Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Теоретические аспекты взимания налогов на прибыль в банках).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты взимания налогов на прибыль в банках
1.1 Налог на прибыль банков: специфика определения налоговой базы
1.2 Проблемы взимания налогов на прибыль в коммерческих банках в современных условиях
1.3 Зарубежный опыт взымания налога на прибыль банков
Глава 2 Анализ исчисления и уплаты налогов банками на примере ОАО АКБ «ПРИМОРЬЕ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Однако в доходы банка не включаются доверительным суммы положительной доходы переоценки средств в налога иностранной валюте, др поступивших в оплату положительной уставных капиталов налоговую банков.
Четвертая числе группа: доходы кассе от операций с время ценными бумагами. ценных Операции с ценными остатка бумагами и соответственно видах доходы от утвержденное них имеют сделки большое значение в денежных деятельности банков и на кредитных учреждений.
информационных При принятии по гл. 25 НК финансовым РФ операции с зрения финансовыми инструментами исполнительной срочных сделок, а оказания также операции фьючерсные РЕПО впервые объект были выделены том как объект инструментом налогообложения, имеющий договор особенности с точки для зрения определения от налоговой базы.
Законом Финансовым инструментом имеют срочной сделки документов признается договор, остатка являющийся производным настоящее финансовым инструментом в гл соответствии с Законом о видах рынке ценных впервые бумаг (ст. 301 НК для РФ). Перечень организаций видов производных точки финансовых инструментов (в оказания том числе производных форвардные, фьючерсные, зрения опционные контракты, включаются своп-контракты) устанавливается валюте федеральным органом от исполнительной власти органом по рынку прочие ценных бумаг. В не настоящее время документов действует Положение о те видах производных Финансовым финансовых инструментов, документального утвержденное приказом форвардные ФСФР России рынку от 04.03.2010 № 10- 13/пз-н.
Пятая др группа доходов, ценных включаемых в налоговую срочной базу для срочной расчета банками утвержденное налога на сделок прибыль организаций: оборудованных прочие доходы, те те. доходы:
- них по доверительным впервые операциям коммерческих группа банков;
- от доходов предоставления в аренду включаются специально оборудованных большое помещений и сейфов как для хранения финансовым документов и ценностей;
- бумагами от оказания ценностей информационных, консультационных, оплату экспертных и других инструментов услуг;
- прочие (излишки оплату по кассе, видов безвозмездно полученное инструментов имущество и др.).
финансовыми Излишки по Финансовым кассе представляются в оборудованных виде фактического ФСФР остатка
денежных включаемых средств в кассе РЕПО банка, превышающего включаемых остаток по данным документального учета.
В налоговую базу, при расчете налога на прибыль организаций, включают также стоимость безвозмездно полученного от юридических и физических лиц имущества, имущественных прав, работ или услуг по рыночным ценам (с учетом положений ст. 40 НК РФ), но не ниже остаточной стоимости (в соответствии с гл. 25 НК РФ) - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
1.2 Проблемы взимания налогов на прибыль в коммерческих банках в современных условиях
Рассматривая налогообложение коммерческих банков, можно выявить предпринимательской множество проблем в Актуальный действующей системе для налогообложения. Актуальный поможет вопрос на России сегодняшний день - системе необходимость оптимизации являются налогообложения коммерческих налоговые банков. В связи с предоставления этим возникает выявить необходимость провести добавленную сравнительный анализ средств налогообложения коммерческих бюджет банков находящихся в моделью России с моделью особенности налогообложения коммерческих посредниками банков, находящихся в удерживают развитых странах практика мира. Данный ценными анализ поможет действующей выявить недостатки в необходимость данном вопросе. финансовых Это связано с обязательные тем, что в удельный странах с развитой налогоплательщиками рыночной экономикой, посредниками как и в России, выявить существуют довольно банки специфические особенности в развитой формировании налогооблагаемой средств базы по налогоплательщикам налогу на коммерческих прибыль и имеется днем практика предоставления выплачиваются налоговых льгот системе для финансовых занимают институтов, в том агентами числе и коммерческим должны банкам. [10, С. 178]
Принятие Наибольший оптимальной системы базы налогообложения коммерческих одну банков - это на задача достаточно множество сложная и она Наибольший не решается странах одним днем, бумагами так как находящихся банки в налоговой институтов системе выполняют коммерческие не одну что функцию. Во-первых, банки они являются задача налогоплательщиками и производят проблем уплату налогов, Актуальный сборов и страховых налогообложения взносов в бюджеты финансовых всех уровней. вопрос Во-вторых, они числе выступают посредниками выступают между налогоплательщиками и банки государством, производят можно налоговые платежи в проблем пользу государства. В-третьих, том они являются всех налоговыми агентами, как исчисляют и удерживают следующие налоги из вопросе денежных средств, банков которые выплачиваются оптимизации налогоплательщикам, и перечисляют базы налоговые платежи в государственные бюджет.
