Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

1.1.Понятие стресса. Признаки организационного стресса

1.2. Факторы ,вызывающие стресс

1.3.Оценка влияния стресса на степень труда и  степень фрустрации персонала

ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

2.1. Понятие инновации. Причины внедрения инноваций  на производстве

2.2. Реакция персонала на инновации и стресс

2.3. Факторы , оказывающие отрицательное и положительное влияние на ход инноваций в организации

2.4. Формы проявления психологического барьера

2.5. Формы и причины отрицательного отношения к нововведениям[31][15]

ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

3.1.Джек Уэлч – «Дженерал Электрик» - ярчайший пример успешного введения инноваций на производстве[34][4]

3.2.Основные принципы управления организационным стрессом профилактика и коррекция[39] [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная причина возможного сопротивления переменам ( инновациям ) в организации заключается не столько в самих организационных изменениях , сколько в тех последствиях , которые , по мнению членов «малой» группы , могут нарушить или разрушить среду обитания группы.

2.4. Формы проявления психологического барьера

Психологический барьер , как форма проявления отдельных компонентов или всего социально-психологического климата в условиях инновационных изменений представляет собой совокупность действий , суждений , понятий ,умозаключений , ожиданий и эмоциональных переживаний работников , в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражаются социально-психологические состояния этих работников , вызванные нововведениями . В качестве параметров психологического барьера рассматриваются :составляющие барьера , то есть конкретные факторы , вызывающие негативные реакции работников ; степень психологического барьера , определяемую числом работников , имеющих негативные реакции ; характер барьера , то есть формы проявления негативных реакций работников .[25][1]

Перечень барьеров к инновационной деятельности , выделенный И.Е. Пискаревой :[26][10]

1.Профессиональные : отсутствие стремления к высоким результатам своего труда , способности к сотворчеству, интереса к новым идеям в области психологии , к внедрению новых педагогических технологий.

2.Психологические : отсутствие стремления к самосовершенствованию , способности к рефлексии собственной деятельности , интереса к профессиональной инноватике .

3.Социальные: низкий уровень заработной платы ; невнимание общества ( быт , условия труда и др .); отсутствие условий для профессионального роста .

Таким образом мы видим , что большинство из вышеперечисленных психологических барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы человека, следствием деформации которой является синдром эмоционального сгорания одним из барьеров к инновационной деятельности , при затяжном характере которого возникает стрессовое состояние .

Формы проявления психологического барьера условно можно разделить на три группы: пассивные , активные ,крайние.[27][15]

1.Пассивные формы проявления :


Отсутствие у работников убежденности в необходимости и своевременности осуществления новшества в данном коллективе, в возможности реальных изменений сложившейся производственной и социально-психологической обстановки в нем ; отсутствие желания улучшить привычные формы и методы работы , систему разделения труда , структуру работы , структуру межличностных коммуникаций , сложившиеся механизмы принятия решений и разделения ответственности , установившуюся иерархию авторитета , знаний , опыта ; отсутствие готовности принять личное участие в мероприятиях по осуществлению нововведения , в контактах с инициаторами новшества ; отсутствие готовности выделить для осуществления нововведения необходимые материалы , финансовые и человеческие ресурсы, производственные площади и специальное время ; боязнь возникновения дополнительных трудностей , связанных с нововведением , у своего подразделения , у своей организации , у себя лично .

2.Активные формы проявления психологического барьера:[28][15]

Выражаются в стремлении некоторых членов ограничить круг лиц , с которыми контактируют инициаторы нововведения , время контактов и дополнительные источники информации; умолчать о своих реальных функциях в данном процессе, используемых методиках и инструкциях работы , а так же критериях выбора того или иного варианта решения ; противопоставить квалификацию и опыт «своих» и «чужих» работников , объем и значение работы этих групп , нормы и манеры их поведения , а так же размеры их заработной платы и премий ; обвинить инициаторов нововведения в отсутствии с их стороны внимания к просьбам и замечаниям , с которыми обращаются к ним работники коллектива – объекта инновации ; выдвигать все новые и новые требования к инициаторам нововведений под предлогом необходимости их бесконечного улучшения .

3.Крайние формы проявления психологического барьера :

К ним , например можно отнести такие явления, как выдача информации в меньшем объеме, чем было запрошено инициаторами нововведения ; выдача недостаточно достоверной информации или её сознательное искажение , нарушение инструкций ,форм документации , порядка действий ,предложенного инициаторами нововведения ; небрежное хранение и эксплуатация приборов , оборудования , материалов и коммуникаций , связанных с осуществлением новшеств ; стремление использовать финансовые , людские и материальные ресурсы , выделенные для осуществления новшеств , не по их прямому назначению, а главным образом для решения текущих задач коллектива.


Чехословацкий академик Ф.Валента в работе «Творческая активность - инновация – эффект»[29][2] определил категорию «инновация», как изменение в первоначальной структуре производственного организма ,т.е. как переход его внутренней структуры к новому состоянию.

В основе психологического барьера на пути нововведения лежит ряд причин.

- экономические причины

- технические причины

- организационно-технологические причины

- профессионально- квалификационные причины

- организационно- управленческие причины

- психологические причины

Все эти причины , определенным образом преломляясь в психологии коллектива и его членов , активно влияют на конечное отношение человека к нововведениям .

Отрицательную роль в процессе нововведения играет выявление у части его пользователей потребительского отношения к инновации . Под потребительским отношением понимается стремление некоторых работников улучшить условия и показатели своей работы , не принимая активного личного участия в совершенствовании процессов , связанных с нововведением. [30][15]

Успешность процесса проектирования изменений в организации во многом зависит от уровня неопределенности , которая может охватывать коллективы подразделений организации , вплоть до её руководства . В большинстве случаев в результате неопределенности членов организации не создается целостного видения необходимых изменений , они не понимают их назначения и природы , что и приводит к сопротивлению изменениям в организации в целом .

