Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Социально-психологические факторы конфликтности персонала, как предмет научного исследования).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
Далее найдем интенсивность развития каждого из показателей в АО «Международный аэропорт».
Выведенные числа отобразим графически.
Рисунок 15 - Суммированные показатели по методике «социально-психологической самооценки коллектива» (методика О. Немова)
Для подтверждения полученных результатов была проведена повторная экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе (Михайлюк А.С., Шарыто Л.Ю.). На рисунке 16 представлены группы ответов по шкалам.
Рисунок 16 – Группы ответов
Эмоциональный компонент: Э = 5-0/19=0,26
Когнитивный компонент: К=13-0/19=0,68
Поведенческий компонент: П=6-0/19=0,31.
По результатам повторной методики «Удовлетворенность работой» (Розанова В.А.) можно сказать следующее: можно отметить общий спад неудовлетворённости сотрудников АО «Международный аэропорт» коллективом. Так, половина сотрудников полностью удовлетворена коллективом, это можно заметить и по тому как сотрудники стали общаться, после совместного времяпровождения, а именно поход в лес на шашлыки, сотрудники еще долго бурно обсуждали проведённое время, и планируют в дальнейшем так делать.
Далее рассмотрено сравнение по методике предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас) до и после внедрения психокоррекционной программы: видно, что уровень конфликтности заметно упал, на основании чего можно судить о правильно выбранного курса в психокоррекционной программе по снижению конфликтного поведения.
Представим данные по методике «социально-психологической самооценки коллектива» (методика О. Немова): показатели по всем графам изменились в лучшую сторону. Так, например, коллектив стремится к сохранению целостности группы, что подтверждает рост баллов на 10 процентов, так же существенно увеличился показатель сплоченности контактности и открытости коллектива. Это подтверждает, что совместная работа над каким-либо делом сближает людей, так, например, коллектив АО «Международный аэропорт» принимал участие в соревнованиях по шахматам.
Для подтверждения полученных результатов была проведена повторная экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе (Михайлюк А.С., Шарыто Л.Ю.), которая показала, следующие различия: эмоциональный компонент опять занял среднюю позицию (от -0,33 до 0,33), но при этом показатели увеличились на 10 пунктов, что говорит о правильно выбранном пути по стабилизации социально-психологического климата.
Когнитивный компонент занял высшую позицию (от 0,33 до 1) с 0,57 балла, что говорит о общей благоприятности коллектива, как и ранее, но сейчас это видно сильнее, сотрудники охотно общаются друг с другом.
Поведенческий компонент занял среднюю позицию (от -1 до -0,33), которая близка к высшей, что говорит о значительном изменении в климате коллектива АО «Международный аэропорт».
Таким образом, одним из факторов развития потенциала сотрудников АО «Международный аэропорт» является формирование благоприятного психологического климата в коллективе. На основе теоретического анализа материала по обозначенной проблеме, представленного в первой главе было выявлено то, что климат коллектива зависит от ряда обстоятельств.
Во-первых, на конфликтность персонала влияет стиль руководства коллективом администрацией АО «Международный аэропорт».
Во-вторых, определенное значение имеют и условия труда – подготовленность здания, материальная оснащенность процесса и т. д.
В-третьих, значительное влияние на конфликтность персонала оказывает профессиональная психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений коллектива может привести к конфликту и даже развалу коллектива. Психологическая совместимость – наиболее благоприятное сочетание свойств у членов группы, которое обеспечивает успех общего дела и личное удовлетворение от работы.
С целью создания системы работы с кадрами в АО «Международный аэропорт» по оптимизации психологического климата; формированию сплоченности, совместимости в коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного микроклимата для роста и развития профессионального мастерства была разработана Программа коррекции конфликтности персонала в коллективе.
Заключение
В любой компании, коллектив сотрудников которой состоит более чем из одного человека, рано или поздно возникают конфликты, которые являются одним из главных врагов эффективной работы. Задачей грамотного руководителя является сведение количества конфликтов к минимуму и максимально быстрое разрешение всех споров.
Анализ был проведен на базе АО «Международный аэропорт», с целью выявление психологических условий коррекции конфликтности персонала в организации, для чего была подобрана группа, состоящая из 19 человек, 5 человек из них мужчины, и 14 человек женщины, в возрасте от 23 до 54 лет.
В первой главе курсовой работе был проведен анализ теоретических аспектов конфликтности персонала в организации, межличностных отношений в психологии, понятия и факторов конфликтности персонала.
Во второй главе курсовой работе общая характеристика базы исследования, проведено исследование по установлению гипотезы о том, что психологическими условиями коррекции конфликтности персонала организации являются: - снижение социальной напряженности в коллективе; - сплочение коллектива через корпоративные сети и совместное время провождение. Анализ был проведён при помощи следующих методик:
- Методика «Удовлетворенность работой» (Розанова В.А.);
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас);
- Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова);
- Экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе (Михайлюк А.С., Шарыто Л.Ю.).
