Файл: Нулевой артикул в английском языке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена проблеме функционирования нулевого артикля в английском языке.

Артикль –– грамматический элемент в виде служебного слова или аффикса и служащий для выражения определенности – неопределенности имени существительного. В английском языке различают определенный артикль, указывающий на известный, выделенный из класса подобных предмет, и неопределенный артикль, указывающий на некий невыделенный предмет как представитель класса подобных предметов. Отсутствие артикля перед существительным также грамматически значимо и может быть названо нулевым артиклем.

Артикли играют большую роль в английском языке, как смысловую, так и эмоциональную. Таким образом, возможно, говорить не только о грамматической, но и о коммуникативной значимости артикля в английском языке.

Понимание природы и общих принципов функционирования артиклей в английском языке будет способствовать успешному усвоению употреблению данного грамматического материала.

Функционирование артиклей в английском языке рассматривалось в работах по теоретической грамматике английского языка таких авторов, как М.Я.Блох, Н.Н.Раевская, И.П.Иванова, В.В.Гуревич, Б.А.Ильиш, Е.Рейман и других. Однако, в то время как употребление определенного и неопределенного артикля рассматривается достаточно широко и глубоко, существование и функционирование нулевого артикля освещено менее подробно. Итак, актуальность настоящей работы состоит в систематизации теоретических сведений о функционировании нулевого артикля в английском языке.

Цель настоящей работы – анализ особенностей функционирования нулевого артикля в английском языке.

Для выполнения цели настоящей работы поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать понятие артикля и проблему выделения артикля как части речи;
  2. привести основные взгляды крупнейших ученых на проблему выделения артиклей и проблему количества артиклей в английском языке;
  3. проанализировать функции артиклей в английском языке;
  4. привести основные правила употребления артиклей в английском языке;
  5. выделить особенности и правила употребления нулевого артикля в английском языке.

Объект исследования – артикль как грамматическая категория английского языка.

Предмет исследования – особенности употребления нулевого артикля в английском языке.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении были выведены основные задачи исследования. Главе 1 рассматриваются общие теоретические положения о месте артикля в грамматической системе английского языка. В Главе 2 рассматриваются основные случаи и принципы употребления артиклей, в том числе нулевого артикля. В заключении были подведены итоги выполненной работы.ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АРТИКЛЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


1.1 Понятие об артикле. Теории артикля

Проблема грамматического значения артикля и его места в языке — один из самых сложных вопросов английской грамматики, и решается он различными авторами далеко не однозначно.

Вопрос о природе артикля освещался еще в ранних английских и продолжает активно изучаться в наше время. Кратко история данного вопроса сводится к следующему. В XVI--XVIII вв. артикль рассматривали как знак существительного, которое выделялось среди других частей речи преимущественно по этому признаку. В конце XVI в. существовала и другая концепция, согласно которой артикль рассматривался как разновидность прилагательного. В XVII в., кроме того, некоторые авторы грамматик считали артикль самостоятельной частью речи. В этот же период были довольно распространены и более частные трактовки: артикль - некое свойство существительного, артикль - некий определитель, артикль - частица. Е. Рейман, исследуя историю вопроса, отмечает, что термины «definite» и «indefinite» ввел Дж. Хауэлл в 1662 г [Рейман, 1988:6].

С XIX в. Многие грамматисты рассматривали артикль как самостоятельную часть речи.

Отдельные из них, например, не включают артикль в число частей речи, а рассматривают употребление артиклей только в связи с классификацией существительных. В частности, констатируется значимость употребления определенного артикля при именах собственных в форме множественного числа.

