Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Власть и управление в первобытном обществе
Особенности социальных регуляторов
ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Первобытное общество и государство
Право и социальные нормы первобытного общества
1. Отличие государства от первобытного общества:
2. Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя:
При родовом строе организация общественной жизни обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности организация общественной жизни обеспечивалась и обеспечивается публичной властью, которая возвышается над обществом, представлена специальным аппаратом, которым управляют профессионально служащие и получают за это вознаграждение в денежном эквиваленте. В отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти, начинает действовать публичная власть, которая опирается на принуждение (тюрьмы, полиция, армия).
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы[27]. В общественную обязанность начинает входить содержание государственного аппарата, уплата часть своих доходов в государственную казну. Налоги, пошлины, сборы необходимая мера для содержания полиции, тюрем, армии, государственных чиновников взимаемых с граждан и организаций - в общем, государственного аппарата. Безусловно, это один из важных отличительных признаков государства.
Также к признакам, отличающим государство от первобытного общества, относятся и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами[28].
Право и социальные нормы первобытного общества
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, и причины, породившие государство во многом аналогичны. Однако между нормами права и мононормами первобытного общества существовала более глубокая преемственность, чем между органами государства и органами родового самоуправления. Вековые обычаи, прошедшие проверку много веков поколениями расценивались как правильные, справедливые и данные свыше, и нередко назывались «правда», «право». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).[29]
Возникновение права является закономерным следствием усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных конфликтов и противоречий. Обычаи уже не обеспечивали стабильность и порядок в обществе, в следствие чего, необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений была острой и объективной.
Право как особая разновидность социальных норм качественно отличается от правил, которые регулируют поведение людей первобытно - общинного строя.
Если правовые нормы устанавливаются государством в целях управления обществом, то обычаи носили стихийный характер.
Взаимосвязь между государством и правом становится очень тесной, во многом, дополняющей друг друга и взаимовлияющей друг на друга, их возникновение и развитие идет параллельно.
Право обеспечивает права и свободы граждан, юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, и придает государственной деятельности легитимный характер, в силу этого начинает приобретать огромное значение.
Проявление правовых норм, между тем имеет свой источник, свою историю. Источником государственности является родовая организация, тогда как источником права и его норм функционировавшие специальные правила догосударственного периода. Однако эти правила "обслуживали" эпоху родовой жизни и являлись ее элементом. Необходимость их регламентации, распределение и обмен прибавочного продукта, постоянных производств, а также хранение и возникающих на этой основе отношений собственности возникает с появлением частной собственности.
С развитием новых форм собственности, прежде всего на землю, сельскохозяйственной и производственной деятельности, с интенсивным разрушением социального и экономического равенства социальные регуляторы постепенно начинают получать все более четкую классовую окраску. В результате происходит укрепление институтов частной собственности, появление наемного труда и эксплуатации. И именно эти отношения эксплуатации и неравенства являются закрепляющими и выражающими право вне нормы.
Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов[30]. Так, например, постепенно обычай избрания на общественные должности преобразуется в обычай выборов на эти должности из привилегированных аристократических семей, далее превращается в обычай замещения должностей по наследству.
Если социальные нормы в первобытном обществе выражали общую волю и защищали общественные интересы, то право является выражением государственной воли, средством балансирования общественных, корпоративных и личных интересов членов государственно-организационного общества.
Обычное право сформировалось, путем приспособления и видоизменения правил родового строя с одной стороны, и введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением с другой.
В социально-регулятивной системе в IV-III тыс. до нашей эры появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества. Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения[31]. Многие авторы становление права связывают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах Индии, Месопотамии, Египта и других регионах. Они регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения, вследствие чего стали основой общественной жизни земледельческой общины.
Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, "Русская правда", "Салическая правда" франков, Кодекс Законов Хаммурапи являются классическими источниками обычного права, т.е. обобщенного изложения судебных прецедентов и прямых законодательных положений[32].
Государство само издает нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название собственное нормотворчество, или правотворчество.
Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Прецеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием англосаксонской юридической системы.
Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся правовых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную. Привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами, поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни. Санкции имели собственное формы и содержание: общественное порицание, нанесение телесного повреждения, изгнание из общины и смертная казнь.
Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной норме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в развитии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности.
Подведя итоги к вышеизложенному, и отвечая на вопрос в чем отличие государства от органов управления первобытного общества, а также между правом и социальными нормами первобытного общества можно сделать следующие выводы:
1. Отличие государства от первобытного общества:
- Наличие у государства отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
- Взимание государством налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
- Разделение в государстве населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Также стоит отметить в качестве вывода, что государство возникло как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Включающее в себя ряд направлений, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, т.е. прежде всего совершенствование экономики, а также изменения в нормативном регулировании отражающим происходящие изменения и в определенной степени способствующие совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
2. Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя:
Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных общественных, корпоративных организаций, церкви и т.п., и под его контролем создавалось всем обществом.
Обычаи и другие правила носили общественный характер и выражали общественные интересы и волю. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.
Обычаи и другие регуляторы периода первобытного общества носили нефиксированную форму в силу отсутствия письменности, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде различного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием.
Первобытные социальные нормы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.
Таким образом, называемое "раннее право" есть юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так, на основании вышеизложенного в заключение мы можем сделать общий вывод, что первобытное общество на всём пути своего существования стремилось подчиниться одному конкретному человеку, что обусловлено борьбой на выживание и естественными законами природы. Субъектом и объектом власти первобытного общества одновременно на ранних стадиях являлся народ. Часто называемая многими авторами учебных пособий по теории государства и права «первобытная демократия» просуществовала долгое время. Постепенно власть начала акцентироваться на имущественные блага, а точнее, на накопление их у обладателей такой власти, что обуславливалось появлением в обществе прибавочного продукта, в свою очередь, появившегося с приходом неолитической революции.
Социальный регулятор является сопутствующим человеческому обществу с момента его возникновения. Ведь развитие общества происходит в целом с развитием социальных норм. Система общепринятых правил поведения с изобретением письменности положит начало праву, которое, в свою очередь, придёт на смену обычаям с усложнением и увеличением разнообразия отношений, нуждающихся в регулировании.