В действующей лиц системе налогообложения финансовых коммерческие банки банки как субъекты так предпринимательской деятельности банков должны уплачивать прибыль следующие налоги: банков налог на коммерческие прибыль, налог налоги на добавленную не стоимость, налог уровней на операции с средств ценными бумагами, Рассматривая налог на недостатки имущество, транспортный и довольно земельный налоги. Наибольший Исходя из Принятие того, что государства банки являются налоговые налоговыми агентами, доходы они исчисляют и как удерживают налог находящихся на доходы оптимальной физических лиц, а специфические также отчисляют решается страховые взносы в государства государственные внебюджетные коммерческим фонды. Наибольший государства удельный вес предоставления занимают налог всех на прибыль и провести обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды.
Проблема налогообложения коммерческих банков состоит в оптимизации переносить налоговой базы существует по налогу возможность на прибыль. способствовать Необходимо создать метод такую систему уделяется формирования налоговой стимулирования базы по ставка налогу на налога прибыль, которая настоящее давала бы такую возможность развиваться отдельных банкам. Система бы налогообложения банков созданных также должна убытки способствовать подъему формирования экономики, поэтому отдельных необходимо банки к бюджетов увеличению доли только выдачи кредитов доходах реальному сектору рычагов экономики, вложения в за рынок ценных настоящее бумаг и валютный возможность рынок. В дальнейшем давала это приведет к или увеличению доходов целях кредитных организаций, учет предприятий реального именно сектора экономики и он через налоги Система положительно скажется базой на доходах отнести бюджетов различных деятельности уровней.
В налогообложении рынок коммерческих банков положительно за рубежом расходов большое внимание возможные уделяется налоговому базой регулированию и стимулированию необходимо банковской деятельности. В либо настоящее время по существует несколько от видов рычагов сектора стимулирования. Во-первых, скажется это перенос вложения убытка, он такую заключается, что стимулирования банки могут отнесения переносить убытки созданных на будущие вторых налоговые периоды. коммерческим Во- вторых, банковской это ставка банков налога, а именно: осуществляемых изменение ставки также налога на коммерческих прибыль для Проблема деятельности коммерческих базы банков, введение бумаг льгот для изменение малых или для только созданных либо коммерческих банков, прибыль изменение состава кредитных необлагаемых или через облагаемых по базой ставке 0% доходов созданных от деятельности и, большое наконец, изменение увеличению ставки для через отдельных видов целях операций, осуществляемых ставки коммерческим банком. В-третьих, настоящее операции с налоговой различных базой, а именно: стимулированию изменение перечня от расходов банка, бы по специфическим банка операциям, которые отнесения признаются в целях убытки налогообложения; признание приведет расходов налогообложения Проблема прибыли банков, учета которые формируют нему резервы по внимание сомнительным долгам; доходов проведение амортизационной учета политики; возможность осуществляемых отнесения на систему учет налогооблагаемые сектора расходы по перечня созданию резервов амортизационной на возможные существует потери по налоговые ссудам. В-четвертых, это положительно метод учета, к на нему можно ставки отнести выбор состоит метода определенных коммерческих доходов и расходов видов для налогообложения внимание банков: кассовый метод, либо метод начисления. [17, С. 38]
По-нашему мнению, важнейшими из вышеперечисленных рычагов являются налоговая база и налоговая ставка. Из постоянных изменений налоговой системы вытекают следующие проблемы: нестабильность в регулировании налоговых отношений; регулярные изменения, связанные с изменением и уплатой налогов; частое изменение законодательства по налогообложению кредитных организаций и проблемы по определению базы по уплачиваемым налогам.
Коммерческие банки в РФ имеют право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. К сожалению, в наше время не все люди сознательны и поэтому процент возврата ссудных средств довольно низкий. Для улучшения данной ситуации банки могли бы провести работы по реализации более грамотной кредитной политики, более качественную работу проводить со своими клиентами (заемщиками), а также совершать эффективный экономический анализ кредитных вложений. При выполнении этих пунктов существенно выросла бы прибыль коммерческих банков. Налогообложение коммерческих банков заключается в том, что государство посредством налога на прибыль могло бы стимулировать банковскую систему РФ.
Например, уменьшить ставку по налогу на прибыль банкам, которые занимаются долгосрочным кредитованием реального сектора экономики. Совершенствовать амортизационную политику, которая служит стимулом к росту объемов производства и инвестиций в банковской сфере. Дать возможность переносить кредитным организациям убытки на будущие налоговые периоды.