О. Есперсен относит артикль к местоимениям и включает определенный артикль в подкласс указательных местоимений, а неопределенный – в подкласс неопределенных местоимений. Данный ученый отмечает также выделяющую функцию квалификационно-уточняющего контекста, определяющую необходимость употребления определенного артикля: Thegoldthatiskeptinthecellarsofthegreathanks. Неопределенный артикль Есперсен считает недетерминирующим (thearticleofindetermination), поскольку его употребление свидетельствует об отсутствии возможности или необходимости идентификации референта. Есперсен отмечает обобщающе-генеративное употребление неопределенного артикля в случаях, когда один предмет рассматривается как представитель целого класса предметов: A catisnotsovigilantas a dog. Говорится также и о дистрибутивном употреблении артикля: Не livesonsixpence a day. [Есперсен, 2006:109].

В настоящее время проблема места артикля в языке рассматривается с точки зрения двух теорий. Одна из них считает, что сочетание артикля с существительным является аналитической формой существительного. Вторая теория относит артикль к служебным частям речи и трактует артикль плюс существительное как сочетание особого типа.


Однако, несмотря на то, что артикль не обладает собственным лексическим значением, он не составляет неделимого сочетания, как аналитическая форма глагола. Между артиклем и именем существует синтаксическая связь, невозможная между компонентами аналитической формы [Иванова, Бурлакова, Почепцов, 1981:25]. Таким образом, теория аналитической формы представляется нам несостоятельной.

Артикль может быть заменен местоимением: определённый артикль -указательными местоимениями this, that, неопределённый — местоимением some; вспомогательный глагол аналитической формы ничем заменен быть не может. Кроме того, хотя артикль действительно не имеет лексического значения, он имеет собственное грамматическое значение. На этом основании представляется правильным рассматривать его как компонент сочетания и как служебную часть речи.

Мнения расходятся также в отношении количества артиклей. В последнее время кроме определенного и неопределенного артикля выделяют еще так называемый нулевой артикль. Однако выделение нулевого артикля связано со следующей проблемой: существование нулевого артикля, по аналогии с нулевой морфемой, возможно лишь в том случае, если артикль рассматривается не как отдельное слово, а как морфема, т.e. является фактически структурным компонентом существительного, наравне со словоизменительными и словообразовательными суффиксами. При этом оказывается, что компонент аналитического слова может перемещаться и замещаться семантически значимым словом: aquestion, animportantquestion, thatimportantquestion. Также при этом возникает проблема трактовки словосочетаний с артиклями как аналитических слов. При этом, по словам авторов данной теории, рушится стройная концепция структуры слова и грамматической категории [Иванова, Бурлакова, Почепцов, 1981:25].

В грамматике М.Я. Блоха артикль рассматривается как особый тип вспомогательной грамматической единицы, как детерминант существительного, составляющий с ним аналитическое образование, занимающее промежуточное положение между свободным синтаксическим соединением слов и соединением грамматического аффикса со значимой основой. Определенный артикль способствует идентификации или индивидуализации референта существительного; неопределенный - относит денотат существительного к классу подобных предметов (классифицирующая генерализация). Употребление артиклей при существительном имеет лимитирующий или описательный характер. Информация, которая передается комбинацией существительного с определенным артиклем, является отправным пунктом сообщения (темой), а в случае употребления неопределенного артикля или отсутствия артикля сообщается новая информация, существительное является коммуникативным центром предложения, т. е. ремой [Рейман, 1988:3].


Рассматривая артикль как слово, Б. Ильиш критикует понятие нулевого артикля, так как слово может только присутствовать или отсутствовать в предложении или словосочетании. Придерживаясь данной теории, мы будем говорить о случаях отсутствия артикля. Отсутствие артикля следует отличать от опущения артикля. Случаи опущения артикля наблюдаются в стилистически обусловленных случаях, например, в газетных заголовках, телеграммах: CONGRESSMAN MAKES STATEMENT [Иванова, Бурлакова, Почепцов, 1981:28] .

Для освещения природы артикля были предложены несколько теорий, дополняющих друг друга и раскрывающих разные стороны функционирования артикля. Выделяются следующие теории артикля:

1. Теория актуализации.

2. Теория генерализации/индивидуализации.

3. Логическая теория.

