Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1.1. Содержание невербальной коммуникации
1.2. Теоретические исследования невербального проявления эмоций
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальное проявление неискренности
В психологическом энциклопедическом словаре 2008 г., автором которого является доктор психологических наук М. И. Еникеев, можно найти следующее определение: «паралингвистические средства (от греч. para – около и лингвистика) – невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика»[14]. Также интересной является точка зрения М. С. Андрианова, для которого «невербальная коммуникация – совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании друг друга; в дискурсивной психологии – процесс производства и обработки паралингвистического дискурса»[15]. Доктор психологических наук В. А. Лабунская рассматривает такой термин как «невербальное выражение личности»[16] и понимает под ним «совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно- временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности» [17].
Стоит еще раз отметить, что невербальные средства передачи информации являются предметом изучения многих наук. Доктор филологических наук Г. Е. Крейдлин, основываясь на исследованиях в области биологии, этологии (науке о поведении), лингвистики, логики, социологии, психологии, общей семиотики, теории этноса и этнических систем, культурной антропологии, когитологии (науке о знании и познании) и теории когнитивных систем, выделяет целую науку, невербальную семиотику, «… предметом которой являются невербальная коммуникация, и шире, невербальное поведение и взаимодействие людей…»[18]. Он говорит о том, что невербальная семиотика состоит из следующих «…отдельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин» [19]: паралингвистики – науке о звуковых кодах невербальной коммуникации; кинесики – науке о жестах и жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах; окулесики – науке о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения; аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации; гаптики – науке о языке касаний и тактильной коммуникации; гастики – науке о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений; ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации; проксемики – науке о пространстве коммуникации, его структуре и функциях; хронемики – науке о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях; системологии – науке о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации[20]. По мнению Г. Е. Крейдлина, не все перечисленные выше науки изучены в равной степени. Кинесику и паралингвистику он относит к «старым» наукам, имеющим сложившийся понятийный аппарат, достаточно разработанные методы исследования и теоретические подходы, а аускультацию, гастику, ольфакцию, хронемику и системологию к тем наукам, которые являются менее всего исследованными, хотя «… существует много разных областей человеческой деятельности, к которым соответствующие науки вполне приложимы» [21].
В западной традиции изучения невербальных средств передачи информации как и в российской науке отправным моментом в этой области стала работа Чарльза Дарвина (Charles Darwin), о которой уже говорилось ранее. Но в первой половине ХХ веке на Западе была популярна теория зависимости эмоций от типа культуры. Американский антрополог Р. Л. Бердвистелл (R.L. Birdwhistell) выступил не в поддержку идей Ч. Дарвина (Ch. Darwin), когда в ходе своей работы выяснил, что представители многих культур предпочитают скрывать свое горе за улыбкой[22]. Марк Нэпп (Mark L. Napp) и Джудит Холл (Judith A. Hall) в своей книге «Мимика, жесты, движения, позы и их значение» (Nonverbal communication in human interaction) пишут, что Р. Л. Бердвистелл (R.L. Birdwhistell) отмечал, что «не существует универсальных жестов. Насколько нам известно, нет таких выражений лица, поз или телодвижений, значение которых во всех культурах было бы одинаковым»[23]. Той же точки зрения придерживались Маргарет Мид (Margaret Mead), Грегори Бейтсон (Gregory Bateson), Эдвард Холл (Edward Hall Jr), Чарльз Осгуд (Charles Osgood). Но в 1969 г. Пол Экман (Paul Ekman) и Уоллес Фризен (Friesen Wallace) выступили оппонентами данной теории. Они доказали, что существует «универсальность выражения» основных эмоций, к которым они отнесли удовольствие, страдание, гнев, страх, удивление и отвращение. Таких же результатов параллельно с ними достиг психолог Кэррол Изард (Caroll E. Izard). Сам Пол Экман (Paul Ekman) отмечает, что в некоторых своих исследованиях опирался на метод Джона Дешила (John Dashiel), который в 1930-х гг., чтобы выяснить, хорошо ли маленькие дети понимают выражение лица, «…рассказывал им истории и показывал набор картинок. Все, что от них требовалось, это выбрать картинку, соответствующую истории»[24].
Исследования этнолога Ирениуса Эйбл-Эйбэсфельдта (Irenaeus Eibl-Eibesfeldt) являются еще одним доказательством того, что «… выражения эмоций на лице универсальны и являются результатом нашей эволюции» [25]. Его интересовало формирование невербального поведения у младенцев. Он работал со слепоглухими от рождения детьми и с их здоровыми сверстниками. Выяснилось, что «…проявление печали, плача, смеха, улыбок, досады, гнева и страха» у них совпадают[26]. Хотя никто из вышеперечисленных специалистов не отрицал существование жестов, свойственных только одной культуре, и, конечно, никто не отрицал значимости невербальных средств передачи информации.
В. Г. Крысько справедливо указывает на то, что невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации[27].
