Файл: Анализ деятельности коммерческого банка (на примере ОАО «Балтийский банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведем анализ изменения доходов и расходов банка по анализируемым периодам аналогично анализу баланса (табл. 9).

Анализ чистых процентных доходов показал их снижение в 2011 г. и резкий рост за 2012 г. В банке растет объем полученных процентных доходов, но при этом более интенсивно растут уплаченные процентные расходы. За 2012 г. полученные банком процентные доходы оказались ниже, чем процентные расходы. Это может свидетельствовать о неправильной процентной политике банка в этом году. Однако по результатам 2012 г. банк исправил это положение и добился явного превышения процентных доходов над расходами. В результате в целом за рассматриваемый период чистые процентные доходы банка выросли на 32%. Вообще, 2011 г. для банка — год падения всех показателей финансовых результатов. Доходность операций банка с ценными бумагами снижается, притом что объемы этих операций, как показал предыдущий анализ баланса, незначи­тельно, но растут.

Таблица 9 – Анализ динамики показателей отчета о прибылях за 2010-2012 гг.

Наименование статьи

Данные, за 2010 г., тыс. руб.

Данные, за 2011 г., тыс. руб.

Прирост (снижение) за 2011 г.,

%

Данные, за 2012 г.,

тыс. руб.

Прирост (снижение) за 2012 г.,

%

Прирост (снижение) за 2011 и 2012 гг., %

1

2

3

4

5

6

7

8

Проценты, полученные и аналогичные доходы от:

1

Размещения средств в кредитных организациях

72 465

91 437

26

62 444

-32

-14

2

Ссуд предоставленных клиентами (некредитными организациями)

1 985 395

1 532 245

-23

2 873 021

88

45

3

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)

0

0

1 452

100

4

Ценных бумаг с фиксированным доходом

139 478

104 512

-25

181 244

73

30

5

Других источников

122 677

33 720

-73

280 925

733

129

6

Всего процентов полученных и аналогичных доходов

2 320 015

1 761 914

-24

3 399 086

93

47

Проценты, уплаченные и аналогичные расходы по:

7

Привлеченным средствам кредитных организаций

73 714

80 779

10

116 706

44

58

8

Привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций)

1 322 865

878 133

-34

2 011 924

129

52

9

Выпущенным долговым обязательствам

27 858

62 168

123

86 031

38

209

10

Всего процентов полученных и аналогичных расходов

1 424 437

1 021 080

-28

2 214 661

117

55

11

Чистые проценты и аналогичные доходы

895 578

740 834

-17

1 184 425

60

32

12

Чистые доходы от операций с ценными бумагами

167 721

11 097

-93

32 835

196

-80

13

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

66 514

-30 006

-145

108 214

261

63

14

Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами

27 006

12 196

-55

9 119

-25

-66

15

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-61 740

64 859

-5

-52 419

-15

16

Комиссионные доходы

588 040

456 406

-22

1 076 824

136

83

17

Комиссионные расходы

40 773

201 659

395

93 669

-54

130

18

Чистые доходы от разовых операций

118 777

12 624

-89

412 547

3 168

247

19

Прочие чистые операционные доходы

-53 225

-45 486

-15

-92 785

104

74

20

Административно-управленческие расходы

1 074 751

787 323

-27

1 662 540

111

55

21

Резервы на возможные потери

-95 337

-2 761

-97

-515 691

18 578

441

22

Прибыль до налогообложения

537 810

230 781

-57

406 860

76

-24

23

Начисленные налоги (включая налог на прибыль)

112 335

68 023

-39

67 721

0

-40

24

Прибыль (убыток) за отчетный период

425 475

162 758

-62

339 139

108

-20


Доходы от размещения средств в межбанковские кредиты также падают. Анализ структуры процентных доходов и расходов банка (табл. 10) свидетельствует о том, что более 85% процентных доходов банк получает от ссудных операций, но при этом расходы на привлечение средств составляют в процентных расходах банка около 90%.

Такое положение может являться следствием, с одной стороны, недополучения доходов по кредитам, а с другой — привлечения банком дорогих ресурсов — средств физических лиц.

В структуре всех доходов еще достаточно весомую позицию занимают чистые комиссионные доходы, которые в среднем составляют около 30% всех чистых доходов банка.

Кроме того, по данным табл. 10 можно констатировать, что более 60% всех доходов тратится на административно-управленческие расходы. При этом даже в год резкого снижения прибыли доля управленческих расходов в расходах банка возрастает. Объяснений этому факту может быть множество, например, большое количество внешних структурных подразделений банка, которые размещаются в целях географического расширения банка и приближения его услуг к клиентам, или просто излишние управленческие работники, тогда следует проанализировать структуру управленческого аппарата и т.д. Но для того чтобы дать более точный ответ, необходимо проанализировать внутреннюю банковскую информацию.

