Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В третьей главе даны рекомендации по обучению для компании.
Глава 1. Формирование обучения и развития персонала.
Обучение персонала и почему оно необходимо
2.1. Классификация методов обучения персонала.
Примеры основных методов обучения персонала
Глава 2. Анализ обучения и развития персонала на примере ресторана "IL Патио"
2.1 Характеристика ресторана "IL Патио"
2.2. Организация процесса обучения сотрудников ресторана.
2.3. Недостатки при обучении на предприятии
Глава 3. Рекомендации для развития персонала
3.1. Поощрение и стимулирование инновационных предложений персонала.
3.2. Формирование эмоциональной привязанности к организации.
Введение.
Данная тема актуальна потому что обучение своего персонала очень важно для любого предприятия, независимо от его специфики и направления. Возможно, это связано с тем что работа предприятий на основании принципов рыночной экономики предъявляет высочайшие требования к квалификации сотрудников. А так экономика и прочие внешние факторы неслабо влияют на итоговые требования, которым должен отвечать сотрудник - обучение будет актуально всегда
Целью моей курсовой работы, стало исследование и анализ обучения персонала на существующем предприятии общественного питания на примере ресторана “IL Patio”
Задачи:
Рассмотреть понятие и назначение обучения персонала.
Дать характеристику существующему предприятию общественного питания и на его примере выделить все плюсы и минусы.
Дать рекомендации по обучению.
Предметом изучения является обучение на предприятии.
Объектом изучения – деятельность предприятия общественного питания, ресторан итальянской кухни “IL Patio”
Теоретическая основа данной работы: Интернет-ресурсы, собственный опыт, учебная литература и прочие литературные издания.
Данная работа включает в себя : введение, три главы, содержащие по несколько параграфов, с выводами на каждую, заключение, список использованной литературы.
В первой главе даны: основные определения, выделены назначение и система обучения персонала.
Во второй главе рассмотрена более подробно обучение и его реальный пример предприятия.
В третьей главе даны рекомендации по обучению для компании.
Глава 1. Формирование обучения и развития персонала.
Обучение персонала и почему оно необходимо
Обучение персонала — это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.
Обучение персонала ‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет: обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации. Организовать учебный процесс можно по‐разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.
Методы обучения персонала ‐ способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.
Профессиональное обучение ‐ процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. [1]
В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходится совмещать в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей все больше различных трудовых функций и принимать решения, которые требуют знания основ менеджмента, маркетинга, психологии, социологии.
Такие изменения приводят к необходимости повышения значимости вопроса обучения и подготовки персонала в организации. Недостаток у работника тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат связанных с работой, а также снижению мотиваций.
Соответственно эффективное обучение персонала организации помимо роста прибыли имеет ряд важных последствий для организации, такие как: сплочение и улучшение социально-психологического климата в коллективе, раскрытие всего потенциала работников, формирование соответствующей организационной культуры и образцов поведения которые способствуют успешному достижению организационных целей, привлечение новых сотрудников в организацию.
Необходимость организации обучения персонала диктуют следующие факторы:
- внедрение новой техники, технологии,
- производство новых товаров,
- для самой фирмы эффективнее обучение старых сотрудников, чем привлечение новых.
- рост коммуникационных возможностей.
В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием.
2.1. Классификация методов обучения персонала.
Приведённые ниже методы и виды обучения не только могут не исключать друг друга, но и дополнять для извлечения наибольшей эффективности. [2]
По формам обучение бывает: групповым и индивидуальным обучение. По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.
Методы, классифицируются на:
- пассивные и активные ‐ различаются по степени активности, которую проявляют обучающиеся. Например, лекция, во время которой слушатель может дремать, заниматься своими делами, или деловая игра, требующая участия всех;
- индивидуальные и групповые ‐ при индивидуальном методе обучения. проявляется возможность полностью сосредоточиться на конкретных знаниях и умениях одного человека; профессиональное обучение и переобучение незанятых граждан и безработных; групповое обучение требует соответственно меньше и финансовых затрат.
- без и с отрывом от производства – методы обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом немедленно применяются на практике.
По видам обучение делится на:
- подготовку новых работников,
- переподготовку собственных,
- повышение квалификации,
- развитие компетенции.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:
‐ обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
‐ обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Примеры основных методов обучения персонала
В данном пункте я хотела бы рассмотреть основные методы обучения персонала, начиная от традиционных и заканчивая современными и наиболее актуальными наше время.
1. Лекция - Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения. Несмотря на некоторые недостатки, в виде низкой активности слушателей и отсутствие возможности различия в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей, данный метод остается наиболее популярным, так как несет за собой минимальные затраты и возможность охвата большой аудитории.
2. Семинары - предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм.
Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях ‐ проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.
Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.
3. Видеообучение является наиболее простым видом обучения ‐ для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время ‐ обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств ‐ аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.
Данный метод обучения можно было бы назвать идеальным, если б не одно но – отсутствует обратная связь, и многие , появившиеся в процессе просмотра, вопросы для сотрудников так и остаются открытыми
4. Дистанционное обучение получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.
Тут есть возможность проводить, как лекции, так и семинары, и даже есть возможность обратной связи. Однако имеется одна очень немаловажная проблема – проблема передачи связи
5. Кейс-обучение - метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений. Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. И несмотря на то, что использование данного метода требует много времени на дискуссию, и есть риск не достичь нужных результатов, если сотрудники не обладают нужным опытом.
В любом случае, с помощью данных кейсов сотрудники сталкиваются с реальными проблемными ситуациями и приобретают навыки решения проблемных ситуаций не сталкиваясь с ними в реальной жизни. Подобны данному виду методы: ролевых игр и поведенческого моделирования[3]
6. Тренинг ‐ тот метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения. Он обеспечивает более интенсивное и интерактивное обучение и, кроме того, ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью,
и экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом
7.Наставничество - Под наставничеством понимают индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами или форму воспитания (шефства), профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, предполагающую передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку.
Наставничество играет существенную роль в развитии персонала компании. В настоящее время система наставничества используется и применяется в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний.
Вывод по 1 Главе.
В современной практике обучения персонала существует огромное множество различных методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
При планировании обучения в каждой конкретной организации необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития.