Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая сущность банковского регулирования
1.1. Сущность регулирования банковской деятельности
1.2. Правовые основы регулирования банковской деятельности
Глава 2. Механизм регулирования банковской деятельности в России
2.1. Органы банковского регулирования в России
2.2. Инструменты и методы регулирования банковской деятельности в России
ВВЕДЕНИЕ
Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы любого государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы.
Актуальность данной темы обусловлена экономическими и правовыми факторами, а также теоретическими и практическими проблемами правового регулирования. Банковская деятельность представляет собой сложное, многогранное экономико-правовое явление. Как вид общественной деятельности, она включает в себя предпринимательскую и финансово - экономическую деятельность кредитных организаций, состоящую в аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц в централизованные фонды кредитных ресурсов и их последующему распределению в экономике, с одновременным участием банков в финансовой деятельности государства и общества.
Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере
государственного регулирования банковской деятельности.
Предметом выступают нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы банковского регулирования в Российской Федерации.
Целью работы является изучение особенностей регулирования банковской деятельности в России, выявление проблем и перспектив развития банковского регулирования.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследовать понятие и содержание регулирования банковской деятельности;
- изучить законодательные основы регулирования банковской сферы
Российской Федерации;
- проанализировать инструменты регулирования банковской деятельности в России;
- выявить проблемы и перспективы по развитию и регулированию
банковской деятельности Российской Федерации.
Теоретической основой для написания работы послужили различные учебные пособия и статьи по теме исследования. Наиболее известные работы по проблемам надзора и регулирования различных направлений деятельности банков принадлежат таким российским ученым: Лаврушин О.И., Тарасенко О.А., Хомченко Е.Г. Исследованиям вопросов регулирования деятельности отдельных банков посвящены труды таких ученых, как Белоглазова Г.Н., Валенцева Н.И., Кроливецкая Л.П., Ларионова И.В., Тавасиев А.М.
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава является теоретической, в ней дано понятие регулирования банковской деятельности, а также нормативно-правовые акты банковского регулирования. Во второй главе изучен механизм регулирования банковской деятельности, рассмотрены институту банковского регулирования, а также применяемые инструменты и методы.
Глава 1. Теоретическая сущность банковского регулирования
1.1. Сущность регулирования банковской деятельности
По вопросу регулирования банковской деятельности в научной литературе ведутся активные споры, однако в настоящее время не выработано единого мнения к определению данного понятия в силу его сложности и многогранности.
На законодательном уровне, в частности в Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», а также в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» не определены понятия «государственное регулирование банковской деятельности» и «банковское регулирование». В связи с этим представляется необходимым определить значение этих понятий.
Коллектив авторов (О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева) определяют
банковское регулирование как «регулирование банковской деятельности
посредством установления законодательных норм и регулятивных
требований к кредитным институтам», а банковский надзор как систему,
«включающую совокупность мер по установлению и проведению в жизнь
требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение
стабильного функционирования всей банковской системы»[1].
В понимании Г.Н. Белоглазовой, «под банковским регулированием понимается комплекс экономических и административных мер по обеспечению и организации надежности и стабильности работы банков, защите интересов кредиторов и вкладчиков исходя из целей и задач денежно-кредитной политики»[2].
И.В. Ларионова дает определение государственному регулированию банковской деятельности с точки зрения принятия федеральными органами государственной власти законодательных актов. При этом такие акты устанавливают основы организации банковской системы, сё структуру, принципы функционирования, и осуществление банком России от имени государства банковского регулирования, надзора и контроля[3].
Часто понятие «регулирование банковской деятельности» отождествляют с понятием «банковский надзор».
По мнению А.Г. Гузнова, «банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением
конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего
банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том
числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и
отчетности»[4].
Исходя из всего вышеизложенного, по нашему мнению, представляется
возможным рассматривать банковское регулирование как часть более широкого понятия - государственного регулирования банковской деятельности.
Банковскому регулированию присущи черты как линейного уровня (уровня прямых распоряжений) регулирования, так и функционального (деятельность в уже установленных пределах).
