Файл: Процессный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
1.3.3 Мотивация.
Руководитель всегда должен знать, что прекрасно составленный план и прекрасная структура предприятия не имеет никакого смысла, если работники не выполняют качественно работу предприятия. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены предприятия выполняли работу качественно и грамотно в соответствии с их обязанностями и написанным планом. Руководитель всегда осознано осуществляет мотивацию своих работников, тем самым создает более высокий уровень квалифицированных кадров.
В настоящие время для того, чтобы мотивировать своих работников, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, обеспечить способ для работников удовлетворить эти потребности через хорошую работу
Сущность функции мотивации состоит в том, чтобы работники данного предприятия выполняли работу в соответствии с правилами и обязанностями принятыми управленческими решениями.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:
- Физиологические потребности;
- Потребности в безопасности и уверенности в будущем;
- Социальные потребности;
- Потребности в уважении, признании;
- Потребности самовыражения.
Располагая потребности в виде иерархической структуры, Маслоу показывает, что потребность низшего уровня – это физиологическая потребность и потребность в безопасности. Эти потребности требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощной, определяется фактор поведения человека, которая должна быть удовлетворена потребностью более низкого уровня. Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.
Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребности:
- Потребность власти – это желание воздействовать на других людей. У людей, обладающих наивысшей потребностью власти и отсутствия склонности к авантюризму, надо готовить к занятию высших руководящих должностей.
- Потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного конца.
- Потребность в причастности. Люди заинтересованы в привлечении к работе в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
- Гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства предприятия, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии.
- Факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности и возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических факторов, а особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать, то что они предпочитают.
1.3.4 Контроль.
Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цели в какой-то промежуток времени, точно зафиксировать как день, неделя или месяц, год или как более отдельный момент в будущем. За этот период времени многое может измениться. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом, могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрал руководитель предприятия, на рынке может появиться новый конкурент, который значительно затруднит предприятие в реализации ее целей или просто люди могут совершать ошибки при выполнении своих обязанностей.
Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить предприятие отклониться от основного курса, намеченного руководителем первоначально. Если руководитель окажется неспособным найти и исправить ошибки от первоначальных планов, прежде чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, выживание, будет поставлено под угрозу.
Контроль – это процесс обеспечения того, что предприятие действительно достигло своей цели. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
- Контроль очень важен для успешного функционирования предприятия.
- Без контроля начинается беспорядок, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.
- Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникших проблем.
- Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.
- Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией.
- Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций.
Существует три аспекта управленческого контроля:
- Установление стандартов – это определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени.
- Измерение – это то, что было в действительности достигнуто за определенный период.
- Предприимчивость действий – это необходимо для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или посмотреть стандарт.
Выделяют следующие виды контроля:
- Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим, финансовым и материальным ресурсам.
- Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работ. Для осуществления контроля необходима обратная связь.
- Заключительный контроль.
Технология контроля осуществляется по следующей схеме:
- Выбор концепции контроля: система, процесс, частная проверка;
- Определение целей контроля: целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля;
- Установление норм контроля;
- Выбор методов контроля: диагностический, терапевтический, предварительный, текущий и заключительный;
- Определение объема и области контроля: сплошной, эпизодический, финансовый и качество продукта.
1.4 Группы процессного подхода
Процесс можно разделить на две группы: основной и вспомогательный.
- Основными процессами называются процессы, в результате которых создается добавленная стоимость, то есть новое качество. Такие процессы развивают различные бизнес-функции компании. Внутри них происходит взаимодействие предприятия с партнерами и потребителями. К данной группе процесса можно отнести снабжение, производство, сбыт и логистику.
- Вспомогательные процессы – это процессы управления планированием, учетом и анализом, процессы создания инфраструктуры управления и бизнеса, то есть информационное обеспечение, система качества и производственная система и процессы создания и разработки новых продуктов.
В современном мире процессный подход понимают, как управление предприятием путем построения системы процессов, управление ими и постоянного улучшения процессов в целях построения системы менеджмента качества – совокупности организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Рассмотрев структуру и сущность процессного подхода к менеджменту в предпринимательской деятельности можно сделать следующий вывод:
- Правильно организованный процессный подход даст возможность грамотно организовать производственный процесс с получением положительных результатов;
- Создание высококвалифицированного кадрового состава;
- Процессный подход повышает трудоспособность;
- Дает возможность избегать наименьших затрат в процессе конкуренции.
Глава 2. Процессный подход к управлению предприятием на примере ПАО «Лукойл».
-
- История создания ПАО «Лукойл».
ПАО «Лукойл» - публичное акционерное общество, это одно из крупнейших международных нефтегазовых предприятий, обеспечивающее 2,2% мировой добычи нефти. Предприятие создано в 1991 году. Наименование предприятия происходит от первых букв название городов нефтяников. Это города: Лангепас, Урай и Когалым. Вторая часть названия предприятия происходит от английского слова oil – нефть. Основные виды деятельности предприятия – это операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.
«Лукойл» - это второе предприятие после «Газпрома» по объемам выручки в России. До 2011 года «Лукойл» являлся крупнейшим предприятием по объему добычи нефти в России, опередив предприятие «Роснефть». По размеру запасов углеводородов по состоянию на 1 января 2014 является третьим в мире частным нефтяным предприятием, а по запасам нефти занимает первое место.
Торговая марка «Лукойл» - это один из брендов, вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок. Список был составлен в апреле 2014 года британской газетой «Financial Times». По итогам аналогичного рейтинга, составленного в апреле 2016 года, в сотню ведущих марок «Лукойл» не попал.[1]
Штаб-квартира «Лукойл» находится в Москве, на Сретенском бульваре. Также у предприятия имеется штаб-квартира в Ист-Мидоу в пригороде Нью-Йорка.
-
- Стратегическое планирование ПАО «Лукойл».
Миссия предприятия «Лукойл»:
- Мы созданы, для того чтобы энергию природных ресурсов обратить во блага человечества;
- Способствовать в регионах деятельности предприятия долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды иррационального использования природных ресурсов;
- Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления.
«Кто мы?»
- «Лукойл» является одним из крупнейших предприятий по добыче и переработке нефти и газа. В основных сферах деятельности предприятие занимает лидирующие позиции на российских и мировых рынках;
- Ежедневно нашу продукцию, энергию и тепло покупают миллионы потребителей в 30 странах мира. Таким образом, они улучшают качество своей жизни;
- Ежедневно более 150 тысяч человек объединяют свои усилия, чтобы обеспечить предприятию передовые позиции на рынке.
Цели «Лукойл» :
«Лукойл» считает своими целями создание новой стоимости продукции, поддержание высокой прибыли и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов предприятия и выплаты денежных дивидендов. Для достижения поставленных целей предприятие «Лукойл» будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества представляемых услуг и производимой продукции применение новых технологий.
2.3 Организационная структура ПАО «Лукойл».
Предприятие состоит из отдельных взаимосвязанных частей, имея определенную структуру. Под организационной структурой предприятия понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между работниками предприятия, ответственными за деятельность структурных подразделений и составляющих организацию предприятия.
В менеджменте существует несколько видов и типов организационных структур. Каждое предприятие может воспользоваться существующим шаблоном, а может создать свою структуру. При создании своей структуры руководитель должен основываться на своих размерах, обязанностях каждого отдела и целей всей организации.
В предприятии «Лукойл» организационную структуру можно назвать функционально-линейной структурой. Схема организационной структуры «Лукойл» подтверждает тот факт, что изменения стратегий и организационная структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия предприятия является основным фактором, определяющим ее организационную структуру.