Он создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный тонус.

7. Приобретаются знания в области педагогики и психологии.

Второй тип тренингов мы обозначили как личностно- ориентированные тренинги.

Также к подобному типу тренингов относятся группы личностного роста или так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие. Психологическое воздействие осуществляется здесь в «субъект-субъектной» системе отношений, в которой устанавливается равенство психологических позиций.[21]


Основным процессам в данных группах является личностный рост – активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.[22]

Существуют различные типы групп личностного роста:

1. группы-встреч;

2. гештальт-группы;

3. психодраматические группы;

4. психодинамические группы;

5. экзистенциальные группы;

6. группы арт-терапии;

7. группы танцевальной терапии и т.д.

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. [23]

В России социально-психологические тренинги общения появились совсем недавно. Однако сейчас они имеют большую популярность в обществе, потому что успешное общение – непременное требование к успешному современному человеку. Люди готовы вкладывать время и средства в повышение собственной коммуникативной компетентности.

Выделяют пять основных этапов развития группы социально-психологического тренинга [24]:

1) вступление; цель – создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель – создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;

3) конфронтация; цель – помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;

4) личностное общение; цель – помощь в создании «открытого» общения участников тренинга;

5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель – закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:
– определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;


– круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

– упорядочение информации и ее обсуждение;

– обоснование альтернатив и совместная их оценка;

– подведение итогов дискуссии, совместное обобщение;

– сопоставление целей занятия с полученным результатом;

– снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

2. Практическое исследование социально-психологического тренинга

2.1 Формирование выборки для изучения уровня коммуникативных способностей и проведение тренинга

В процессе подготовки данной работы в рамках Пермской епархии РПЦ было проведено тестирование сотрудников по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских навыков (КОС-2)»[25] Приложение 1.

В результате тестирования по данной методике было отобрано семь человек, которые составили выборку данного исследования. Были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты первичного тестирования по методике КОС-2

Испытуемый

Результат

1

1

2

2

3

4

4

2

5

4

6

2

7

2

Согласно используемой методике, испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, а набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Таким образом, они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, в новой компании или коллективе чувствуют себя скованно, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу, и избегают принятия самостоятельных решений.