Файл: Процессный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разными факторами:

  • Увеличение размеров современных предприятий и усложнение их целей;
  • Стремительный рост научно-технического прогресса;
  • Геополитические и социально-экономические изменения мире;
  • Усложнение конкурентной среды.

Теорию и практику высокоэффективного управления хозяйственными организациями во всем мире традиционно называют менеджментом. Менеджмент как система принципов, методов и форм управления организациями охватывает деятельность промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых фирм, банков и страховых компаний, гостиниц и ресторанов, туристических фирм, спортивных клубов, транспортных компаний и других хозяйственных организаций, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономических субъектов. Правильная организация работы менеджмента на предприятии, выполнения функций представляет собой процессный подход.

Актуальность процессного подхода является трудоемким и продолжительным во времени процессом, к которому не готовы многие предприятия, несмотря на то, что этот подход начали разрабатывать более 25 лет назад.

Все концепции и модели эффективного управления направлены на решение конкретных управленческих задач. Ни одна модель не сделает систему управления адекватной, если она более или менее эффективно не будет решать управленческую задачу, стоящую перед предприятием. Различные модели эффективного управления предназначены для решения определенного круга задач. Выбирать модель следует из понимания конкретной задачи, которая поставлена перед предприятием. В качестве одной из таких моделей в последнее время активно развивается процессный подход к менеджменту в предпринимательской деятельности. Процессный подход так же вызывает множество споров среди специалистов.

Цель работы: определить сущность процессного подхода, функции и особенности внедрения менеджмента в предпринимательской деятельности. Объектам данной работы является ПАО «Лукойл».

Предметом курсовой работы является рассмотрение процессного подхода, применяемое в организации своей деятельности компанией ПАО «Лукойл».


При изучении «Процессного подхода к менеджменту в предпринимательской деятельности» рассмотрим следующие задачи:

  • История формирование и развития процессного подхода;
  • Рекомендация и указания международных стандартов систем менеджмента качества по внедрению и управлению процессным подходом;
  • Рекомендации для возможного развития реализации процессного подхода к управлению предприятием.

Глава 1. Процессный подход.

    1. История создания процессного подхода.

В основе процессного подхода к менеджменту лежит понятие «процесс». Процесс – это последовательность исполнения работ (функций, операций ), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителей.

Первое упоминание о процессном подходе как отдельной области исследования относится к 1920-му году, когда в одной из компаний, где служащие работали с документами, был проведен анализ эффективности работы с использованием процессного подхода. Руководитель решил проанализировать, как часто сидящие в одном помещении сотрудники передают друг другу документы. Была составлена схема, отражающая размещение сотрудников в помещении и все возможные взаимодействия с ними. За небольшой промежуток времени бала собрана статистка всех взаимодействий. По результатам анализа была проведена простая оптимизация. Наиболее часто взаимодействующих сотрудников между собой посадили рядом. В результате меньше времени тратилось на передачу документов. Это стало первым известным примером проведения описания и оптимизации процессов в бизнесе.

Традиционно управление организациями строилось через выделение и обособление отдельных функций управления:

  • Планирование;
  • Контроль;
  • Учет;
  • Финансы;
  • Кадры;
  • Маркетинг;
  • Снабжение;
  • Сбыт.

В 1980-е годы появились идеи перехода к принципиально новому виду построения организаций и группировке в них работ – управления через бизнес - процессы.

    1. Основы процессного подхода.

Основой любого процесса является целенаправленность, взаимодействие и последовательность.

Целенаправленность – это способность процесса достигать определенного результата, обязательный элемент процессного подхода и основной критерий оценки для выбора процессов и показателей эффективности.

Взаимодействие – эта важная категория, определяющая, насколько результат, полученный в ходе процесса, соответствует потребностям потребителя этого результата. Под термином «потребитель» не всегда понимается клиент организации, это может быть сотрудник другого отдела.


Последовательность или поток – это очередность действий, выполняемых в соответствии со всеми условиями и определяющих направление дальнейших действий. Правильно поставленная последовательность позволяет избегать ненужных операций, сократить длительность и стоимость процесса, добиться улучшения качества результата.

