Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
Теоретические основы бизнес-планирования.
Виды, цели, состав бизнес плана
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.
Планирование связано с решением поставленных тактических и стратегических задач. В первую очередь рассматривают стратегические задачи бизнес-планирования.
Задача бизнес-планирования – обоснование концепции предпринимательского предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью. [2]
Бизнес-план – это план развития предприятия (организации), необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса или количественного и качественного улучшения существующего вида деятельности. [1, с.144]
Бизнес-план является кратким и точным документом для управления бизнесом, позволяющий выбрать более перспективные решения и средства их достижения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирования хозяйственной и финансовой деятельности фирмы на краткосрочные и долгосрочные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. В современной рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов различных по форме, содержанию, структуре и так далее, среди которых можно выделить более распространённый вид, в зависимости от среды применения бизнес-плана рис.1.1.
Бизнес-план для внешнего использования, то есть инструмент для привлечения финансирования посредством выработки и представления информации, убеждающей инвесторов экономической выгоде при вложениях в процесс, для налаживания деловых контактов. Использование бизнес-плана во внешней среде осуществляется для: получения кредита в банке, получений инвестиций, контракта, консультации юриста или государственного органа.
Рисунок -
Виды бизнес-планов от среды их применения
Бизнес-план для внутреннего использования, то есть инструмент, необходимый для управления процессом функционирования предприятия и развития бизнеса путем определения стратегии, обосновании конкретных направлений деятельности и прогнозирования результатов. Внутрифирменное применение можно рассмотреть, например: для создания собственного бизнеса, т.е. создание или развитие нового направления.
В Предложенной типологии бизнес-планов Любановой Т.П. и другими по объектам бизнеса, наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) рис. 2. Также следует отметить, что бизнес планы финансового оздоровления предприятия для неплатежеспособных предприятий, имеют свою структуру и логику изложения. [1, с.147].
Таким образом, можно классифицировать бизнес-планы на две основные группы: бизнес-план для создания нового бизнеса и бизнес-планы, разрабатывающиеся для существующего предприятия, бизнес-проекта.
Бизнес-план постоянно находится в обновление и доработке, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы; так и с изменениями на рынке, где действует фирма; и в экономике в целом.
Рисунок - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Существует ещё одна распространённая классификация бизнес-планов в зависимости от круга задач, которые должны быть решены предприятием в процессе функционирования: (рис. 3.)
- Производственный план, необходим для прогнозирования и планирования функционирования компании; тщательного планирования материальных и финансовых затрат. Вся информация об конкуренции и отрасли должна быть проанализирована;
- Инвестиционный план, является главным инструментом для привлечения инвестиционных вложений, также должен быть учтён круг интересов кредиторов: гарантии возврата кредитов и своевременной уплаты процентов за их использование;
- Финансовый план, составляется в случае неплатёжеспособности предприятия;
- Бизнес-план для получения кредитов, он создается с целью пополнения оборотных средств, а также реализации назначенного проекта производства.
Рисунок 3. Виды бизнес-плана в зависимости от круга решаемых им задач
Существует пять функций бизнес-плана:
- разработка стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а также при разработке новых направлений деятельности компании;
- планирование. Данная функция позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, а также осуществлять контроль внутрифирменных процессов;
- привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить проект. Но для того, чтобы получить кредит у банка, который в свою очередь предпринимает целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, нужно предоставить проработанный бизнес-план;
- привлечение потенциальных партнеров. Для того, чтобы значительный проект был хорошо профинансирован также нужно предоставить бизнес-план, что позволяет привлечь к реализации проекта потенциальных партнеров, которые готовы вложить собственный капитал или имеющуюся технологию;
- координация деятельности всех участников процесса. [4, с.67]
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-планирования. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов, а так же активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов и риски данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекают консалтинговую фирму и экспертов.
В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересов и условий заинтересованных сторон:
- заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;
- инвестора, интерес которых – возврат вложенных финансовых средств и получение дивидендов;
- потребителя, использующего продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах и услугах;
- органы власти, определяющие потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.
