Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что профессиональная деятельность, влияет на состояние и эмоции субъекта труда, вызывает изменение в оценке ситуации и в действиях человека в соответствии с требованиями деятельности и своими возможностями. Развивающееся в этих условиях эмоциональное выгорание становится основным фактором профессиональной деформации личности работника.
В настоящее время деятельность предприятий происходит в сложных экономических условиях. Предприятия должны обладать гибкостью, оперативностью и уметь оптимально использовать имеющиеся ресурсы в реализации своих планов. В этих условиях не только менеджерам, но и рядовым работникам приходится справляться с интенсивной нагрузкой, быть дальновидными в своей деятельности, в то же время - оперативными, чтобы справляться с большим объемом ежедневной работы.
Цель работы – исследование системы профилактики стресса и синдрома профессионального выгорания в ООО «Гуммилат РТИ», разработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование.
Задачи работы:
1) исследовать понятие стресса и синдрома профессионального выгорания;
2) рассмотреть подходы к профилактике профессионального выгорания;
3) изучить деятельность ООО «Гуммилат РТИ»;
4) дать оценку системы профилактики стрессов и синдрома профессионального выгорания работников предприятия;
5) разработать рекомендации по совершенствованию системы профилактики профессионального выгорания работников ООО «Гуммилат РТИ».
Объект исследования – ООО «Гуммилат РТИ».
Предмет исследования – методы профилактики стрессов и выгорания работников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, С. Гремлина, М. Т. Громковой, А. Н. Коновальчука, В. Е. Орла, Н. В. Самоукиной и др.
Методы исследования. При решении поставленных задач был использован комплекс методов: 1) общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частнонаучных (формально-логический, сравнительный, конкретно-исторический, системно-аналитический), методов теоретического изучения литературных источников по проблеме предупреждения профессиональной деформации; 2) методов исследования эмпирического содержания проблемы и практического опыта ее решения (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, опрос); 3) аналитико-интерпретационных (количественно-качественный анализ результатов исследования).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ, СТРЕССА И СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие профессионального стресса, деформации и синдрома профессионального выгорания
Стресс представляет собой специфическую реакцию организма и психики человека на внешние или внутренние воздействия, приводящие к нарушению эмоционального спокойствия и чувства равновесия.
Для полноценного развития нам необходимо, чтобы среда вокруг нас менялась, появлялись новые люди, события, провоцируя соответствующие им внутренние изменения в психо-эмоциональном состоянии[1]. Но такие перемены положительны лишь тогда, когда они достигают определенного уровня или слегка его превосходят. Если же эти перемены слишком резкие и интенсивные, либо же затягиваются по времени, и человеку требуются значительные усилия для адаптации к ним, то организм реагирует на них как на стресс[2].
Физический стресс возникает в результате переживания человеком боли, ощущения голода, жажды, жары, холода, инфекции, сильного физического перенапряжения[3].
Психологический стресс является следствием сильного нервного перенапряжения, вызванного каким-либо переживанием. Любая сильная эмоция, как то положительная, так и отрицательная, является стрессом для человека, особенно, если воздействует на него длительное время, поскольку сопровождается рядом физиологических процессов, в том числе выбросом в кровь веществ, влияющих на работу внутренних органов[4].
Профессиональный стресс, как и любой другой стресс, это не просто психологическое явление. Наша реакция на стрессовую ситуацию проявляется физиологически в головных болях, болях в спине, области плеч и шеи, усталости и даже изнуренности. Под удар попадает не только нервная система, но и организм в целом.
Отчего возникает профессиональный стресс? Причины могут быть разными, но условно можно разделить их на несколько групп.
Физические причины. К ним относятся шум, вибрация, загрязненная атмосфера. С этими причинами стресса чаще сталкиваются, к примеру, рабочие, но физические факторы нельзя полностью исключать ни в одном случае - даже громко работающее радио может стать причиной стресса[5].
Физиологические причины. К таким причинам относят неудобный график работы (к примеру, работа посменно), отсутствие нормального режима питания на работе. На подобные «издевательства» организм реагирует стрессом. И если начать нормально питаться на работе вполне реально, то с работы с неудобным графиком, возможно, придется уволиться[6].
Социально-психологические причины. Среди этих причин - напряженные отношения с коллективом, конфликты, моббинг, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.
Структурно-организационные причины. Эти причины вызывают так называемый организационный профессиональный стресс. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.
Профессиональный стресс опасен и для работника, и для работодателя. Работникам длительный профессиональный стресс может «аукнуться» профессиональным выгоранием; по сути, стресс перейдет в хроническую форму, и избавиться от него будет совсем непросто. А работодатель, не сумевший обеспечить работникам комфортные условия, столкнется со снижением производительности труда, и, возможно, потеряет в итоге нескольких сотрудников[7].
