Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Понятие и виды ценных бумаг по законодательству Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и виды ценных бумаг по законодательству Российской Федерации
1.2 Понятие и виды ценных бумаг
1.3 Документарные и бездокументарные ценные бумаги
1.4 Правовое регулирование отдельных видов ценных бумаг
2.1 Уступка прав, удостоверенных ценными бумагами
Если владелец ордерной или именной документарной ценной бумаги заключил договор о ее отчуждении, но не передал эту ценную бумагу ее приобретателю, последний вправе потребовать ее изъятия у лица, во владении которого она находится. Исключение составляет случай, когда права по ценной бумаге уже переданы другому лицу, что подтверждается учиненными на ценной бумаге индоссаментом или передаточной надписью лица, совершившего ее отчуждение (п. 5 ст. 146 ГК РФ). В такой ситуации приобретатель вправе потребовать возмещения ему убытков, причиненных неисполнением обязательства по передаче ценной бумаги (п. 1 ст. 393 ГК РФ) [12].
Если владелец ордерной или именной документарной ценной бумаги заключил договор о ее отчуждении, но не совершил индоссамент или передаточную надпись на ней, приобретатель такой ценной бумаги вправе потребовать перехода прав на нее в судебном порядке. В этом случае надпись на ценной бумаге о передаче прав по ней совершает лицо, которое осуществляет исполнение судебного решения (судебный пристав-исполнитель). Такая надпись имеет силу индоссамента или передаточной надписи (п. 6 ст. 146 ГК РФ).
2.2 Переход прав по ценным бумагам и исполнение обязательства из ценной бумаги надлежащему лицу. Истребование документарной ценной бумаги у добросовестного приобретателя
В ГК РФ большое внимание уделено проблеме перехода прав по ценным бумагам. Новая редакция ст. 146 ГК РФ предусматривает множество способов перехода прав по документарной ценной бумаге. В этой области чрезвычайно важна определенность, поскольку вместе с правами на бумагу по общему правилу также переходят и права из бумаги[1].
Среди многочисленных способов, приведенных в ст. 146 ГК РФ, можно отметить особенности перехода прав, удостоверенных именной ценной бумагой, права по которой учитываются в системе учета прав (п. 9 ст. 146 ГК РФ). Согласно этой норме права по такой ценной бумаге переходят к лицу, указанному в ней в момент внесения в учетные записи отметки о переходе прав. Основанием для внесения отметки служит передаточный акт, совершенный сторонами в присутствии осуществляющего ведение учета лица или нотариально удостоверенный[18].
Как отмечается в классической литературе по ценным бумагам, основное отличие передачи прав по ценным бумагам от общегражданских способов перехода прав - это иное распределение рисков при исполнении обязательств. Так, исполнение обязательства из ценной бумаги должно быть отнесено формально легитимированному в ней лицу. За переход прав по бумаге другому кредитору должник (эмитент или иное обязанное лицо) по общему правилу не отвечает.
В общегражданских правоотношениях риск исполнения ненадлежащему лицу распределяется иначе (ст. 312 ГК РФ). По общему правилу его несет должник, а не кредитор.
Пункт 1.2.6 Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках (проект, опубликованный в "Вестнике гражданского права", 2009, N 2) указывает на отсутствие закрепления в позитивном праве правила о том, что риски исполнения по ценной бумаге ненадлежащему кредитору в случае недобросовестности должника возлагаются на последнего.
Указанное правило распределения рисков при исполнении по ценной бумаге косвенным образом можно вывести из действующей редакции главы 7 ГК РФ (п. 2 ст. 147 ГК РФ). В Законе уточняется правовое регулирование этих отношений. Особо следует отметить многочисленные исключения из правила распределения рисков при исполнении по ценной бумаге, которые ранее не закреплялись на законодательном уровне. Надо сказать, что еще в п. 1.1.5 раздела VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривалась необходимость в ряде случаев отойти от последовательного проведения такого принципа распределения рисков при исполнении по ценной бумаге, к примеру при намеренном или совершенном по грубой небрежности исполнении ненадлежащему кредитору по ценной бумаге[17].
В связи с этим в абз. 3 п. 1 ст. 145 и ст. 147.1 ГК РФ предусмотрено, что обязанное по ценной бумаге лицо может не отвечать по требованию формально легитимированного владельца этой ценной бумаги, если известно, что права по ней к указанному владельцу не перешли в установленном порядке. Фактически это означает, что такой владелец ценной бумаги не является добросовестным, а обязанное лицо по ценной бумаге может не осуществлять исполнение по ней указанному лицу.
В Законе установлена невозможность по общему правилу истребовать у добросовестного приобретателя ордерные или именные ценные бумаги, удостоверяющие денежное требование, и предъявительские ценные бумаги независимо от того, какое право они удостоверяют.
На практике может сложиться ситуация, при которой формально легитимированное по ценной бумаге лицо не имеет прав на нее, но является ее добросовестным приобретателем. Согласно Закону возможность истребования ценной бумаги у этого лица предусмотрена несколькими правилами[19].
Документарные ценные бумаги могут быть истребованы у неуправомоченных лиц по правилам гражданского законодательства о виндикации с особенностями, предусмотренными для ценных бумаг (п. 1 ст. 147.1 ГК РФ).
Общим правилом является невозможность истребовать у добросовестного приобретателя ордерные или именные ценные бумаги, удостоверяющие денежное требование, и предъявительские ценные бумаги независимо от того, какое право они удостоверяют. Пункт 1.1.10 раздела VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает, что права собственника таких ценных бумаг могут быть эффективно защищены посредством возмещения убытков в денежной форме, а возможность виндикации ценных бумаг для таких случаев не требуется.
