Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая сущность банковского регулирования
1.1. Сущность регулирования банковской деятельности
1.2. Правовые основы регулирования банковской деятельности
Глава 2. Механизм регулирования банковской деятельности в России
2.1. Органы банковского регулирования в России
2.2. Инструменты и методы регулирования банковской деятельности в России
Рассмотрим специальное банковское законодательство:
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020).
В нормативно-правовом акте дано понятие «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков[7].
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 27.12.2019)[8].
Закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, в том числе как мегарегулятора финансового рынка, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Регулирующие и надзорные функции Банка России нацелены прежде всего на решение вопросов безопасности путем создания имущественно полноценной кредитной организации, формирование у банка ресурсов, позволяющих обеспечить адекватную защиту от угроз и их последствий.
Значимую роль в системе государственного регулирования банковской деятельности играют нормативные акты Банка России, перечислим основные из них:
- Положение Банка России от 23.10.2017 № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
- Положение Банка России от 26.07.2017 № 596-П «О порядке расчета системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»).
- Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
- Инструкция Банка России от 21.06.2018 № 188-И «О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
- Инструкция Банка России от 06.12.2017 № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией».
- Инструкция Банка России от 29.11.2019 № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией».
В целях банковское регулирование Банк России разрабатывает множество положений, инструкций и указаний, которые часто претерпевают изменения и дополнения.
Таким образом, система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере правового обеспечения банковской безопасности, отличается своей многообразностью и взаимосвязанностью. Государственное регулирование банковских отношений базируется на четком и неукоснительном соблюдении правил осуществления банковской деятельности, ограничений и запретов.
Глава 2. Механизм регулирования банковской деятельности в России
2.1. Органы банковского регулирования в России
Статья 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» устанавливает, что органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории Российской Федерации является Банк России. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также экономических
нормативов[9].
Процесс государственного регулирования банковской деятельности осуществляется Центральным Банком. Данная организация направляет свои
действия не только на регулирование банковской сферы, но и на обеспечение
надзора за банковским сектором (например, соблюдение кредитными
организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов
Банка России, установленных им обязательных нормативов). Основной целью
государственного регулирования является обеспечение стабильности
банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и
кредиторов. Основными функциями Банка России являются следующие:
- кредитор коммерческих банков;
- определение правил осуществления расчётов и проведения банковских
операций;
- осуществление регистрации коммерческих банков, выдача и отзыв лицензии;
- осуществление надзора за банковским сектором.
Основные функции Банка России в части банковского регулирования в соответствии с законом приведем на рисунке 1.
Функции в части банковского контроля
Установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности
Установление требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций
Установление обязательных нормативов (т.е. предельных размеров рисков) в целях устойчивости банков
Опубликование сводной статистической и аналитической информации о банковской системе Российской Федерации
Установление правил проведения банковских операций, регистрация кредитных организаций, выдача лицензий
Рисунок 1. Функции Банка России в части банковского регулирования
ЦБ регулирует и контролирует деятельность банковских организаций,
ориентируясь на значения валютного, процентного и иных видов финансовых
рисков. Например, создаётся минимальный размер резерва, используемого для
рисковых ситуаций. ЦБ РФ создаёт определённые нормы, включающие в себя
порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов
банковских организаций. Данная процедура осуществляется в целях покрытия
возможных потерь при возникновении рисковых ситуаций. Резервы банковских
организаций создаются в соответствии с федеральными законами нашей страны.
Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через специальный орган - Комитет банковского надзора.
Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации[10].
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Основная цель комитета Банковского надзора заключается в выявлении особенностей банковской деятельности, поиск ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов и минимизация рисков (либо предотвращение) возникновений подобных моментов. Комитет Банковского надзора также осуществляет контроль за соблюдением стабильности банковской системы РФ. В компетенцию Комитета банковского надзора входит принятие решений по следующим вопросам:
- государственная регистрация кредитных организаций при их создании;
- выдача генеральных лицензий на осуществление банковских операций;
- выдача лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам;
- вынесение заключения о соответствии банков требованиям к участию в
системе страхования вкладов;
- формирование собственных средств (капитала) кредитных организаций с
использованием инвесторами ненадлежащих активов;
- введение и изменение пруденциальных норм деятельности кредитных
организаций;
- назначение временной администрации по управлению кредитной
организацией;
- аннулирование и отзыв у кредитных организаций лицензий на осуществление
банковских операций;
- выдача кредитным организациям разрешений на создание на территории
иностранного государства дочерних организаций;
- применение к кредитным организациям мер воздействия за допущенные
нарушения в их деятельности[11].
