Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая сущность банковского регулирования
1.1. Сущность регулирования банковской деятельности
1.2. Правовые основы регулирования банковской деятельности
Глава 2. Механизм регулирования банковской деятельности в России
2.1. Органы банковского регулирования в России
2.2. Инструменты и методы регулирования банковской деятельности в России
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности в России относятся:
1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) – ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам.
Ниже приведена динамика Ключевой ставки Банка России, начиная с 01.01.2018 года (табл. 3).
Таблица 3
Динамика ключевой ставки Банка России
Период действия |
% (ключевая ставка /ставка рефинансирования*) |
09.01.2018 – 12.02.2018 |
7,75 |
12.02.2018 – 26.03.2018 |
7,50 |
26.03.2018 – 17.09.2018 |
7,25 |
17.09.2018 – 17.12.2018 |
7,50 |
17.12.2018 – 17.06.2019 |
7,75 |
17.06.2019 – 29.07.2019 |
7,50 |
29.07.2019 – 09.09.2019 |
7,25 |
09.09.2019 – 28.10.2019 |
7,00 |
28.10.2019 – 16.12.2019 |
6,50 |
16.12.2019 – 10.02.2020 |
6,25 |
10.02.2020 - по наст.вр. |
6,00 |
На 13 марта 2020 года действует ставка 6%.
2. Нормативное регулирование обязательных резервов – это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Нормы обязательных резервов представлена в табл. 4.
Таблица 4
Размер обязательных резервных требований Банка России[12]
Наименование |
Размер |
1. По обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами |
|
в валюте РФ |
4,75% |
в ин. валюте |
8,00% |
2. По обязательствам перед физическими лицами |
|
2.1. Для банков с универсальной лицензией |
|
в валюте РФ |
4,75% |
в ин. валюте |
8,00% |
2.2. Для банков с базовой лицензией |
|
в валюте РФ |
1,00% |
в ин. валюте |
8,00% |
Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Применение вышеописанных инструментов и методов позволяет регулировать деятельность банков.
Таким образом, Банк России устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций, правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.
2.3. Проблемы и перспективы правового регулирования банковской деятельности России
В настоящее время в Российской Федерации банковское законодательство является крайне запутанным, что можно назвать проблемой банковского регулирования. Основные законодательные акты - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» - подвергаются постоянным переделкам и доработкам. Основные инструкции, выпускаемые ЦБ РФ, регулирующие деятельность банков, пересматриваются постоянно.
Постоянные исправления нормативных актов, внесение поправок в действующие законы, положения, инструкции и т.п. создают условия, при которых нормальная работа с документами задруднена.
В целях упорядочения работы с банковским законодательством целесообразно провести серьезную работу, целью которой должно стать создание документа, а именно Банковского Кодекса Российской Федерации.
Цель банковского кодекса - создать стабильные правовые инструменты, необходимые для деятельности всех участников банковской системы России, включая Центральный банк России, государственные, коммерческие банки и других участников, на основе наиболее ценных положений действующего банковского законодательства и выработки новых подходов к деятельности
банков в России.
Принятие кодекса в качестве Федерального закона существенным образом повлияет на устойчивость и стабильность банковского сектора, так как количество взаимно несогласованных решений будет существенно снижено.
В 2020 году Банк России планирует дальнейшее развитие пропорционального регулирования кредитных организаций. В частности, предполагается сократить объемы раскрываемой небанковскими кредитными организациями информации, отменить составление отчетности по МСФО и предоставить им возможность осуществления функций руководителя службы внутреннего контроля руководителем службы управления рисками, как это предусмотрено для банков с базовой лицензией.
Для банков с базовой лицензией также планируется законодательно предусмотреть право совершать операции и сделки, направленные на отчуждение или иное выбытие ценных бумаг, не соответствующих требованиям ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банки с базовой лицензией будут вправе совершать указанные операции и сделки только с ценными бумагами, приобретенными до получения ими статуса банка с базовой лицензией.
