Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Социально-психологические факторы конфликтности персонала, как предмет научного исследования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Если конфликт постепенно перерастает в хаос и ссору, то нужно незамедлительно апеллировать к ранее установленным правилам поведения. Это уменьшит степень взаимодействия конфликтующих сторон.
Компромисс указывает на среднюю степень гибкости и на проявляемую активность во взаимодействии. Если сближение невозможно, то нужно двигаться к разрешению путем взаимных уступок. Тем более, если выгода от подобного поведения очевидна. Мудрый руководитель в данном случае будет всячески демонстрировать выгоду, получаемую обеими сторонами от такого поведения. Уступать своему оппоненту в доказательствах будет лишь тот, кто полностью внял его доводам и при этом пересмотрел свою точку зрения. К сожалению, подобное встречается нечасто. Тем не менее, данная поведенческая линия ни в коем случае не должна расцениваться как слабость или проявление малодушия. Иначе она может за собой повлечь потерю уважения в коллективе.
Глава 2. Особенности коррекции социально-психологических факторов конфликтности персонала в организации
2.1. Характеристика методов управления конфликтностью персонала в организации
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Для определения уровня конфликтности персонала была подобрана группа, состоящая из 19 человек, 5 человек из них мужчины, и 14 человек женщины, в возрасте от 23 до 54 лет, сотрудники АО «Международный аэропорт».
Для проведения анализа были выбраны следующие виды методик:
- Методика «Удовлетворенность работой» (Розанова В.А.). Результаты анкетирования представлены в Приложении А.
Отобразим данные показатели графически – рисунок 1.
Рисунок 1 - Результаты опроса по методике «Удовлетворенность работой» (Розанова В.А.)
Таким образом, по результатам проведенного анкетирования получились следующие результаты:
4 человека из группы полностью удовлетворены своей работой и рабочим коллективом, 12 человек из группы удовлетворены коллективом, с небольшими претензиями, не вполне удовлетворены своей работой 3 человека. Наиболее высокие результаты показал респондент под номером 5. Данная личность является очень конфликтной, без особой причины может вступить в конфликт.
Далее была проведена диагностика по методике диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас).
Результаты ответов представлены в Приложение Б. Суммируем полученные результаты и сведем их в таблицу 1, и расположим ответы по шкалам: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Таблица 1
Полученные результаты
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
соперничество |
2 |
3 |
9 |
2 |
11 |
3 |
11 |
11 |
6 |
11 |
10 |
8 |
10 |
3 |
8 |
7 |
4 |
8 |
3 |
сотрудничество |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
7 |
4 |
6 |
6 |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
4 |
9 |
компромисс |
5 |
6 |
3 |
5 |
5 |
8 |
5 |
2 |
6 |
2 |
4 |
4 |
1 |
6 |
3 |
5 |
6 |
7 |
3 |
избегание |
5 |
5 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
9 |
5 |
5 |
4 |
7 |
приспособление |
10 |
8 |
4 |
9 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
6 |
7 |
7 |
8 |
Распределим результаты конфликтности показателя по графам: низкий, средний и высокий уровень – таблица 2.
Таблица 2
Уровни конфликтности
№ |
Уровень |
кол-во человек |
% в группе |
1 |
Низкий |
4 |
20 |
2 |
Средний |
9 |
50 |
3 |
Высокий |
6 |
30 |
Анализ был проведен по 5 шкалам, а именно: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. В таблице 2 отображены уровня каждого показателя.
Таблица 2
Уровни поведения себя в конфликтной ситуации
показатель |
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
низкий |
6 |
4 |
5 |
5 |
9 |
средний |
9 |
13 |
13 |
11 |
8 |
высокий |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Таким образом, по результатам проведённой диагностики можно сказать что большая часть сотрудников стараются уйти от конфликта, так по показателю соперничества 9 из 19 сотрудников выражают средний уровень соперничества, стараются не лезь в прямой конфликт, 6 сотрудников из группы совершенно не хотят допускать конфликтной ситуаций, и только 4 из группы при столкновениях стараются выразить свое превосходство.
Далее было проведено тестирование по методике «социально-психологической самооценки коллектива» (методика О. Немова). Ответы респондентов сгруппированы в таблицу в Приложении В.
Подсчитаем сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника, и представим в виде диаграмм, по каждой шкале.
Рисунок 2 – Ответы по шкале «Стремление к сохранению целостности группы»
Как видно из рисунка 3, менее всего сохранить целостность группы хочет респондент под номером 18 и 14, данным сотрудникам все равно с кем работать, они не стремятся к активному сотрудничеству.