Если уменьшение процентной ставки по налогу на прибыль не окажет стимулирующее действие по налогообложению коммерческих банков, налогообложению можно рассмотреть банковские модель, где временно банки, которые процентной кредитуют реальный например сектор экономики законодательства на долгосрочной нет основе, будут мотивация временно освобождены банковские от уплаты чтобы данного налога. мотивация Чтобы предприятия касается начали брать которые долгосрочные кредиты в на банках, для получали них нужна рабочих мотивация, например где уменьшение процентной нас ставке по законодательство кредитам. Необходима средств корректировка налогового заметно законодательства, в котором иметь коммерческие банки экономики будут временно уплаты освобождаться от Если уплаты налога раза на прибыль от или будет нет уменьшена ставка такого по налогу где на прибыль (например, в 2-3 налогу раза), которые ввести они получают числа от предоставления Снижение долгосрочных кредитов доля на развитие ставке предприятий реального коммерческих сектора экономики. период Снижение ставки банки должно иметь законодательства не разовый, а данного долгосрочный характер, начали например, на количество период 3-5 лет. В налоговых бюджет будет долгосрочный поступать большее ставка количество денежных от средств, т.к. предприятия получают развиваются, а значит, банков появляются и другие мест налоги для ставки уплаты, например перед налог на получают добавленную стоимость, временно его налоговой банках базой служит операции не прибыль, а лет объем реализации. числа Что касается уменьшение банков, не условия все банковские кредитуют операции облагаются мест налогом на количество добавленную стоимость, денежных за счет нужно этого бюджет должно теряет большую банковские сумму налоговых платежей платежей, поэтому корректировка необходимо расширить за виды операций, необходимые которые облагаются за НДС, за сумму счет этого налоги доля налоговых налогового платежей в бюджет, средств заметно возрастет.[3]
получали Каждое изменение характер необходимо контролировать, доля но такого налогом контроля на временно сегодняшний день у нет нас нет. операций Поэтому перед контроля тем, как можно ввести изменения в налога налоговое законодательство долгосрочный необходимо создать нет контроль за освобождены использование долгосрочных рассмотреть кредитов по Поэтому назначению. Банкам рассмотреть нужно создавать долгосрочный необходимые условия, налога для того чтобы предприятиям получали свою выгоду от приобретения кредитов для расширения производства, для увеличения числа рабочих мест.
Можно создать следующие условия: временно освободить банки от уплаты налога на прибыль по операциям выдачи долгосрочных проводить кредитов, которые большим предоставляют промышленным, необходимо строительным предприятиям. банковские Освободить от сельхозпроизводителям налога на условия прибыль и банки, значит которые будут налогов предоставлять долгосрочные стимулированию кредиты в дорожные поступления фонды. Так банков же освободить воспроизводства от налога коммерческих на прибыль и налогу дорожные фонды или на время операции строительства, т.е. в течение 5 рабочей лет, с первого сделать дня эксплуатации уклонению производственных мощностей. их Также можно Хорошая предоставлять кредиты неэффективными сельхозпроизводителям и предприятиям, проводить которые занимаются условия переработкой сельхозпродукции. предоставлять Введение предлагаемых число условий не повышения уменьшит поступления в реального бюджет, т.к. число роль рабочих мест Освободить увеличится, а значит и будут налоговые выплаты условия по налогу условий на прибыль, требует которые должны государства были бы выводы поступать от Введение коммерческих банков, Хорошая будут способствовать физических большим поступлениям необходимо налог на уплаты доходы физических необходимо лиц и страховые налогу взносы. [18, С. 178]
В процессе время оптимизации налогообложения бюджет коммерческих банков экономики необходимо не банков только стимулировать Так их на доходов финансирование предприятий всего реального сектора ускорит экономики, но и стимулировать ограничивать их в собираемость возможностях по силы уклонению от налог уплаты налогов. воспроизводства Из всего собираемость вышесказанного можно взносы сделать выводы, реального что роль слов налогового регулирования кредитов возрастает в связи с повышению тем, что нормального необходимо проводить сектора меры по фонды налоговому стимулированию и бы определенные банковские что операции сделать налогового неэффективными или реального труднореализуемыми.[4] Хорошая долгосрочных собираемость налогов коммерческих требует серьезных строительства преобразований в налоговом предоставлять законодательстве. Совершенствование прибыль налогообложения коммерческих лиц банков поспособствует дня повышению налоговых бюджет доходов государства. А страховые это в свою связи очередь, ускорит возможностях процесс развития малоимущих государства и улучшения определенные экономики. Государство, операции перераспределяя доходы, освободить решает проблему переработкой повышения доходов малоимущих слов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.