Предполагается также установить для банков с базовой лицензией запрет на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и сделки с производными финансовыми инструментами. Это связано с тем, что такая деятельность не соответствует бизнес-модели банка с базовой лицензией, основой деятельности которого является оказание финансовых услуг гражданам и МСП.
Перспективы развития банковского регулирования представлены в табл. 5.
Таблица 5
Перспективы развития банковского регулирование в РФ в 2020 году
Мероприятие |
Описание |
Новый стандартизированный подход к оценке кредитного риска |
Второй этап реализации нового стандартизированного подхода «Базеля III» к оценке кредитного риска будет включать пересмотр шкал коэффициентов риска для оценки ипотечных и потребительских кредитов, а также ряд изменений в порядок учета обеспечения и иных инструментов снижения кредитного риска с ожидаемым положительным эффектом на показатели достаточности капитала банков. |
Формирование резервов по ссудам на основе концепции ожидаемых потерь |
Планируется принятие нормативного акта Банка России о порядке формирования банками резервов на возможные потери по ссудам с применением внутренних банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в отношении определения ожидаемых кредитных потерь, получения разрешения на их применение и осуществления Банком России надзора за их соблюдением. |
Внедрение норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков |
Банк России в 2019 году приступил к реализации положений стандарта БКБН в части установления для системно значимых кредитных организаций норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков (будущий норматив концентрации риска Н30), рассчитываемого на консолидированной основе. |
Регулирование операционного риска |
В 2019 году Банком России подготовлен проект нового нормативного акта, устанавливающего требования к управлению операционным риском, риском информационной безопасности и риском информационных систем, включая требования к ведению баз данных по потерям от реализации этих рисков, и требования к внутренней отчетности кредитных организаций по операционному риску. |
Регулирование процентного риска по банковскому портфелю |
В рамках развития в банках и банковских группах подходов к управлению процентным риском будут уточнены требования к внутренним процедурам оценки достаточности капитала и управления рисками (ВПОДК). Одновременно планируется пересмотреть форму отчетности о величине процентного риска по банковскому портфелю |
Регулирование системы оплаты труда в кредитных организациях |
Банк России рассматривает возможность установить требование об отсрочке и последующей корректировке выплаты членам исполнительных органов кредитных организаций компенсаций, связанных с прекращением трудового договора, с учетом результатов их деятельности. В соответствии с планируемым подходом выплата всех причитающихся работнику компенсаций при увольнении будет осуществляться не ранее чем по истечении двух лет с даты прекращения трудового договора. |
В наступившем 2020 году работа по совершенствованию и дальнейшему развитию банковского регулирования будет продолжена по нескольким ключевым направлениям. Так, уже имеются обоснованные запросы банковского сообщества и планы Банка России по дальнейшему внедрению в практику элементов стимулирующего и пропорционального регулирования. В этот процесс будут вовлечены все сегменты рынка: от системно-значимых банков до банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Продолжится обсуждение вариантов расширения периметра страхования вкладов и поиск оптимального варианта достижения этой цели.
Одновременно планируется работа по дальнейшему внедрению стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, что позволит, в частности, повысить чувствительность минимальных нормативов достаточности капитала к принимаемым банками рискам при сохранении стабильности банковского сектора. Новый этап этой работы будет включать реализацию базельских подходов к оценке кредитного, рыночного и операционного рисков, а также подготовку к внедрению нового норматива максимального размера совокупного риска на заемщика или группу связанных заемщиков для банковских групп, образованных системно-значимыми кредитными организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью банковского регулирования в России традиционно является поддержание стабильности национальной банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. В то же время оно выступает важнейшим инструментом развития банковского сектора в целом и различных его сегментов, а также создает весомые стимулы для кредитования реального сектора экономики.
Органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории Российской Федерации является Банк России. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через специальный орган - Комитет банковского надзора.
Банк России проводит пропорциональное и стимулирующее регулирование банковской деятельности.
