Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Понятие и виды ценных бумаг по законодательству Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Понятие и виды ценных бумаг по законодательству Российской Федерации

1.1 Становление правового регулирования рынка ценных бумаг в России в дореволюционный и советский периоды

1.2 Понятие и виды ценных бумаг

1.3 Документарные и бездокументарные ценные бумаги

1.4 Правовое регулирование отдельных видов ценных бумаг

Глава 2 Актуальные аспекты законодательного регулирования и правоприменительной практики оборота ценных бумаг

2.1 Уступка прав, удостоверенных ценными бумагами

2.2 Переход прав по ценным бумагам и исполнение обязательства из ценной бумаги надлежащему лицу. Истребование документарной ценной бумаги у добросовестного приобретателя

2.3 Учет прав на бездокументарные ценные бумаги. Защита нарушенных прав правообладателей по бездокументарной ценной бумаге

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

В юридической литературе неоднократно отмечалось, что следует различать именные ценные бумаги и обыкновенные именные ценные бумаги (ректа-бумаги). Именные ценные бумаги не могут передаваться в порядке цессии, поскольку такая передача не согласуется ни с природой таких ценных бумаг, ни со спецификой прав, заключенных в таких ценных бумагах.

Право на именные ценные бумаги переходит к приобретателю с момента внесения записи об этом в реестр обязанного лица, и такой переход получил название трансферта. Поэтому указание в ГК РФ (в ред. 2014 года) на то, что уполномоченным требовать исполнение по именной ценной бумаге является владелец, указанный в качестве правообладателя в учетных записях, а переход ценных бумаг должен отражаться в учетных записях, является не чем иным, как законодательным закреплением трансферта.

Правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями, применяются к бездокументарным ценным бумагам, если иное не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги.
Поскольку документарные ценные бумаги являются документами, они должны иметь обязательные реквизиты и отвечать требованиям к форме, иным требованиям, определенным законом или в установленном им порядке.

При несоответствии документарной ценной бумаги установленным требованиям она не является ценной бумагой, однако сохраняет значение письменного доказательства; так, документ, названный векселем и не содержащий установленные реквизиты, не может рассматриваться в качестве ценной бумаги, но может восприниматься как расписка.
Статья 146 ГК РФ (в ред. 2014 года) содержит классическое правило об одновременности перехода прав на бумагу и прав, удостоверяемых ценной бумагой: с переходом права на документарную ценную бумагу переходят все удостоверенные ею права в совокупности. Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги лицом, совершившим ее отчуждение. Права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, передаются приобретателю путем совершения на ней передаточной надписи - индоссамента.

ГК РФ не содержат развернутых положений о передаче ценных бумаг посредством индоссамента, однако такие нормы содержатся в вексельном законодательстве, в частности в Положении о переводном и простом векселе 1937 года. Воспроизведение таких правил в ГК РФ вряд ли было бы целесообразным и однозначно сделало бы главу 7 громоздкой, поэтому законодатель распространил действие вексельного законодательства, касающегося индоссамента, на иные ордерные бумаги и указал, что, "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законом, к передаче ордерных ценных бумаг применяются установленные законом о переводном и простом векселе правила о передаче векселя" (п. 3 ст. 146 ГК РФ). Права, удостоверенные именной документарной ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги лицом, совершающим ее отчуждение, с совершением на ней именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).


До принятия последних изменений существовала проблема реализации прав лиц, формально не легитимированных, - наследников и лиц, приобретших ценные бумаги в результате их продажи с публичных торгов судебным приставом-исполнителем либо арбитражным управляющим в процедуре банкротства. Такой пробел в законодательстве восполнялся судебной практикой. В настоящее время эта проблема решена: в п. 8 ст. 146 ГК РФ (в ред. 2014 года) указывается, что переход прав на ордерные или именные ценные бумаги подтверждается:

  1. "при наследовании - отметкой нотариуса на самой ценной бумаге, которая имеет силу индоссамента или передаточной надписи предшествующего правообладателя;
  2. при реализации таких ценных бумаг в случае обращения на них взыскания - отметкой лица, уполномоченного на реализацию имущества владельца таких ценных бумаг;
  3. в иных случаях - на основании решения суда отметкой лица, осуществляющего исполнение судебного решения".