Толкуя это правило от обратного (a contrario), следует предположить возможность истребования у добросовестного приобретателя ордерных и именных ценных бумаг, удостоверяющих неденежные требования (к примеру, права участия). У недобросовестного приобретателя ценная бумага может быть истребована в любом случае, так как иное прямо не указано.
В ст. 143 ГК РФ указаны способы формальной легитимации лиц, управомоченных по ценным бумагам. В соответствии с такими способами ценные бумаги делятся на предъявительские, ордерные и именные.
Предъявительской согласно п. 2 ст. 143 ГК РФ является документарная ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец[20].
Под ордерной документарной ценной бумагой понимается такая, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов (п. 3 ст. 143 ГК РФ).
Сложнее обстоит дело с именными документарными ценными бумагами. В Законе различают две их разновидности, соответствующие определению лица, уполномоченного требовать исполнения по ценной бумаге.
В первом случае речь идет о владельце ценной бумаги, указанном в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или лицом, действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию.
Во втором - о владельце ценной бумаги, выданной на его имя либо перешедшей к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда уступок требования (цессий) путем нанесения на нее именных передаточных надписей или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).
Относительно второй разновидности именных документарных ценных бумаг в литературе высказываются сомнения в возможности отнесения их к ценным бумагам, так как указанные документы, по мнению В.А. Белова, относятся к именным ценным бумагам в узком смысле слова (или обыкновенным именным ценным бумагам, Rektapapiere, ректабумагам). Согласно М.М. Агаркову под ректабумагами следует понимать документы, легитимирующие их обладателя в соответствии с общими правилами гражданского права. Однако такие ценные бумаги не обладают свойством публичной достоверности и, следовательно, не могут относиться к ценным бумагам в строгом смысле слова[21].
Отдельно следует отметить, что учет прав по первой разновидности именных документарных ценных бумаг может осуществляться специальным лицом (отличным от эмитента таких ценных бумаг), имеющим лицензию, в том числе если обязанность передачи учета установлена законом (подп. 1 п. 4 ст. 143 ГК РФ). Насколько можно судить, в этой норме Закона закреплена действующая практика учета прав на ценные бумаги регистратором или депозитарием (ст. ст. 7 и 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Кроме того, следует отметить запрет выдачи или выпуска ценных бумаг на предъявителя, если это прямо не предусмотрено законом (п. 5 ст. 143 ГК РФ).
Относительно бездокументарных ценных бумаг в п. 6 ст. 143 ГК РФ установлено, что к ним применяются правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель по которым определяется в соответствии с учетными записями, которые ведет эмитент или регистратор (депозитарий), если иное не установлено законом (включая ГК РФ) либо не вытекает из особенностей фиксации прав по таким ценным бумагам. Так, к бездокументарным ценным бумагам в соответствии с указанной нормой могут быть применены правила о формальной легитимации управомоченного лица по ценной бумаге[27].
Право требовать передачи ценной бумаги из чужого незаконного владения есть у лица, которое на момент выбытия ценных бумаг из его владения являлось их законным владельцем (п. 2 ст. 147.1 ГК РФ). Оно также может потребовать от недобросовестного владельца возвратить все полученное по ценной бумаге и возместить убытки (п. 5 ст. 147.1 ГК РФ), а от добросовестного владельца - возвратить все полученное по ценной бумаге со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил из суда уведомление о предъявлении к нему иска об истребовании ценных бумаг[21].
В ситуации, когда недобросовестный приобретатель в соответствии с предоставленным ему ценной бумагой преимущественным правом приобрел какое-либо имущество, лицо, которому эта ценная бумага была возвращена, вправе требовать передачи ему приобретенного таким образом имущества. При этом лицо, которому ценная бумага была возвращена, должно возместить бывшему незаконному владельцу ценной бумаги стоимость такого имущества по цене приобретения его незаконным владельцем. Если незаконным владельцем являлся недобросовестный приобретатель, то владелец ценной бумаги также вправе потребовать с него возмещения убытков (п. 5 ст. 147.1 ГК РФ).
В дополнение к этому правилу в ст. 147 ГК РФ в редакции Закона предусматривается, что лицо, передавшее документарную ценную бумагу, несет ответственность за недействительность прав, удостоверенных ценной бумагой, если иное не установлено законом. Напомним, что схожее правило в настоящее время закреплено для цессии (п. 2 ст. 146, ст. 390 ГК РФ). Кроме того, лицо, передающее документарную ценную бумагу, может отвечать за исполнение обязательства по ценной бумаге в случае, если в ней сделана соответствующая оговорка или в иных случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 147 ГК РФ).
В Законе закреплено правило об ответственности передавшего поддельную или подложную ценную бумагу перед ее приобретателем за исполнение обязательств по такой ценной бумаге и понесенные приобретателем убытки (п. 2 ст. 147 ГК РФ). О необходимости включения данного правила в текст Гражданского кодекса РФ говорилось в п. 1.1.8 раздела VI Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.
2.3 Учет прав на бездокументарные ценные бумаги. Защита нарушенных прав правообладателей по бездокументарной ценной бумаге
Важную роль в обороте бездокументарных ценных бумаг играет лицо, осуществляющее учет прав по ним. В п. 3 ст. 149 ГК РФ установлено, что любое распоряжение (ограничение распоряжения) бездокументарными ценными бумагами, а также их обременение может осуществляться только посредством обращения к такому лицу. В настоящее время действует схожее правило (п. 2 ст. 149 ГК РФ), но формулировка была несколько изменена.