Чтобы достичь поставленных целей, менеджер компании должен уметь управлять процессами, обеспечивая их взаимосвязанное исполнение. Для этого необходимо создать «процессную структуру компании». Процессная структура компании – это связь процессов с системой ее целей (целевая структура компании ).

    1. Функции процессного подхода.

Процессный подход состоит из четырех взаимосвязанных функций (рис. 1.1 ):

  • Планирование;
  • Организация;
  • Мотивация;
  • Контроль;

Планирование

Мотивация

Организация

Контроль

Рис. 1.1 Иллюстрация процессного подхода к менеджменту

1.3.1 Планирование.

Одной из главных функций процессного подхода является планирование.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководитель обеспечивает единое целое усилий всех членов организации к достижению поставленной цели. С функции планирования начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события из-за двух причин.

Первая причина: некоторые организации после достигнутой цели прекращают свою деятельность, ради которой они создавались. Многие организации стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено.

Вторая причина: это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидел руководитель при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовались с реальностью. В зависимости от содержания целей и задач планирования можно выделить следующие формы планирования, виды планов и функции планирования.

Формы планирования:

  • Перспективное планирование. Это планирование, которое охватывает период более пяти лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию организации, включая экономическое, социальное и научно-техническое развитие.
  • Среднесрочное планирование. Это планирование, которое осуществляется на период от года до пяти лет. На некоторых организациях среднесрочное планирование совмещается с текущими планами. В таком случае составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой краткосрочный план.
  • Текущее планирование. Это планирование, которое охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.

Виды планов:

  1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
  • Планы производства;
  • Планы сбыта;
  • Материально-технического снабжения;
  • Финансовые планы;
  • Планы рекламной работы.
  1. В зависимости от структуры организации:
  • План работы организации;
  • План работы секции;
  • План работы филиала;
  • План работы отдела.

Планирование предлагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

Функция планирования – это выработка и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом будет поставлена цель и задача. Это постановление называется управленческим решением.

Функции планирования предполагают решение, какими должны быть цели организации, а также, что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Функция планирование отвечает на три главных вопроса:

  1. Где мы можем находиться в определенное время? Руководитель должен оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научное производство, разработки и трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, какого результата может добиться организация.
  2. Куда мы хотим двигаться? Оценив возможности и угрозы в окружающей среде организации, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технологии, снабжение, социальные и культурные изменения. Руководитель определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
  3. Как мы собираемся делать это? Руководитель должен решить как, в общих чертах и конкретно, должны действовать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

1.3.2 Организация.

Организовать, значит создать структуру. Существует несколько элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнить свои планы и достигать поставленных целей. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Как пример можно привести следующие конкретные цели:

  • Строительство жилых домов;
  • Сборка радио;
  • Обеспечение страхования жизни;
  • Производство хлебобулочных изделий и другие конкретные виды деятельности.

Вторым важным элементом организации является определение, кто именно должен выполнять конкретное задание из большого количества этих заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель организации должен тщательно подбирать людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.


Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать управленческие отношения, которые могли бы обеспечить наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.

Функции организации реализуются двумя путями:

  1. Административно-организационное управление. Это управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
  2. Оперативное управление. Это управление обеспечивает функционирование предприятия в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов, с результатами , намеченными планами и корректировками. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

  • Деление организации на подразделения соответственно принятой цели и стратегии;
  • Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используется в теории управления. Он означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Содержанием функции является:

  • Приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
  • Подбор людей для конкретной работы и делегирования им полномочий, прав использования ресурсов организации.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:

  • Принцип цели. Организация и ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
  • Эластичность организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
  • Устойчивость. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
  • Непрерывное совершенствование. Предлагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
  • Прямое соподчинение. Любой сотрудник должен иметь одного начальника;
  • Объем контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
  • Безусловная ответственность. Руководитель отвечает за действия сотрудников;
  • Соразмерность. Ответственность данных полномочий;
  • Исключение. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
  • Приоритет функции. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
  • Комбинирование. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.