В 2017 году регулятор вёл пропорциональное регулирование в банковском сектор. Согласно принципу пропорционального регулирования банки России
были разделены на 2 группы - с универсальной лицензией, включая СЗКО, и с базовой лицензией. На 1 января 2020 года в России действует 266 банка Число банков с универсальной лицензией (капитал свыше 1 млрд. руб.), а число банков с базовой лицензией (капитала менее 1 млрд. руб.) составило 136 ед.
Стимулирующее регулирование банковской деятельности в России включает в себя различные поддерживающие меры: поддержка и развитие кредитования МСП, стимулирование финансирования жилищного строительства, стимулирование проектного финансирования, стимулирование кредитования операционной деятельности предприятий.
В настоящее время в Российской Федерации банковское законодательство является крайне запутанным, что можно назвать проблемой банковского регулирования. Постоянные исправления нормативных актов, внесение поправок в действующие законы, положения, инструкции и т.п. создают условия, при которых нормальная работа с документами задруднена.
В целях упорядочения работы с банковским законодательством целесообразно провести серьезную работу, целью которой должно стать создание документа, а именно Банковского Кодекса Российской Федерации.
В 2020 году Банк России планирует дальнейшее развитие пропорционального регулирования кредитных организаций. В частности, предполагается сократить объемы раскрываемой небанковскими кредитными организациями информации, отменить составление отчетности по МСФО и предоставить им возможность осуществления функций руководителя службы внутреннего контроля руководителем службы управления рисками, как это предусмотрено для банков с базовой лицензией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. 27.12.2019)
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) (ред. 27.12.2019)
- Абрамова С.Ю., Дюпина Т.С. Инструменты регулирования банковской деятельности в условиях нестабильности экономики // Вестник университета. - 2018. - № 4. - С. 126-131.
- Алексеев Д.Г. Современная банковская система Российской Федерации : учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 290 с.
- Бадалов Л.А. Анализ современных принципов и инструментов банковского регулирования и надзора // Банковские услуги. - 2019. - № 7. - С. 12-25.
- Белоглазова, Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2016. - 424 c.
- Горюнова В.В. Современные тенденции банковского регулирования в России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 3 (22). - С. 106-109.
- Гузнов, А. Г. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская. - 2-е изд., испр. и доп. – М. :Юрайт, 2020. - 500 с.
- Джагитян, Э. П. Макропруденциальное регулирование банковской системы как фактор финансовой стабильности : монография / Э. П. Джагитян. – М.: Юрайт, 2019. - 215 с.
- Костерина, Т. М. Банковское дело / Т.М. Костерина. - М.: Юрайт, 2016. - 336 c.
- Кроливецкой, Л. П. Банковское дело / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Питер, 2015. - 384 c.
- Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник /ОМ. Лаврушин. Н.И. Валенцева (и др.); под ред. О.И. Лаврушина. - 12-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 800 с.
- Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н. Банковское дело. Современная система кредитования. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2018. – 360 с
- Ларионова И.В. Банковское регулирование и надзор. (СПО). Учебник. – М.: Кнорус, 2019 – 288 с.
- Мирошниченко О.С. Банковское регулирование и надзор: учебное пособие для академического бакалавриата / О. С. Мирошниченко. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019 - 205 с.
- Патерига С.С. Правовые основы регулирования банковской деятельности в РФ // В сборнике: Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития. - 2018. - С. 863-867.
- Рождественская, Т. Э. Банковское регулирование и надзор. Банкротство финансовых организаций. Меры воздействия банка России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 170 с.
- Стремоухова О. В. Анализ понятийно-категориального аппарата финансово-кредитной сферы // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 713-717.
- Тавасиев, А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: Учебное пособие / А. М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 640 с.
- Тарасенко О. А., Хоменко Е. Г. Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. - 368 с.
- Тепсаев Я. Р. Содержание регулирования и его значение для развития банковского сектора // Молодой ученый. - 2019. - №44. - С. 70-73.