Изучение проблемы профессионального выгорания условлено необходимостью оптимизации профессиональной деятельности, сохранения и развития личности в профессии, а также заботой о ее психологической надежности и благополучии. Исследование этого психологического явления берет начало в 70-е г.г. ХХ века. Фреденбергер вводит понятие профессионального выгорания для характеристики психологического состояния людей, не страдающих психическими заболеваниями, главной особенностью профессиональной деятельности которых является интенсивное общение в эмоционально насыщенной атмосфере[8].
Первоначально этот термин трактовался как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности[9]. Теоретические и эмпирические исследования феномена выгорания широко представлены в зарубежной психологии (М. Андерсон, Е. Иваницкий, М. Лейтер, Т. Марек, С. Джексон, А. Пинес)[10]. Отметим, что в работах зарубежных авторов исследовательский интерес, главным образом, сосредоточен на изучении структуры синдрома «психического выгорания», детерминирующих его факторов и многообразных проявлений, а также влияния на психологическое благополучие работника. В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком эмоциональному выгоранию, можно найти в работах Б. Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями. Описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров)[11].
Основные составляющие синдрома профессионального выгорания представлены на рисунке 1.
Основные составляющие синдрома профессионального выгорания
Эмоциональное
истощение
Чувство эмоциональной
опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой
Деперсонализация
Циничное отношение
к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям)
Редукция
профессиональных
достижений
Формирование чувства
некомпетентности,
фиксация на неудачах
в своей профессии
Рисунок 1 – Основные составляющие синдрома профессионального выгорания[12]
Таким образом, профессиональное выгорание охватывает все структурные уровни личности: социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный – изменение личностных черт; мотивационный – качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный, отражающий изменение состояний и эмоциональных отношений[13].
П. И. Сидоров приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания:
– реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса;
– это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой;
– это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[14].
Н. Е. Водопьянова, Ю. И. Виданова рассматривают профессиональное выгорание как личностную деструкцию, развивающуюся во времени вследствие дезадаптации к широкому спектру коммуникативных стрессов в профессиональной деятельности[15].
Н. В. Самоукина определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них[16].
Следовательно, профессиональное выгорание представляет собой синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, политиков, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание рассматривают как составляющую профессиональной деформации, психологическую защиту, состояние и стресс[17].
1.2. Подходы к профилактике профессионального выгорания
Систематизированные взгляды на профилактику синдрома профессионального выгорания мы встречаем в трудах отечественных ученых[18].
Т. В. Редина, проведя анализ имеющихся подходов к профилактике профессионального выгорания, относит к ней следующие мероприятия: обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения, поддержание хорошего климата в коллективе, построение режима работы сотрудников с учетом специфики взаимодействия со сложным контингентом клиентов, своевременная обратная связь и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью[19]. Выделяют основные направления профилактики и коррекции выгорания на разных этапах профессионального становления личности: на этапе профессиональной ориентации – диагностика профессиональной мотивации, диагностика личностных особенностей, способствующих возникновению выгорания; на этапе профессионального обучения – ознакомление студентов с синдромом выгорания, формирование навыков произвольной саморегуляции эмоций и поведения в ходе учебных и практических занятий; на этапе профессиональной деятельности – диагностика уровня выгорания, коррекция ценностно-мотивационной сферы, оптимизация социально-психологического климата коллектива и организационных характеристик[20].
Способом профилактики синдрома профессионального выгорания является создание программ, в которых решается ряд ведущих задач (повышение адаптационных возможностей личности, формирование позитивного настроя по отношению к окружающим и своей профессии, развитие личностной рефлексии, обучение навыкам взаимодействия в сложных экстремальных ситуациях) [21]. Для осуществления коррекционной программы могут быть использованы самые различные приемы и методы: психодиагностика, консультационная и психокоррекционная беседа, личностная рефлексия, самонаблюдение, дискуссия, варианты психотерапии, имитационно-ролевые игры. Для определения содержания программ выделяют факторы «антивыгорания»: социальная поддержка; удовлетворенность собой, коллективом, работой; справедливое вознаграждение за труд; оптимизм и активность работника; творчество и возможность им заниматься; позитивные личностные черты руководителя; взаимоотношения внутри группы; социально-психологические ресурсы работника (социальная адаптированность, активность, смелость, способность взаимодействовать с другими людьми, высокая мотивация достижения успеха); способность использовать внутренние механизмы саморегуляции[22].