Важной новеллой является правило о том, что при учете прав на именную документарную ценную бумагу права переходят к лицу, указанному в ценной бумаге, в момент внесения в учетные записи отметки о переходе права. Ранее такое правило содержалось в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и применялось только к эмиссионным ценным бумагам. Теперь правила, относящиеся к трансферту, получили законодательное закрепление на уровне Гражданского кодекса.

Несомненно, сложнейшей проблемой теории ценных бумаг является вопрос о юридической природе бездокументарных ценных бумаг, которые не имеют материальной формы документа. В Концепции развития гражданского законодательства был заложен здравый прагматичный подход, в соответствии с которым было признано нецелесообразным исключать такого рода права из круга ценных бумаг и рассматривать их как объекты иного рода и предложено сохранить в качестве родового понятия "ценные бумаги", имея в виду, что оно должно охватывать как классические ценные бумаги, так и права, зафиксированные посредством записей по счетам.

Законодатель воспринял эти предложения, и действующее законодательство рассматривает бездокументарные ценные бумаги как вид ценных бумаг, указывая, что, если иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги, к таким ценным бумагам применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями (п. 6 ст. 143 ГК РФ (в ред. 2014 года)).


Возможно, с точки зрения чистой теории такой подход и неидеален, однако он позволяет регулировать отношения, связанные с бездокументарными ценными бумагами, не ломая складывавшихся десятилетиями отношений.
Обязанным лицом по бездокументарной ценной бумаге является прежде всего лицо, выпустившее ценную бумагу, а также лица, которые предоставили обеспечение соответствующего обязательства, что характерно для облигаций с обеспечением. Лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу.
Управомоченным по ценной бумаге лицом признается лицо, указанное в учетных записях в качестве правообладателя. Учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется путем внесения записей по счетам лицом, действующим по поручению лица, обязанного по ценной бумаге, либо лицом, действующим на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. В настоящее время в качестве таких лиц выступают реестродержатели и депозитарии.

Деятельность по ведению записей по учету прав является лицензируемой. До 1 октября 2014 г. акционерные общества, которые в настоящее время ведут реестры своих акционеров, должны передать ведение реестров лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию. Все сделки, связанные с распоряжением бездокументарными ценными бумагами, в том числе передача, залог, обременение другими способами, а также ограничения распоряжения ими могут осуществляться только при обращении к лицу, осуществляющему учет прав для внесения соответствующих записей. Именно с момента внесения таким лицом соответствующей записи по счету приобретателя к последнему переходят права по бездокументарной ценной бумаге. Поскольку бездокументарные ценные бумаги не имеют овеществленной формы, то реестры владельцев ценных бумаг, по существу, являются единственными документами, подтверждающими принадлежность тому или иному лицу определенного количества ценных бумаг, вследствие чего очень важно обеспечить сохранность и надлежащее ведение таких реестров.

Одной из сложнейших является проблема защиты нарушенных прав владельцев бездокументарных ценных бумаг, поскольку применение виндикационного иска вызывало многочисленные сложности, так как бездокументарные ценные бумаги нематериальны, а конструкция виндикационного иска основана на концепции владения вещью. Кроме того, при незаконном списании ценных бумаг требование предъявляется лицом, формально не являющимся владельцем ценных бумаг, не указанным в реестре владельцев ценных бумаг, т.е. нелегитимированным лицом, к лицу, легитимированному в установленном законом порядке, содержащемуся в реестре владельцев ценных бумаг.


