Файл: Контроль за ПРОФЕССИЛНАЛЬНОЙ деятельностью нотариусов.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика профессиональной деятельности нотариуса
1.1. Понятие и сущность правовой деятельности нотариата
1.2. Общие правила совершения нотариальных действий
2. Виды контроля за совершением нотариальных действий
2.1. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
2.2. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
Нотариусы несут также обязанности и ограничения, которые предусмотрены для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Так, например, они обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, сообщать в налоговый орган об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности по месту своего жительства, а также - операции по их счетам могут быть приостановлены.
Поскольку нотариус является субъектом налогового права, налоговым органам в соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства. В порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ, они контролируют деятельность нотариусов в трех направлениях [15]:
1) правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу) за все совершаемые нотариальные действия;
2) выполнение нотариусами возложенной на них законом обязанности своевременно сообщать в налоговые органы о стоимости имущества, полученного в дар или по наследству гражданами, доходы которых подлежат налогообложению;
3) своевременность подачи нотариусами, занимающимися частной практикой, деклараций о доходах, а также достоверность указанных в них данных.
Для того чтобы налоговые органы имели возможность контролировать правильность взимания государственной пошлины (оплаты по тарифу), нотариусы в соответствии с ч. 3 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами [18].
Кроме того, в обязанности органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, занимающихся частной практикой, согласно п. 6 ст. 85 НК РФ, входит информирование налоговых органов:
- о выдаче свидетельств о праве на наследство;
- о нотариальном удостоверении договоров дарения с сообщением сведений о степени родства между дарителем и одаряемым.
Указанная информация должна быть направлена налоговым органам не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности нотариус несет ответственность по ст. 129.1 НК РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:
1) судебный контроль (ст. 33);
2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);
3) налоговый контроль (ст. 34).
Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.
Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часnей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.
Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).
Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.
Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.
По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 15. – Ст. 1093.
2. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
- Налоговый кодекс РФ: Ч. 1. № 146-ФЗ от 31 июля 1998.// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3824.
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т.д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами
(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А68-2206/2016), а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // Российская газета. – 1993. – № 49. .
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
6. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Утверждено Приказом Министра юстиции РФ от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1997. – № 7.
7. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации (принят собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18 апреля 2001 г.) (с изм. от 31 марта 2006 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151348
8. Акимов Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей // Нотариус. – 2017. - №2. – С.7-11
9. Бегичев А.В. Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов // Евразийская адвокатура. – 2017. – №2 (27). – С.83-86.
10. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник. / Е.А. Борисова. М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.
11. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса: В 4 т. Семейное и наследственное право в нотариальной практике (том 3) (3-е издание, переработанное и дополненное) / Т.И. Зайцева. – М.: Статут, 2015. – 298 с.Куленко Н.И. Проблемы действующей системы нотариата в российской Федерации // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №27 (318).
12. Калиниченко Т.Г. Еще раз о Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации // Сайт ФНП. Открытая трибуна. 2015. 22 мая. URL: https://№otariat.ru/.
13. Копина А.А. Налогово-правовой статус нотариуса и адвоката // Финансовое право. – 2015. - №4