К сожалению, анализ динамики показателей табл. 9 свидетельствует о снижении доходности активных операций банка и соответственно о снижении прибыли банка в целом за рассматриваемый период. Однако прибыль, полученная в 2012 г., вдвое превышает прибыль за 2011 г., что свидетельствует о том, что банк вышел из состояния «падения» и активно наращивает свои показатели.

Таблица 10 – Анализ структуры доходов и расходов банка за 2010-2012 гг.

Наименование статьи

Данные, за 2010 г., тыс. руб.

Структура в 2011 г., %

Данные, за 2011 г., тыс. руб.

Структура в 2011 г., %

Данные, за 2012 г.,

тыс. руб.

Структура в 2012 г., %

1

2

3

4

5

6

7

8

Анализ процентных доходов

Проценты, полученные и аналогичные доходы от:

1

Размещения средств в кредитных организациях

72 465

3

91 437

5

62 444

2

2

Ссуды, предоставленных клиентам (некредитным организациям)

1 985 395

86

1 532 245

87

2 873 021

85

3

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)

0

0

0

0

1 452

0,04

4

Ценных бумаг с фиксированным доходом

139 478

6

104 512

6

181 244

5

5

Других источников

122 677

5

33 720

2

280 925

8

6

Всего процентов полученных и аналогичных доходов

2 320 015

100

1 761 914

100

3 399 086

100

Анализ процентных расходов

Проценты, полученные и аналогичные расходы по:

7

Привлеченным средствам кредитных организаций

73 714

5

80 779

8

116 706

5

8

Привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций)

1 322 865

93

878 133

86

2 011 924

91

9

Выпущенным долговым обязательствам

27 858

2

62 168

6

86 031

4

10

Всего процентов полученных и аналогичных расходов

1 424 437

100

1 021 080

100

2 214 661

100

Анализ чистых доходов

11

Чистые проценты и аналогичные доходы

895 578

52,4

740 834

72,6

1 184 425

45,8

12

Чистые доходы от операций с ценными бумагами

167 721

9,8

11 097

1,1

32 835

1,3

13

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

66 514

3,9

-30 006

-2,9

108 214

4,2

14

Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами

27 006

1,6

12 196

1,2

9 119

0,4

15

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-61 740

-3,6

64 859

6,4

-52 419

-2,0

16

Комиссионные доходы

588 040

456 406

1 076 824

17

Комиссионные расходы

40 773

201 659

93 669

Чистые комиссионные доходы

32,0

25,0

38,0

18

Чистые доходы от разовых операций

118 777

7,0

12 624

1,2

412 547

16,0

19

Прочие чистые операционные доходы

-53 225

-3,1

-45 486

-4,5

-92 785

-3,6

Итого доходы

1 707 898

100

1 020 865

100

2 585 091

100

20

Административно-управленческие расходы (АУР)

1 074 751

787 323

1 662 540

Удельный вес АУР в доходах

63

77

64

21

Резервы на возможные потери

-95 337

-2 761

-515 691

22

Прибыль до налогообложения

537 810

230 781

406 860

23

Начисленные налоги (включая налог на прибыль)

112 335

68 023

67 721

24

Прибыль (убыток) за отчетный период

425 475

162 758

339 139


Проанализировав доступную для анализа отчетность банка, можно сделать общие выводы.

Анализируемый банк относится к классу достаточно крупных. Его собственный капитал превышает требования банка к величине собственных средств. По нормативу собственный капитал должен быть не менее 5 млн. евро. Основной вид активных операций — это кредитные операции, которые являются доходными, но достаточно рискованными вложениями. Кроме того, банк наращивает свои вложения в операции с ценными бумагами. К основным источникам ресурсов относятся средства клиентов, физических и юридических лиц. Это достаточно стабильные, но дорогие ресурсы. По уровню прибыльности банк тоже можно отнести к прибыльным. Прибыль банка расходуется на расширение деятельности. Банк достаточно ликвиден и, следовательно, надежен. По отчетности за 2011 г. Банк вышел из состояния «падения» и активно наращивает свои показатели, чтобы сохранить степень своей финансовой устойчивости в условиях возможных изменений внешней среды, в которой он работает.

Однако, если строить анализ на базе только балансовых данных, то, хотя баланс и является основным синтетическим источником информации, она будет не совсем корректной. Во-первых, баланс показывает финансовое положение банка в статистике на определенную дату. Во-вторых, существующая форма банковского баланса в России недостаточно информативна для целей анализа, например анализа доходности по инструментам или группам активов. В-третьих, в нашей стране существует разделение бухгалтерского и налогового учета.

