Файл: Контроль за ПРОФЕССИЛНАЛЬНОЙ деятельностью нотариусов.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика профессиональной деятельности нотариуса
1.1. Понятие и сущность правовой деятельности нотариата
1.2. Общие правила совершения нотариальных действий
2. Виды контроля за совершением нотариальных действий
2.1. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
2.2. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
2. Виды контроля за совершением нотариальных действий
2.1. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
По гражданскому процессуальному законодательству судебный контроль за совершением нотариусами нотариальных действий осуществляется при рассмотрении исков в порядке искового производства и при рассмотрении заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении в порядке особого производства.
Каждый гражданин или юридическое лицо, обращающиеся к нотариусу для совершения ими какого-либо нотариального действия, вправе рассчитывать на квалифицированное оформление нотариального акта и придание ему именно той формы, которая им нужна. Однако, если нотариус или уполномоченное должностное лицо придает нотариальному акту форму, которая по каким-либо причинам не устраивает обратившегося за совершением нотариального действия, или его не устраивает содержание нотариального акта, из-за чего обратившийся считает, что нотариальное действие совершено неправильно, он вправе подать в суд соответствующее заявление [14].
Вправе подать в суд заявление и лицо, которому нотариус отказал в совершении нотариального действия. Так, в порядке особого производства рассматривается отказ нотариуса удостоверить какую-либо сделку, выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов или свидетельство о праве на наследство, совершить исполнительную надпись на документе, включенном в Перечень, принять в депозит денежную сумму или ценные бумаги, принять на хранение документы и т.д.
В заявлении кроме сведений о заявителе и других заинтересованных лицах должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление;
- фамилия, имя, отчество нотариуса или должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в его совершении;
- местонахождение конторы нотариуса или организации, где выполняет свои обязанности по совершению нотариальных действий должностное лицо;
- на нотариальное действие, по поводу которого подается заявление;
- в чем заключается нарушение прав или законных интересов заявителя;
- требование заявителя;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению, подаваемому в суд, должны быть приложены нотариальный документ и другие необходимые по требованиям гражданского процессуального законодательства документы (копия заявления, квитанция об оплате государственной пошлины и т.д.). При несогласии с отказом необходимо представить в суд постановление об отказе в совершении нотариального действия, а также документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы.
Заявление о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении подается в суд по месту нахождения нотариуса (государственной нотариальной конторы, органа, на должностное лицо которого возложено совершение нотариальных действий). Такие заявления подлежат рассмотрению только в федеральных судах общей юрисдикции. Арбитражные суды не вправе ни принимать такие заявления, ни рассматривать их.
По гражданскому процессуальному законодательству для подачи заявления в суд установлен весьма ограниченный срок. Согласно ч. 2 ст. 310 ГПК заявление подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Но если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом по просьбе лица, подающего заявление [23].
Правом обращения в суд с заявлением в соответствии с ч. 1 ст. 310 ГПК наделены только заинтересованные лица. К заинтересованным лицам могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении.
Нет единообразного подхода к определению круга лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением о проверке в порядке особого производства законности действий нотариуса или его отказа в совершении нотариального действия, и в судебной практике. Нередко заявления на действия нотариусов подают лица, с которых по оформленным нотариусами документам должны быть произведены взыскания, например должники по исполнительным надписям нотариусов. Вместе с тем под заинтересованными лицами, упоминаемыми в ч. 1 ст. 310 ГПК, следует понимать тех, кто непосредственно участвовал в совершении нотариального действия. "Остальные граждане и юридические лица, полагающие, что нотариальное действие или отказ в нем затрагивает их права, должны обращаться с соответствующим иском в суд" [22].
Заявление о неправильном совершении нотариального действия или об отказе в совершении нотариального действия рассматривается судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с теми изъятиями и дополнениями, которые содержатся в гл. 27 и 37 ГПК РФ. Заявление рассматривается с участием заявителя и других заинтересованных лиц, нотариуса или должностного лица, совершившего нотариальное действие либо отказавшего в его совершении.
Удовлетворяя заявление, суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством выносит решение, которым либо отменяет совершенное нотариальное действие, либо обязывает нотариуса (уполномоченное должностное лицо) выполнить то действие, в отношении которого им было вынесено постановление об отказе [19].
Если же при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению о совершенном нотариальном действии, возникает спор о праве, основанный на совершенном действии, суд в соответствии с ч. 3 ст. 310 ГПК не может при рассмотрении дела по заявлению отменить это действие. В таких случаях выносится определение об оставлении заявления без рассмотрения, а лицу, подавшему заявление, разъясняется его право обратиться с иском в суд или в арбитражный суд за разрешением возникшего спора. Таким же образом поступает судья и в том случае, когда еще при приеме заявления из его содержания или из приобщенных к нему документов усматривается наличие спора о праве, подведомственного суду. Например, не могут быть рассмотрены в порядке особого производства заявления об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие, заявления должников, оспаривающих исполнительные надписи нотариусов на документах, устанавливающих задолженности и включенных в Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке [76].
Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц в наибольшей степени гарантирует защиту интересов граждан и юридических лиц при обращении их за совершением необходимых для них нотариальных действий.
2.2. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
Последние изменения законодательства в сфере нотариата заставляют по-новому взглянуть на осуществление нотариальными палатами контрольных полномочий.
Внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №457-ФЗ дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривают важнейшее положение о доказательственной силе нотариально оформленного документа. Согласно поправке к ст. 61, носящей название "Основания для освобождения от доказывания", обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия [24].
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №391-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ введена аналогичная норма, согласно которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 161 настоящего Кодекса, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (ч. 5 ст. 69 АПК РФ).
Указанные изменения процессуального законодательства наполняют новым смыслом и содержанием нотариально оформленный документ, определяют его официальный характер. Теперь при рассмотрении гражданских дел и хозяйственных споров любой нотариально удостоверенный документ либо документ с нотариально засвидетельствованной подписью (далее - нотариальный акт) должен приниматься судами общей юрисдикции и арбитражными судами как бесспорное доказательство по делу [8].
При этом названными Федеральными законами установлены только две возможности отмены нотариального акта:
- когда нотариальный акт отменен в порядке особого производства (гл. 37 ГПК РФ, ст. ст. 33, 48 и 49 Основ законодательства РФ о нотариате (далее - Основы));
- когда нотариальный акт признан подложным (сфальсифицированным), что может быть установлено в результате назначенной судом экспертизы.
Внесенные в процессуальные Кодексы новеллы позволяют прийти к однозначному выводу о том, что суды в ходе искового производства теперь не вправе давать оценку законности совершенного нотариального действия, если только предъявленный в ходе процесса нотариальный акт не отменен в порядке особого производства либо не признан подложным.
Важно отметить, что еще с советских времен нотариат относится к ведению Министерства юстиции. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации к его ведению отнесены вопросы нормативно-правового регулирования, а также надзор и контроль в сфере нотариата [22]. За время, истекшее с момента принятия Основ, Минюстом России принят ряд нормативных правовых актов в сфере нотариата: Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности нотариуса; Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; Правила нотариального делопроизводства и др. Однако в такой важной сфере, как контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, Минюстом России какие-либо нормативные документы не издавались.
Ст.9 Основ содержит норму о том, что порядок контроля за исполнением нотариусами Правил нотариального делопроизводства утверждается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (далее - ФНП), то такой порядок определен в самих Правилах. Что касается осуществления контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, то аналогичное законодательное предписание отсутствует. Глава VII Основ "Контроль за деятельностью нотариусов" не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, несомненно, является пробелом в законодательстве [21].