Вместе с тем, было проведено анкетирование сотрудников, на установление уровня и причин конфликтности персонала в АО «Международный аэропорт», которое показало, что конфликты в АО «Международный аэропорт» достаточно частое явление, по мнению сотрудников компании, конфликты с коллегами возникают по причине несовпадения взглядов, психологической несовместимости, не правильного распределения обязанностей по работе, борьбы за первенство (лидерство) в коллективе; с руководителями – по причине невыполнения требований руководителя и несовместимость взглядов на проблему и ее решение.
По результатам проведённого исследования можно сказать что в коллективе АО «Международный аэропорт» высокий уровень конфликтности персонала. Респонденты держаться друг от друга на расстоянии, не пытаются найти общие интересы, что подтверждает тот факт, что такие мероприятия как совместные праздники воспринимаются как продолжение рабочего дня, так как они проводиться в стенах АО «Международный аэропорт», после работы.
На основании проведённой диагностики была разработана программа коррекции конфликтности персонала в АО «Международный аэропорт», в мероприятия, которые вошли:
- организация совместного досуга (корпоративы) – в кафе, на природе, где работники в неформальной обстановке смогут лучше узнать друг друга, найти общие интересы.
- командообразующие мероприятия, к примеру участие в соревновательных мероприятиях. Каждый год организуются соревнования между коллективами предприятий. В этом году предлагается провести соревнования по шахматам, это сможет повысить дух коллектива, и настроить на совместное достижение целей.
- мероприятия по адаптации новичка. Было предложено создать программу по адаптации новый сотрудников, при помощи которой новые сотрудники легче вольются в коллектив.
После внедрения данных мероприятий была проведена повторная диагностика, которая показала общий спад неудовлетворённости сотрудников АО «Международный аэропорт» коллективом, сотрудники стали общаться, после совместного времяпровождения, а именно поход в лес на шашлыки, сотрудники еще долго бурно обсуждали проведённое время, и планируют в дальнейшем так делать. Вместе с тем, после внедрения предложенных мероприятий коллектив стремится к сохранению целостности группы, планирует будущие соревнования.
Заключительная проведенная экспресс-методика оценки конфликтности персонала в трудовом коллективе, показала, что сотрудники охотно общаются друг с другом, это является правильным путем по стабилизации конфликтного поведения.
Таким образом, гипотеза о том, что психологическими условиями коррекции конфликтности персонала организации являются: - снижение социальной напряженности в коллективе; - сплочение коллектива через корпоративные сети и совместное время провождение, доказана, цели достигнуты, задачи выполнены.
Список использованной литературы
- Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе: моногр. / Ричард Бояцис , Энни Макки. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 c.
- Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2016. - 368 c.
- Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
- Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 c.
- Глоточкин А.Д. Исправительно-трудовая психология. переизд. М.: Феникс. 2016. – 426 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. Учебник. переизд. М.: МГУ. 2017. – 421 с.
- Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 c.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 576 c.
- Коган Л.Н. Социология культуры. Учебное пособие. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2015. – 120 с.
- Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник для СПО / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 437 c.
- Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии. Монография. М.: Питер. 2017. - 129 с.
- Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 245 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Учебник. СПб.: Питер, 2017. — 320 с.
- Львов, Д. Е. Метод активного социально-психологического воздействия / Д.Е. Львов. - М.: ERGO, 2016. - 124 c.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер., с англ., М., 2017. С. 564.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. переизд. М.: Наука, 2016. — 444 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Учебник. М.: МПСИ, 2015. — 158 с.
- Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2016, 352 с.
- Макеев, В.А. Психология делового общения. Имидж и нормы этикета / В.А. Макеев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 c.
- Мансуров Н.С. Наука и религия о психической деятельности. Учебник. перераб. М.: Питер, 2016. — 114 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 2016. — 592 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: М.: «Феникс», 2016. - 416 с.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2017. - 298 с.
- Платонов К.К. Занимательная психология. Учебник. М.: Экстра. 2017. – 341 с.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. Учебник. М.: Питер. 2015, - 215 с.
- Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема. Архив журнала Вестник. №8594. 2018.
- Шепель В.М. Управленческая психология. Учебник. перераб. М.: Питре. 2017. -228 с.
- Шакуров Р.Х. Мир человеческих отношений и образование. Учебник. 2016. – 162 с.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. // Анистратенко А.А., перевод на русский язык. М.: Издательство. 2018. 621 с.
Приложения
Приложение А
Результаты опроса по методике «Удовлетворенность работой» (Розанова В.А.)
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
2 |
2 |
7 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
12 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
13 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
итого |
31 |
19 |
19 |
27 |
39 |
30 |
19 |
26 |
27 |
16 |
23 |
31 |
21 |
28 |
33 |
23 |
33 |
27 |
21 |