Отличительной особенностью банковского регулирования среди прочих
составных частей государственного регулирования банковской деятельности является то, что оно согласно российскому законодательству осуществляется Банком России и не включено в компетенцию иных органов государственной власти.
Банковскому регулированию присущи также собственные методы и средства, образующие группы пруденциарного, денежно-кредитного, валютного регулирования, что дает основание рассматривать его как самостоятельный инструмент воздействия государством на процессы в банковской сфере.
По нашему мнению, видами государственного регулирования банковской
деятельности следует считать:
- правовое регулирование;
- регулирование, осуществляемое во взаимодействии Банка России и органов государственной власти;
- банковское регулирование;
- банковский надзор.
Государственное регулирование банковской деятельности может осуществляться в различных направлениях, среди которых можно выделить следующие:
- правовое положение Банка России и кредитных организаций;
- банковский надзор;
- денежно-кредитное регулирование;
- валютное регулирование;
- валютный контроль,
- операции с ценными бумагами;
- операции кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и др.
Основные виды банковского регулирования:
- денежно-кредитное;
- валютное;
- пруденциальное.
Осуществляя денежно-кредитное регулирование, государство преследует
следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке.
Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства.
Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, защита интересов вкладчиков, а также минимизация банковских рисков[5].
Таким образом, под государственным регулированием банковской деятельности следует понимать осуществление специально уполномоченными органами нормативного и индивидуально-властного упорядочивающего воздействия на банковскую систему в целях упорядочения деятельности элементов банковской системы, защиты прав и законных интересов лиц, взаимодействующих с элементами банковской системы, а также формирования и поддержания устойчивого правопорядка в сфере банковской деятельности.
1.2. Правовые основы регулирования банковской деятельности
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами административного, финансового и гражданского законодательства. Поэтому правовые основы банковской деятельности отражены в нормативных актах различных отраслей права, в том числе конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного.
По степени юридической силы среди них выделяются федеральные конституционные и федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также ведомственные нормативные акты.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы денежной системы в Российской Федерации. Она содержит ряд важных для банковского права норм: устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти.
Конституционной основой правового регулирования банковской деятельности служит Конституция РФ (ст. 71), которая относит кредитное регулирование и федеральные банки к ведению Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет правовое положение Банка России в качестве федеральной экономической службы, наделенной функциями по разработке и регулированию единой государственной денежно-кредитной политики, контролю и надзору за кредитными организациями (банками) в целях поддержания стабильности банковской системы; устанавливает общие принципы владения, пользования и распоряжения объектами частной собственности, которыми являются коммерческие банки, признает законные права и интересы юридических лиц, к числу которых относятся акционерные коммерческие банки, и гарантирует их защиту органами государственной власти.
Анализируя и оценивая правовое регулирование банковской деятельности, следует иметь в виду, что оно имеет свою специфику. Так, государственное регулирование банковской деятельности имеет два основных уровня: прежде, оно представляет собой регулирование государством процессов на макроэкономическом уровне, связанных с денежно-кредитными отношениями.
В рамках этой части специфики государственного регулирования, как правило, принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, а также осуществляются иные меры, влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику государства. Иными
словами, регулирование государством и упорядочение процессов в банковской системе находит свое выражение в принятии соответствующими органами государственной власти федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
С другой стороны, государственное регулирование выражается в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченными государственными органами при создании, организации, регистрации, лицензировании организаций, входящих в банковскую систему РФ.
В части 2 статьи 2 «О банках и банковской деятельности» определен
перечень законодательных и нормативных актов, которыми регулируется
банковская деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России[6].
При этом банковское законодательство можно разделить на общее и специальное. В общее включаются нормы, содержащиеся в Гражданском Кодексе Российской Федерации, Уголовном Кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России. В эту же группу можно отнести Закон «О рынке ценных бумаг», Налоговый кодекс Российской Федерации.
Нормативные правовые акты специального действия, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения безопасности только банковской деятельности, включают законодательство о банковской деятельности.
Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)».