Если возникает ситуация, которая угрожает законным интересам
вкладчиков и кредиторов банковских организаций, стабильности банковской
системы РФ, то Комитет принимает необходимые меры для её разрешения, а
также ходатайствует перед советом директоров Банка России об осуществлении
мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Таким образом, Банк России обладает весьма широкими полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора. Вместе с тем Банк России не вправе (ст. 58 Закона о ЦБ РФ):
- требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;
- устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.
2.2. Инструменты и методы регулирования банковской деятельности в России
Банк России проводит пропорциональное и стимулирующее регулирование банковской деятельности.
В 2017 году регулятор вёл пропорциональное регулирование в банковском сектор.
Согласно принципу пропорционального регулирования банки России
были разделены на 2 группы - с универсальной лицензией, включая СЗКО, и с базовой лицензией.
Для этих групп были установлены различные требования к минимальному размеру капитала (собственных средств) банков. Пороговым показателем минимального размера капитала для получения универсальной лицензии была выбрана сумма 1 млрд рублей.
Для банков с базовой лицензией регулирование упрощено по сравнению с новыми, технически сложными требованиями, предъявляемыми к банкам с универсальной лицензией (рис. 2).
Рисунок 2. Регулирование банковской деятельности в зависимости от лицензии (пропорциональное регулирование)
Количество кредитных организаций с базовой и универсальной лицензией представлено в табл. 1.
Таблица 1
Количество банков разделенных по принципу пропорционального регулирования
на 01.01.2019 |
на 01.01.20202 |
Изменение, +- |
|
Действующие кредитные организации |
484 |
442 |
-42 |
1. Банки |
440 |
402 |
-38 |
1.1 с универсальной лицензией |
291 |
266 |
-25 |
1.2 с базовой лицензией |
149 |
136 |
-13 |
2. Небанковские КО |
44 |
40 |
-4 |
Всего на территории России на 1 января 2020 года зарегистрировано 442 кредитных организации, что ниже уровня 2019 года на 42 организации. При этом:
- число банков с универсальной лицензией (капитал свыше 1 млрд. руб.) – 266 ед.
- число банков с базовой лицензией (капитала менее 1 млрд. руб.) – 136 ед.
Стимулирующее регулирование – это метод регулирования со стимулами к достижению определенных качественных и количественных результатов, экономическому росту.
Меры стимулирующего регулирования Банка России представлены в табл. 2.
Таблица 2
Меры стимулирующего регулирования Банка России, реализованные в 2019 году
Мера специального регулирования |
Способы регулирования |
Поддержка и развитие кредитования МСП |
1. Неприменение ограничивающего коэффициента 2 при расчете максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); 2. Снижение в два раза (со 100 до 50) минимального количества отдельных заемщиков − субъектов МСП; 3. Увлечение размера кредитов с 1,5 до 3% от величины капитала банков с базовой лицензией для портфельной оценки в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам. |
Стимулирование финансирования жилищного строительства |
В целях выполнения национального проекта «Жилье и городская среда» в 2019 году вступил в действие особый порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам застройщикам, использующим счета эскроу. В соответствии с установленным порядком предусматривается формирование резервов исходя из уровня кредитоспособности застройщика |
Стимулирование проектного финансирования |
В конце 2019 году вступили в силу положения, предусматривающие распространение специального подхода к формированию резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма «фабрики проектного финансирования ВЭБ», на все сделки проектного финансирования |
Стимулирование кредитования операционной деятельности предприятий |
Банк России в целях стимулирования кредитования банками предприятий, непосредственно ведущих операционную деятельность, дополнил перечень иных существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию, фактором использования заемщиком ссуды на финансирование операционной деятельности, в случае, если ссуда классифицирована не хуже, чем в III категорию качества |