3.5 Совершенствование деятельности ОАО «Балтийский банк»

Существенным недостатком сложившейся в стране системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня.

Важным и быстрорастущим компонентом современных систем электронных банковских услуг является использование автоматов-кассиров, которые устанавливаются как внутри или снаружи помещения банка, так и вне его помещения в районе жилых массивов, торговых центров, предприятий. Они обеспечивают круглосуточное выполнение операций по приёму наличных денег, оформляемому как приём вкладов, выдаче денег наличными и снятию соответствующей суммы со счёта, а также осуществление перечислений денег со счёта на счёт. Автомат-кассир представляет собой сложную электронно-механическую машину, ключевыми элементами которой наряду с системой ввода, обработки и вывода информации являются: пластмассовая карточка, система идентификации владельца счёта, деньгоприёмник и устройство выдачи наличных денег. Такие автоматы работают как автономно (режим «оф лайн» - последующей обработки данных и отражения операций по счетам), так и в режиме реального времени («он лайн»). В данном случае автомат непосредственно связан с центральным компьютером банка и обеспечивает выполнение операций по счетам при осуществлении приёма или выдачи наличных денег.


Кредитная карточка - платёжно-расчётный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему номера или шифра, содержит образец его подписи и указание срока действия. Современные кредитные карточки выпускаются с запрессованным микропроцессором и имеют большую емкость памяти, поэтому они регистрируют не только все финансовые операции владельца, но и оперативно вносят изменения в состояние его счёта в банке, содержат сведения о состоянии здоровья и т.п. Приобретая товар или желая получить наличные деньги, держатель карточки предъявляет её компьютерному устройству магазина или банка, давая команду о немедленной оплате. Кредитные карточки применяются в Российской Федерации для обслуживания как иностранных граждан, так и российских.

Дебитные карточки - это платёжно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров, услуг или для получения наличных денег в банковских автоматах (банкоматах). В отличие от кредитных карточек дебитные карточки имеют закодированную сумму счёта владельца карточки (т.е. вкладчика). Оплата по дебитным карточкам производится путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на магнитной полоске карточки. Поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке. Дебитные карточки, которые можно использовать как средство доступа к счетам вкладчиков выдаются вкладчикам только при депонировании их средств в банке.

Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню кассового обслуживания клиентов.

Организация работы с денежной наличностью при использовании банкоматов производится следующим образом.

Для подкрепления банкомата и изъятия из него денежной наличности письменным распоряжением руководителя кредитной организации назначаются ответственные работники кредитной организации, один из которых является кассовым или инкассаторским работником. Ключи от банкомата закрепляются за указанными работниками.

Подкрепление банкомата денежной наличностью производится по мере необходимости на основании письменной заявки кассового работника, ответственного за обслуживание банкомата, или руководителя подразделения кредитной организации, осуществляющего с помощью программных средств контроль за обеспечением банкомата денежной наличностью.


Заведующий кассой по расходному кассовому ордеру выдает кассовому или инкассаторскому работнику необходимую сумму денег для загрузки банкомата.

Принятую сумму денег кассовый или инкассаторский работник пересчитывает полистно, вкладывает ее в кассеты и закрывает кассеты на ключ.

Кассовому или инкассаторскому работнику для загрузки банкомата могут выдаваться предварительно подготовленные кассеты с денежной наличностью. Подготовку денежной наличности, вложение ее в кассеты и закрытие кассет осуществляет заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник. К кассете прикрепляется ярлык с проставлением на нем: номера банкомата, суммы вложенных денег, даты, подписи и именного штампа заведующего кассой или специально выделенного кассового работника. Принимая кассеты для загрузки банкомата, инкассаторы проверяют целость кассеты и наличие на ярлыке реквизитов. Кассовый или инкассаторский работник выводит из банкомата распечатку о сумме денежной наличности, выданной на основании карточек и находящейся в банкомате на момент вскрытия, и изымает кассеты из банкомата. Загружает подготовленные кассеты в банкомат и выводит из банкомата распечатку, подтверждающую факт вложения денег. На основании распечатки банкомата операционным работником кредитной организации выписывается приходный кассовый ордер на сдаваемую в кассу денежную наличность и мемориальный ордер для отражения по картсчетам клиентов. Заведующий кассой принимает от кассового или инкассаторского работника денежную наличность, изъятую из банкомата, производит сверку остатка изъятых из кассет денег с данными распечатки и расписывается в приходном кассовом ордере.

Заключение

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать.

Ресурсы коммерческого банка - это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций.

Собственный капитал коммерческих банков делится на основной и дополнительный. Для нормативных расчетов величина основного и дополнительного капитала уменьшается наряд отвлеченных (иммобилизованных) сумм.