Статья 149.3 ГК РФ установила правила защиты нарушенных прав таких правообладателей. Правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг. Бездокументарные ценные бумаги, удостоверяющие только денежное право требования, а также приобретенные на организованных торгах, независимо от вида удостоверяемого права не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. При этом бездокументарные ценные бумаги, безвозмездно приобретенные у лица, не имевшего права их отчуждать, могут быть истребованы во всех случаях. Если такие ценные бумаги были конвертированы, правообладатель вправе истребовать те ценные бумаги, в которые были конвертированы незаконно списанные ценные бумаги. Если существует возможность приобретения таких же ценных бумаг на организованных торгах, правообладателю предоставляется право выбора: потребовать от лиц, несущих перед ним ответственность, приобретения таких же ценных бумаг за их счет либо возмещения всех необходимых для их приобретения расходов.
В особом порядке регулируются отношения, возникающие при незаконном списании корпоративной ценной бумаги - акции, которая дает право на управление делами акционерного общества. В случае реализации неуправомоченными лицами удостоверенных акцией прав на участие в управлении акционерным обществом или иного права на участие в принятии решения собрания правообладатель может оспорить решение собрания, нарушающее его права и охраняемые законом интересы, при наличии следующих двух условий. Во-первых, если акционерное общество или лица, волеизъявление которых имело значение при принятии решения собрания, знали или должны были знать о наличии спора о правах на бездокументарные ценные бумаги; во-вторых, голосование правообладателя могло повлиять на принятие решения. Но даже при наличии этих двух условий суд может оставить решение собрания в силе, если признание решения недействительным повлечет причинение несоразмерного ущерба кредиторам акционерного общества или иным третьим лицам. ГК РФ (в ред. 2014 года) устанавливает срок для оспаривания решения собрания: иск может быть предъявлен в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о неправомерном списании ценных бумаг с его счета, но не позднее одного года со дня принятия соответствующего решения.


Таким образом, следует признать, что правовая регламентация ценных бумаг в ГК РФ претерпела существенные изменения, которые в целом должны благоприятно сказаться на их правовом регулировании. Сложные и ранее не урегулированные вопросы, например о переходе именных ценных бумаг, о видах прав, удостоверяемых ценными бумагами, получили в ГК РФ (в ред. 2014 года) полноценную регламентацию, однако считаю необходимо более подробная законодательная регламентация следующих вопросов:

- При всех, однако, удобствах и преимуществах, которые сулит появление в рыночном обороте закладной, возникает теоретический вопрос о соотношении Закона об ипотеке с общими положениями ГК РФ. Может ли вообще закладная как ценная бумага вводиться Законом об ипотеке. Раздел I "Общие положения" ГК РФ содержит главу 7 "Ценные бумаги", нормы которой не допускают наличие бездокументарной закладной, как, впрочем, и сертификата - документального заменителя. Это всегда должна быть объективно выраженная ценная бумага. Закон об ипотеке также не обязывает лицо, выпустившее более двух закладных, вести их учет, поэтому при наличии реестра закладных данные, содержащиеся в нем, не могут служить доказательством существования прав того или иного лица,

- Нельзя не обратить внимания на известную противоречивость и двусмысленность указанного положения, поскольку не совсем ясно, что выступает предметом залога - само складское свидетельство или товар, хранимый на складе. Также неясно, на что обращать взыскание, если не будет исполнено обеспеченное залогом обязательство - на товар или на ценную бумагу. Кроме того, обратим внимание на слова - товар может быть предметом залога в течение срока хранения товара. Предположим, что основное обязательство не было исполнено, а срок хранения еще не истек. В этом случае возможны два варианта поведения: а) обращать взыскание на саму ценную бумагу и впоследствии продавать эту бумагу с публичных торгов; б) обращать взыскание на хранимый товар, прекращать его хранение и организовывать его продажу с публичных торгов.

-нельзя за фактом выдачи векселя признавать прекращение первоначального обязательства, в результате которого он выдан. Следовательно, на наш взгляд, до оплаты векселя гражданско-правовое обязательство нельзя признать прекращенным.