4. Теория определенности-неопределенности.

6. Информативная теория (теория актуального членения).

7. Контекстуальная теория.

Теория актуализации: на ее основе функционирование артикля объясняется в рамках противопоставления языка и речи. Благодаря артиклям понятие становится конкретным предметом речи. Данная теория рассматривалась английскими и французскими лингвистами. Вместе с тем французский лингвист Балли отмечает наличие асимметрии, когда актуализированное существительное обходится без артикля.

Теория генерализации/индивидуализации. Согласно этой теории, артикль показывает, какая часть объектов данного класса имеется в виду. Артикль указывает на обобщенное либо индивидуальное значение, а также на неисчисляемость – исчисляемость существительного.

Логическая теория артикля. Всякое понятие характеризуется со стороны содержания и объема. Понятие может быть актуализировано в разном объеме. Так, понятие student включает в себя определенный набор необходимых свойств, однако, в контексте речи может подразумевать любого студента, студента отдельной группы, одного конкретного студента. Функция артикля как раз и заключается в том, чтобы установить, какая часть объема понятия имеется в виду. Определенный артикль при этом выражает тотальность или единичность. Ср.: Thedogisadomesticanimal (тотальность). IseethedogI’veseenyesterday (единичность). Неопределенный артикль подчеркивает содержательную сторону понятия. Iseeadog. (Объект, который я вижу, является собакой).

Теории определенности/неопределенности. Это наиболее популярная теория, позволяющая объяснить разнообразные случаи выбора артикля одним кратким правилом: в случае отсутствия выбора и единичности предмета употребляется определенный артикль, в случае, если предмет не единственный и есть выбор – употребляется неопределенный артикль. The teacher is at the blackboard. Give me a pen, please!


Теория информативности. Данная теория связана с теорией актуального членения высказывания. Согласно ей, определенный артикль включает тему высказывания (известную информацию), а неопределенный -рему (неизвестную, новую информацию). Thereisapenonthetable.

Контекстуальная теория. Эта теория связывает выбор артиклей со структурой текста. Определенные артикли связаны с информацией, которую повествователь извлекает из контекста. Неопределенный артикль показывает отсутствие необходимых первоначальных о предмете.

С диахронической точки зрения имеет значение происхождение и развитие артиклей, так как понимание их происхождения влияет на понимание их современных принципов функционирования.

Так, формально, и современное английское числительное one, и неопределенный артикль a/an восходят к единому источнику an/on, более ранний готский имел форму ains, древневерхненемецкий – ein. Это сформировало количественное значение неопределенного артикля. Heshowedmeadoor. Он показал мне одну дверь [Кашкин, 2001: 130].

Определенный артикль происходит от указательного местоимения that, что обусловило его детерминирующую функцию.

1.2. Функции артикля в английском языке

Грамматической функцией артикля является определение левой границы атрибутивного словосочетания: theleaves, thegreenleaves; theglossydarkgreenleaves [Иванова, Бурлакова, Почепцов, 1981:30].Особенностью синтагматических свойств артиклей в английском языке является их функциональная связь с единицами речи (словами в речи и синтагмами), выделяемыми на основании присутствия смысловых единств в речевом мышлении говорящих. Н.Огуречникова отмечает, что единицы речи, выделяемые с помощью артиклей, отличаются большим разнообразием с точки зрения лексико-грамматической структуры. Часто они представляют собой одиночное существительное в речи (т.е. очень короткий отрезок текста), но чаще соответствуют более значительным по объему синтагмам; в целом состав синтагмы зависит от конкретного высказывания [Огуречникова, 2007:178-188].

Неразрывная связь артиклей с явлениями речи, зависимость их употребления от специфики речевого мышления говорящих, предполагает особое внимание к разграничению существительного как единицы языка и существительного как слова в составе речи. Даже при употреблении артиклей с одиночными существительными, артикли выделяют и характеризуют такие существительные не как слова в языке, а именно как слова в речи.