Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор Н.А. Власенко в своем труде также отмечает что: «Отсутствие каких-либо привилегий – предпосылка того, что конфликтов при смене власти не происходит»[13].

Из старейшины родов, военачальников, жрецов формировался совет племени, на котором рассматривались вопросы, общие для всех родов племени, который состоял и собирался открыто. Правом присутствия на совете обладали и другие члены племени.

Специального аппарата управления и принуждения в первобытном обществе не было, также, как не было и специализации. То есть все занимались всем: по мере необходимости взрослый член рода выступал как охотник, воин, и производитель орудий труда. Также отсутствовали профессиональные военные дружины, участие в военных конфликтах принимали все мужчины, способные носить оружие.

У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии, которые образовывали племена (Древняя Греция) в основе такого организационного построения лежал принцип родства.

Особенности социальных регуляторов

Как мы знаем, нет ни человеческого, ни животного сообщества, которое существовало бы без определенного порядка в отношениях его членов.

Совместная деятельность людей предполагает согласование усилий отдельных индивидов для достижения общего результата. Так формируются единые для всех членов единые для всех членов сообщества правила поведения, носившие синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер – социальные нормы[14]. Формирование системы социальных норм в первобытных сообществах регулирующих производственно-распределительные, семейные, религиозные, морально-этические и иные взаимоотношения происходит в течение длительного времени.

Также в научной литературе эти правила получили наименование «мононормы», так как они не дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. Такой термин ввёл А.И. Першиц. «...Учитывая синкретность, неотдифференцированность основных правил поведения в первобытном обществе, - писал он, - более удачным представляется термин «мононорма», отражающий такую синкретность».[15]

Мононормы – это единые, нерасчлененные специфические нормы. Они выражались в тесно переплетенных с нравственными устоями и религиозными обычаях. «Они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями».[16]


Время появления мононорм остается предметом гипотез. Согласно наиболее правдоподобной теории, мононормы возникли биологически в стаде инстинктов у высших животных, но оформились только в условиях общества. В процессе своего развития, они не были признаны в качестве таковых или подтверждены, но оказались, естественными, в ходе практической деятельности. Они распространялись путем имитации, и закрепилось через биосоциальный отбор[17] (см. приложение 1). Они были признаны только с развитием сознания, как в традиционном, так и в религиозном плане. Санкции, тоже были как реальные, так и сверхъестественного характера, хотя границы между ними не всегда обозначены. Три основных отличительных особенностей, характерных для системы мононормов: классификация в терминах группы предметом нормативного отношения оппозиционных межгрупповых норм и эволюции в ходе развития первобытного общества. Последнее влечет за собой разработку нормативных нововведений, которые стали пользовательскими только тогда, когда они были наделены традиционным или религиозным мифологическим содержанием. 

Из-за суровых условий, борьбы за существование, с позиций современной цивилизации, первобытному обществу были присущи чрезвычайная жестокость нравов и традиций. Голод, хищники, болезни, неопределенность завтрашнего дня заставляли первобытного человека с животной яростью цепляться за жизнь.

Обычными были каннибализм, инфантицид (умерщвление слабых, больных, стариков), принудительное регулирование рождаемости, кровавые жертвоприношения, агрессия по отношению к конкурирующим человеческим сообществам.[18]

Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[19].

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного).

Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право или протоправо[20].


Появление разумного человека связано с одновременной выработкой специальных регуляторов - правил поведения. Род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность как любая социальная общность достигнуть чего можно не только с помощью власти, но и социальных правил. По мнению многих исследователей, развитие экономических и материальных отношений, запрет на инцест (по более поздним исследованиям) можно считать предпосылками появления социальных норм.

Отношения, имеющие социальную значимость, регулировались обычаями, обрядами, ритуалами, мифами, религиозными и моральными велениями, выражающими волю всего общества, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку.

Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе документально не фиксировались. Как правило, они складывались стихийно, методом «проб и ошибок», передаваясь из поколения в поколение и существуя в сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Некоторые нормы создавались целенаправленно органами первобытного самоуправления.

Нормы общественной морали и религиозные догмы появились в более позднее время, которые постепенно сливаются, в единый нормативный комплекс, чаще всего на основе религии.

Главным источником социальных норм в первобытном сообществе являлись обычаи, которые изменялись очень медленно в соответствии с изменениями первобытного общества, исполнение которых обеспечивалось силой общественного мнения.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения[21]. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. Обычаи были консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Несомненно, обычай это мощный регулятор, им регулировались брачные отношения, воспитание детей, производство, обмен товарами, отношения с другими родами и племенами и т.д. Ясно, что были самые разные обычаи, по содержанию которые, закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, ну и порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной справедливости, нравственности, представления о добре и зле и др.

На ранних стадиях развития общества соблюдение норм, содержащихся в обычаях, обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.[22]


Постепенно появляются обычаи, устанавливающие права и обязанности. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.[23]

Можно также выделить и нормы морали (простейшие), которые регулировали отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Также необходимо отметить такие нормы как религиозные, которые были правилами поведения, регулировавшими отношения между первобытными людьми на основе их религиозных представлений. Туда входили такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды, произведшие поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволившие ему по сравнению с животным перейти на новую ступень развития и освободится от психического страха, тревоги перед окружающим миром, и направить его на производительную деятельность, создать условия для установления в обществе стабильных, и предсказуемых, в определенной мере, гарантированных отношений.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели[24].

Человек слепо покоряясь, верил в сверхъестественное, так как не мог объяснить многие явления природы. Жертвоприношение богам даров, чаще животными, иногда и людьми являлось обязательной составляющей религиозного воспитания.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо также как и права и обязанности виды норм не выделялись.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе[25].

Огромное значение в первобытном обществе имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде, имеющие нередко мистический характер и нарушение которых подвергало человека в ужас, толкало на самоубийство.

Мифологические регуляторы имеют название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.


Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнём, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

В результате исследований, можно сделать вывод, что большинство ученых связывает возникновение права с разложением первобытнообщинного строя и зарождением государства.[26]

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Первобытное общество и государство

Чем же отличается государство от родоплеменной организации в условиях антагонистического общества?

Власть в первобытном обществе, как уже было нами отмечено, состояла из родоплеменного устройства общества, основанного на единстве интересов всех членов рода и традициях, опиралась на силу авторитета, его носителя и не носила территориальный характер. Тогда как власть в государстве носит территориальный характер, так как распространяется только на тех, кто находится на его территории, вследствие чего, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Территория является важнейшим отличительным признаком государства, так как для государства важнее проживание человека, где он может реализовать свои права и выполнять обязанности, а не его родовая принадлежность.