Основной целью бизнес-плана является грамотное разделение финансовых ресурсов по стратегическим задачам, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
- определить конкретные направления деятельности предприятия, а так же востребованность предприятия на рынке;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику достижения;
- оценка затрат, необходимые для изготовления и сбыта продукции, сопоставить их с ценами, для вычисления потенциальной прибыли;
- выявить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламы, ценообразованию и т.п.;
- проанализировать материальное и финансово-экономическое положение предприятия;
- просчитать слабые и сильные стороны предприятия, а так же риски, которые могут помешать выполнению поставленных задач. [3, с.155]
Таким образом, основной задачей бизнес-планирования является то, что предоставляется общая картина перспектив развития предприятия, а точнее отвечает на вопросы как, стоит ли бизнес-проект финансовых инвестиций, результат доходов, окупаемость затрат и т.д.
1. По целям разработки бизнес-планы подразделяются по направлению на:
- Получение внешнего финансирования;
- Выработку стратегии развития;
- Планирование деятельности предприятия.
2. По объекту планирования бизнес-планы подразделяются на:
- Бизнес-планы инвестиционных проектов;
- Бизнес-планы предприятий;
- Бизнес-планы группы предприятий;
- Бизнес-планы отдельных бизнес-единиц (направление бизнеса, выделяемые по территориальному, продуктовому или какому-либо другому признаку).
Организация бизнес-планирования в организации предполагает решение нескольких стратегических вопросов:
- распределённый во времени процесс, состоящий из несколько последовательных этапов разработки бизнес-плана;
- распределение функций по разработке бизнес-планов, их реализации и оценки результатов.
Методы оценки эффективности бизнес-планов
Эффективность бизнес-планирования в общем виде представляет собой соотношение сумм прибыли, которая поступает от осуществления бизнес-проекта, и всех затрат по проекту, которые измеряются в конкретном периоде времени с учетом динамики коэффициента инфляции в стране и временной стоимости денежных средств.
Решение о внедрении бизнес-плана должно основываться на следующих требованиях:
- возможность получения прибыли и возврата вложенных средств;
- способность погасить финансовые обязательства в установленные сроки.
В теории и практике инвестиционного анализа существуют критерии оценки эффективности бизнес-проектов – это показатели, используемые для формирования оптимальных инвестиционных программ. Чистая дисконтированная стоимость, чистая терминальная стоимость, модифицированная внутренняя норма прибыли, индекс рентабельности инвестиций, внутренняя норма прибыли, дисконтированный срок окупаемости инвестиций. Данные расчетные показатели, как правило включают в резюме бизнес-плана.
Чистая дисконтированная стоимость представляет собой разницу дисконтированного приведенного денежного дохода от реализованного проекта, то есть суммой входящих денежных потоков (CIF), и объемом первоначальных инновационных затрат (COF).
(1)
CIF – является суммой входящих денежных потоков,
COF - является объемом первоначальных инновационных затрат,
r – ставка дисконтирования, которая отражает скорость изменения денег во времени,
n – продолжительность инвестиционного проекта.
Основой данного метода оценки эффективности служит целевая установка, которой следуют собственники компании – повышение ценности фирмы, количественной оценкой, которая служит ее рыночная стоимость. Следственно, если ценность фирмы растет, то бизнес-план будет приемлем.
Упомянутая ранее целевая установка, к которой стремится развивающаяся компания, необходимо дать экономическую интерпретацию трактовки чистой приведенной стоимости:
- Если NPV<0, то в таком случае ценность предприятия уменьшится, будет приобретен убыток, следовательно бизнес-план не приемлем;
- Если NPV>0, в этом случае ценность компании увеличивается, следовательно проект необходимо принять в разработку;
- Если NPV=0, ценность остается прежней, то бизнес-проект принесет ни прибыли, ни убытка.
Чистая терминальная стоимость, является собой разностью между возвратного денежного потока и первоначальных инвестиций, наращенных к моменту окончания оцениваемого проекта. Формула расчета критериев терминальной стоимости:
(2)
Если NTV<0, то проект считается непригоден. Если NTV>0, тогда считается бизнес-проект выгодным; если NTV=0, то проект не принесет ничего. Считается, что критерии NTV и NPV взаимообратные.
Индекс рентабельности инвестиций, представляет собой отношение суммы дисконтированного возвратного потока к исходным данным инвестициям. Данные критерии учитывают временную стоимость денежных средств. Формула индекса рентабельности инвестиций, выглядит следующим образом: