Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существуют разные мнения о характере социальных норм, действовавших в первобытном обществе. Марксистская наука определяет их как нормы морали, обычного права, или обычаями. Марксистская наука рассматривает их по большей части в качестве закона. Однако теоретический анализ показывает, что эти определения либо неточны или недостаточны[1]. В самом деле, обязательные правила поведения в первобытном обществе были недифференцированные, они сочетают черты морального и правового регулирования. 

На известной ступени своего развития государство называют продуктом общества запутавшегося в неразре­шимых противоречиях с жизнью, расколовшиеся на непримиримые противоположности, от которых избавиться в силах лишь с помощью специального аппарата (государства). И это, несомненно, так. То, что человеческое общество существо­вало и развивалось в условиях первобытнообщинного строя, до образования неравенства между людьми и воз­никновения государства и права, известно всем, независимо от того, как современные учёные относятся к градации исторического процесса, от появления на Земле человека, до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

В целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов необходимо дать характеристику власти и социальных норм, существовавших в первобытном обществе, учитывая, то, что общество возникло намного раньше государства.

Появление государства и права является неотъемлемым от человеческой жизни, образующее ее условия, тесно связанное с развитием социально-экономических отношений и власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого. Изучение становления и развития власти и социальных норм в первобытных обществах очень важно, так как данные вопросы являются предпосылкой возникновения государства и права, что и выявляет важность и актуальность темы исследования.

Цель темы исследования: Проанализировать власть и социальные нормы первобытного общества. Из заданной цели вытекают следующие задачи:

- Дать краткую характеристику первобытному обществу и раскрыть его сущность;

- Раскрыть такие понятия как власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе;

- Проанализировать отличие государства от первобытного общества.

Объект исследования работы: власть и социальные нормы в первобытном обществе.


Предмет исследования работы: теоретическое обоснование темы исследования с помощью научных исторических трудов различных авторов по вопросам истории возникновения власти и социальных норм в первобытном обществе.

Теоретическую основу исследования составили работы таких отечественных авторов как Н.А. Власенко, И.В. Григорьева, А.В. Демин, Т.В. Кашанина, В.В. Лазарев, Г. В. Назаренко и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной источников и литературы и приложения.

ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Первобытное общество

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определённых общих правил (социальных норм)[2].

Как считают современные научные деятели, жизнь появилась и возникла на земле около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи. Человек (homo sapiens - человек разумный) по современным данным появился примерно 40 тыс. лет назад[3]. Согласно материалистической концепции - это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - человека умелого (homo habilis). Первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало III тыс. лет до н.э.; Китай - II тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад) и элементы государственности (полиция, армия и др.)[4].

Представить, как выглядели наши предки очень сложно. Мы знаем лишь то что: первый человек был рожден существом социальным, ведущим стадное существование. Это значит что, человек и общество неразрывно меж собой связаны, и одновременно возникают и эволюционируют. В условиях непрерывной борьбы за существование, когда люди еще не стали на планете преобладающим биологическим видом, выжить в одиночку было невозможно. Формирование человеческих сообществ, предшествует появлению государства и права.


Необходимо отметить взаимосвязанность развития человека на ранней стадии с формами объединения людей для совместного добывания средств существования, потребления продуктов, производства примитивных орудий труда и т.д. Вначале люди объединялись в небольшие бродячие группы, иногда в «первобытное стадо» (последнее, правда, оспаривается некоторыми учеными в связи с якобы очевидной невыгодностью подобного состояния для первобытных людей: «стадом много не соберешь», да и в охоте «большое число людей чаще идет во вред, а не на пользу»)[5].

В результате отсутствия производства и полной зависимости от природы первобытному обществу было присуще следующее:

- разрозненное проживание малыми группами,

- стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды,

- групповой брак,

- охота и собирательство (плодов, дакоросов, кореньев и др),

- рыболовство и охота и др. И отсюда вытекали следующие принципы:

а) что добывается, сдается в "общий котел",

б) перераспределяется между членами общества.

«Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд рассматривался как составная часть деятельности всего коллектива, и добыча делилась поровну между всеми членами рода».[6]

Более позднее развитие так называемый «умелый» человек как организационная форма - род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно-хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.

Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но не территориальный, где все членов рода связывает трудовые функции и общие задачи сохранения рода.

У первобытного общества отсутствовала собственная (закрепленная) территория, так как из-за истощения пищевых ресурсов в одном месте первобытных охотников заставляло перемещаться в поисках новых угодий. Также нужно отметить что, сложности транспортировки вынуждали действовать по принципу «все свое ношу с собой», изготовлять орудии труда минимально, что являлось серьезным сдерживающим фактором развития материальной культуры.


Первобытный человек добывал не более того, что мог посредственно потребить, и каждый его новый день начинался с поисков пищи, вследствие чего долговременные запасы не создавались, избыточный продукт отсутствовал. Присваивающая экономика позволяет удовлетворять только минимальные насущные потребности общества при максимальном напряжении коллективных усилий всех его членов[7].

Потомство первоначальной родовой организации можно было определить только по женской линии, главную роль в хозяйстве рода играли женщины-матери. Именно она, занималась ремеслом, земледелием и другими видами домашних работ в большей мере, а также воспитанием детей и привлечением их труду. Вследствие чего данный период часто называют периодом матриархата.

На смену матриархата период патриархата пришел значительно позже, когда роль мужчины возросла и функции ремесла, земледелия, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, главной задачей которых было также - защита рода от нападения. Родство начали вести уже по мужской линии. Подчеркнем: от рыболовства, собирания дикоросов и охоты мужчины переходят к постоянному производству внутри рода - выращиванию скота, земледелию и ремеслу, вследствие чего мужская роль, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.

Власть и управление в первобытном обществе

Способу производства, о котором было отмечено выше, соответствовали как определенная организация первобытной власти, так и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников)[8]. То есть членам первобытного общества было присуще равенство, неделимость на управляющих и управляемых, что обуславливало отсутствие политической власти как таковой. И все-таки, властные институты здесь существовали, которые выражались в подчинении членов первобытного общества старейшинам, вождям или предводителям основанном на авторитете этих людей, с возможностью в случае отказа подчиниться применить силовое воздействие. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила)[9].


Власть и управление – универсальные социальные категории, присущие любому человеческому сообществу. В условиях первобытно-общинного строя они носят характер общественного самоуправления. Власть здесь имеет своим источником общую волю всего сообщества, непосредственно формирующего органы самоуправления[10].

Всем взрослым членам рода было присущи властные функции. Высший орган управления – общее собрание, право голоса, на котором имели все взрослые члены рода. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Разумеется, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода. Жизненный опыт, авторитет выступающего, храбрость, профессиональные достижения, старшинство, физическая сила, определяли вес сказанного. Решения, принятые на собрании носили общеобязательный характер, но редкий, так как общие собрания созывались только для решения наиболее чрезвычайных и важных проблем. В обычной, повседневной жизни в этом не было необходимости.

В первобытном обществе власть основывалась на социальных нормах регулирующих трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др., где подчинение определялось единством интересов всех членов рода, и имело естественный личностный характер, но не территориальный, также она распространялась только на членов рода. Реализация социальных правил имели поддержку авторитета власти вождей и старших по возрасту.

Нарушитель правил поведения, установленных в роду, мог быть подвергнут строгому наказанию, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть, так как власть в первобытном обществе, как уже было нами отмечено, в большей мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения.

Для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких предводителей – старейшин. Термин «старейшина» означает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина – первый среди разных соплеменников[11]. Старейшина занимался руководством повседневной жизнедеятельности рода, но, тем не менее, каких-либо льгот, привилегий, преимуществ он не имел. Также наряду с другими членами рода старейшина участвовал в материальном производстве. На ранних ступенях развития общества старейшина был сменяем в случае появления более сильного или более умного и на последующих стадиях более опытного человека. «Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой – должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал со всеми и получал свою долю, как и все».[12]На случай военных действий род назначал военачальника. Для выполнения ритуальных функций постепенно стали выделяться жрецы (шаманы).