Невербальные средства общения играют большую роль в коммуникативном процессе, выступая важнейшим элементом межличностного взаимодействия.
Невербальные средства общества – это определенный вид сообщений, являющихся коммуникативно-направленными. Следовательно, их можно рассматривать как одну из форм передачи информации. Форма передачи объективной информации придает ей субъективную окрашенность. В этой связи правомерно говорить о проявлении эмоций[28].
Поскольку все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, которое обязательно влечет за собой определенную эмоциональную реакцию, то эмоция возникает как реакция на окружающую человека действительность. Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. К таковым, прежде всего, относят различные телодвижения, позы, мимику и параязыковые явления (интонацию, темп, тембр речи, смех). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются языком человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций, считает Е. И. Рогов[29].
Следует отметить, что психология эмоций накладывает отпечаток как на невербальное поведение, так и на отражение и выявление индивидуального портрета личности говорящего[30]. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания. К классу эмоций можно отнести настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Этот класс называется классом «чистых эмоций». Эти «чистые эмоции» включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления человеческой активности, деятельности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Главная функция эмоций для человека состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не прибегая к речи, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение[31]. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее, в свое время находя отражение в межличностной коммуникации, а также выдают истинную личностную характеристику, состояние и отношение индивида к происходящему[32].
Сферу невербальной коммуникации составляет большой круг невербальных средств общения, включающий в себя мимику, жесты, позы, пара-лингвистические явления, одежду, украшения, а также коммуникацию через организацию элементов окружающей среды. Все невербальные средства общения Н. Б. Мечковская рассматривает как информацию, которую собеседник выражает без специальной цели (незаметно), очень часто неосознанно, а иногда и вопреки своему желанию. Например, человек не хотел обнаружить свою досаду, но собеседник понял это по закушенной губе и помрачневшему взгляду[33].
Выводы. Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.
Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Невербальное проявление неискренности
Эффективность решения задач в деловой сфере во многом определяется степенью достоверности представляемой информации, которая позволяет адекватно и реально оценить деловую ситуацию и, соответственно, принимать осознанные деловые решения. Как свидетельствует психологическая литература, общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимодействия между людьми, осуществляется с помощью системы вербальных и невербальных средств. Каждая система средств имеет свои специфические возможности, свои функции и роли в общении. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека с помощью слов (вербальных компонентов) передается всего лишь 7% информации, а остальная часть передается с помощью звуков, интонации, мимики, пантомимики, контакта глаз (невербальных компонентов)[34].
Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия.
Говоря о готовности партнера вести честный, открытый и доброжелательный диалог показывают много признаков: открытые жесты (ладони должны быть открытыми и доступными для наблюдения, жесты без перекрещивания ног и рук), мимика должна быть симметрична, доброжелательная и искренняя улыбка (уголки губ приподняты, вокруг глаз образуются морщинки), корпус тела обращен непосредственно к собеседнику, прямой взгляд, стремление приблизиться к партнеру на дистанцию 1-1,5 м., собеседник внимательно слушает (задавание вопросов, кивание, поддакивание).
В потоке информации, поступающей от партнера по общению, очень важным считаются указания на его «двойную игру», неискренность, нечестность. Абсолютно точные сведения о такой позиции собеседника можно получить лишь после того, как он совершит конкретные неблаговидные поступки или заявит о желании совершить их. Сопутствие такой позиции партнера, можно догадываться по наличию выраженного несовпадения в его поведении - это значит о его негативных эмоциональных переживаниях. Решить задачи обнаружения неискренности партнера возможно с помощью применения техники выявления неискренности собеседника. Эта техника представляет собой ряд приемов, которые позволяют обнаружить рассогласование невербального и вербального поведения партнера по общению, например использования им «жестов лжи», переживание эмоционального дискомфорта, партнер допускает логические ошибки в вербальном общении. Рассмотрим основные приемы выявления неискренности партнера по общению[35]. Так, например, Аллан Пиз берет на себя смелость выделить отдельно ряд жестов, которые, по его мнению, сопровождают ложь, сомнение и мошенничество.
Первый из приемов - это наблюдение за схемой движения зрачков человека, тогда, когда человек перерабатывает информацию. Факт, что человек по-разному воспринимает и перерабатывает знакомую и незнакомую ему информацию и именно это различие отражается в схеме движения зрачков глаз. Учеными выявлены так называемые «глазные сигналы доступа», которые позволяют установить, какой именно характер носит информация, перерабатываемая в данный момент человеком.
Второй прием – несоответствие в поведении обнаруживается путем выявления и фиксации разнообразных «микросюжетов», которые имеют место в вегетативной нервной системе в стрессовой ситуации (ложь всегда сопровождается переживанием заметного стресса). Эти микродвижения могут быть едва заметны (напряжение, дрожание), учащенное моргание и дыхание, покраснение или побледнение кожи, глотательные движения (сухость во рту), повышенное потоотделение.