2.5. Формы и причины отрицательного отношения к нововведениям[31][15]

таблица №1

Форма проявления отношения

Причины

Состояние человека или

группы

Предполагаемая

мотивировка

1.Игнорирова-ние

Причины и последствия нововведений неизвестны

Неинформи-рованность

Трудно что-либо узнать

2.Откладыва-ние решений

Данные о нововведении логически противоречивы

Сомнение

«Хочется подождать и посмотреть, как у других получается , прежде чем сам попробую»

3.Ситуацион-ное противодейс-твие

Отрицательное воздействие нововведения имеет для человека большее значение , чем его положительное влияние

Сравнение , защита , разочарование

«Старое не хуже» Инструкции не позволяют». «Это слишком дорого (сложно )». « Это не решает проблему «

4. Пессимизм в отношении своих возможностей

У человека низкая самооценка

Тревожность , озабоченность

« Не знаю как с этим справиться» .»Я не имею для этого времени ( возможностей )»

5.Ссылка на неудачи в прошлом

Наличие отрицательного опыта

Убежденность

« Я пробовал и убедился , что это не пойдет ( не принесет пользы»


Не смотря на все вышеперечисленные факты – психологический барьер может играть и положительную роль:[32][15]

- Он нередко препятствует проведению в жизнь скоропалительных и недостаточно продуманных волевых инновационных решений , для которых еще не созданы объективные условия или которые не соответствуют имеющимся потребностям .Он также препятствует таким модификациям нововведения , которые извращают его первоначальный его первоначальный смысл и предохраняют соответствующую сферу жизнедеятельности трудовых коллективов от преждевременных или вредных для неё нововведений . Во вторых психологический барьер выполняет по отношению к инновационному процессу катализирующую функцию. Он активизирует деятельность инициаторов нововведения , заставляет их существенно увеличить свои усилия , не останавливаясь на достигнутом , а выявлять недостатки своего первоначального замысла и искать более совершенные варианты .В то же время психологический барьер активизирует и исполнителей , интересы которых затрагиваются соответствующим нововведением .В третьих, психологический барьер всегда выполняет индикаторную функцию, оперативно, надежно и нелицеприятно информирует инициаторов нововведения о конкретных слабостях принятого решения , выявляет все недостаточно проработанные элементы инновации, показывает основные направления необходимых корректировок .[33]

Вывод : Для успешного развития любого предприятия – нужна динамика роста. Особенно это актуально сейчас - в век активного внедрения новых технологий . Трудности и проблемы , возникающие при внедрении инноваций – неизбежны , необходимо грамотно их корректировать.

ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

3.1.Джек Уэлч – «Дженерал Электрик» - ярчайший пример успешного введения инноваций на производстве[34][4]


Джек Уэлч – один из наиболее известных бизнес-лидеров США. Использованные им эффективные технологии управления одной из крупнейших компаний «Дженерал Электрик» позволили ей выйти на первое место в мире по рыночной стоимости . При управлении Джека Уэлча «Дженерал Электрик» стала самой успешной компанией США , а он самым авторитетным в стране менеджером или бизнес-лидером – термин , который предпочитает Уэлч .

Отличительной чертой Джека Уэлча является то , что он не боится перемен в деятельности компании , а стремиться им навстречу, считая их жизненно необходимыми . Он возглавил «Дженерал Электрик « в период , который можно охарактеризовать емким термином интеграция или глобализация мировой экономики , когда рынки сбыта стали доступными для многих иностранных компаний , что сделало конкурентную борьбу еще более ожесточенной .Новые более жесткие правила игры потребовались от фирм , представленных на рынках сбыта и стремящихся занять лидирующие позиции на них, быстрой адекватной реакции на происходящие изменения конъюнктуры и условий конкурентной борьбы .Это потребовало от компаний ,прежде всего, выхода на новые рубежи в управлении, использования новых управленческих технологий , которые стали ответом на изменения , произошедшие в мировой экономике .

Жесткие реалии экономики в условиях обостряющейся конкурентной борьбы требуют жестких бизнес-лидеров . К сожалению, победить может только один. Такова жизнь и таково твердое убеждение Джека Уэлча .

Для «Дженерал Электрик» 60-х,70-х годов был характерен , так называемый бюрократический стиль управления и использование стратегического планирования в классическом варианте . То есть , в ходу была система тщательной подготовки и расчета стратегических решений , строгая последовательность и иерархическая субординация при их разработке , принятии и реализации . Система управления компанией становилась все более громоздкой – «забюрократитзированной», как считал Джек Уэлч . С его точки зрения громоздкая и неповоротливая система управления «Дженерал Электрик» , сложившаяся к началу 80-х, неспособна была обеспечить эффективное управление такой гигантской компанией , какой стала к этому моменту «Дженерал Электрик».[35][4]

Реальным следствием нового управленческого подхода Джека Уэлча стал его первый организационный шаг, закладывавший основы будущего преобразования системы управления «Дженерал Электрик». Он начал с того , что устранил верхний иерархический уровень системы управления компанией и получил доступ к непосредственному управлению производственными отраслями «Дженерал Электрик». Уэлч понимал , что не проведя намеченных им преобразований , какими болезненными они бы не были , он не сможет решить задачу , которую перед собой поставил – вывести компанию из опасной предкризисной ,еще не осознанной основной массой работников , зоны и привести её к процветанию. Именно такой была стратегическая задача, которую Джек Уэлч поставил перед компанией и перед собой , как её руководителем .[36][4]