На рисунке 3 отображена шкала «Сплоченность (единство отношений)».
Рисунок 3 – Ответы по шкале «Сплоченность (единство отношений)»
Как показывает рисунок 3, респондент под номером 18 и 19 не являются сторонниками сплочённости коллектива.
Рисунок 4 – Ответы по шкале «Контактность (личные взаимоотношения)»
Менее всего контактными личностями являются респонденты под номерами 14 и 18, они стараются держаться в стороне, не привлекая особого внимания.
Рисунок 5 – Ответы по шкале «Открытость»
Менее открытыми личностями в группе являются респонденты под номерами 5 и 18, это еще раз подтверждает ранее приведенные диаграммы, о том, что данные испытуемые не контактны.
Рисунок 6 – Ответы по шкале «Организованность»
Испытуемый под номером 18 не направляет свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, не выражает склонности в организации режима дня, рабочего места.
Рисунок 7 – Ответы по шкале «Информированность»
По шкале «Информированность» наименьшее количество баллов набрал респондент под номером 14. Данная шкала отвечает за способность личности служить источником информации для другого человека.
Рисунок 8 – Ответы по шкале «Ответственность»
Данная шкала отвечает за контролем над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.
Таким образом, если рассматривать каждого сотрудника по отдельности, то видно, что, менее всего стремится сохранить и сплотить коллектив респондент под номером 18, он является новым сотрудником АО «Международный аэропорт», и еще не со всеми нашел общий язык, но конфликтной личностью не является.
Далее найдем интенсивность развития каждого из показателей в АО «Международный аэропорт» по формуле:
Где, S - сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе;
К - количество принявших участие в опросе.
Представим данные графически – рисунок 9.
Рисунок 9 - Суммированные показатели
Таким образом, из таблицы 3 и рисунка 10 видно, что показатель организованности набрал менее всего баллов, что говорит о малой заинтересованности организации коллектива, при этом, все показатели набрали менее 50 %, что говорит о низком социально-психологическом климате в АО «Международный аэропорт».
Для подтверждения полученных результатов была проведена экспресс-методика оценки конфликтности персонала в трудовом коллективе (Михайлюк А.С., Шарыто Л.Ю.). Результаты представлены в Приложении Г.
По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:
Таблица 4
Группы ответов
№ |
Эмоциональный |
Когнитивный |
Поведенческий |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
1 |
-1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
5 |
-1 |
0 |
-1 |
6 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
0 |
0 |
8 |
0 |
1 |
0 |
9 |
1 |
0 |
0 |
10 |
0 |
1 |
0 |
11 |
0 |
1 |
0 |
12 |
1 |
1 |
0 |
13 |
1 |
1 |
0 |
14 |
0 |
1 |
0 |
15 |
0 |
1 |
0 |
16 |
0 |
0 |
-1 |
17 |
0 |
1 |
0 |
18 |
1 |
0 |
-1 |
19 |
0 |
1 |
0 |
На следующем этапе обработки для каждого компонента выведем среднюю оценку по выборке, по формуле:
П = Е (+) – Е (–) / n, где
Где, Е (+) — количество всех положительных ответов;
Е (–) — количество всех отрицательных ответов;
n — число сотрудников, принявших участие в опросе.
Когнитивный компонент: К=11-0/19=0,57
Эмоциональный компонент: Э = 4-1/19=0,15
Поведенческий компонент: П=0-4/19=-0,21
Сверим полученные результаты с ключом:
Эмоциональный компонент занял среднюю позицию (от -0,33 до 0,33) с 0,15 балла, что говорит о нестабильности и неопределенности коллектива.
Когнитивный компонент занял высшую позицию (от 0,33 до 1) с 0,57 балла, что говорит о общей благоприятности коллектива.
Поведенческий компонент занял низкую позицию (от -1 до -0,33) с -0,21 балла, что говорит о неудовлетворённом самосознании.
Вместе с тем, было проведено анкетирование. Анкета была разработана для рядовых сотрудников компании. Анкета включала 25 вопросов, среди которых были открытые, закрытые и табличные вопросы. Вопросы анкеты направлены на:
- изучение частоты конфликтов в АО «Международный аэропорт»;
- самооценку конфликтности;
- изучение наиболее часто используемых методов разрешения конфликтов;
- анализ распределения ролей в процессе управления конфликтами;
- изучение причин конфликтов.