Файл: Формирование проектной команды в корпоративных и предпринимательских инновационных проектах..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы инновационной политики предприятия
1.2 Управление инновационными проектами: проблемы и перспективы
ГЛАВА 2 КОМАНДА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
2.1 Процедуры инициации проекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Повышение роли научно-технического потенциала в современном бизнесе привело к тому, что конкурентоспособность компаний все чаще определяется процессом непрерывного совершенствования технологий.
В настоящее время в развитых государствах вопросы менеджмента инновационных проектов и формирования инновационной экономики выступают предметом особого внимания экономической науки. Но в России им пока, к сожалению, уделяется недостаточно внимания, хотя поиск новых и совершенствование существующих способов экономического роста - принципиальный вопрос устойчивого развития страны в силу перехода мировой экономической системы к постиндустриальным методам управления, основанным, прежде всего, на формировании экономики знаний.
Развитие управленческой культуры, к сожалению, не всегда идет поступательно равномерно. Например, к тому, что процессам планирования проекта нужно уделять внимание на протяжении практически всей его продолжительности, многие руководители уже привыкли. Но вот инициация проекта далеко не в каждом случае воспринимается как нечто значимое. Тем не менее, практика показывает, что усилия и время, потраченные на процедуры инициации, способны значительно повлиять на качество и результативность работы над проектной задачей.
Проект как форма организации деятельности предусматривает такое явление, как командная работа. Каждый участник проекта решает индивидуальные задачи, которые ставит менеджер проекта, но есть задачи, которое могут быть решены исключительно в коллективном взаимодействии. Даже элементарная декомпозиция ключевой проектной задачи полноценно производится в коллективном творчестве. Формирование команды проекта – важная часть предстартовой подготовки и существенный блок работы в период реализации проекта.
Степень научной разработки темы исследования. Вопросы формирования команды по управлению инновационным проектом рассматривались в научных трудах Ю. З. Драчука, В. А. Колобкова, И. И. Мазура, В. В. Морозова, З. П. Румянцевой, В. И. Рыкунова и других, что дало возможность оценить состояние исследуемой темы и воссоздать целостную картину того, что было сделано, определить круг вопросов, которые остались за пределами исследования.
Объект исследования: инновационный проект как объект управления.
Предмет исследования: управление командой в инновационном проекте.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования команды по управлению инновационным проектом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, задачи и принципы инновационной политики предприятия;
- охарактеризовать управление инновационными проектами: проблемы и перспективы
- рассмотреть процедуры инициации проекта;
- проанализировать особенности проектной команды.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя совокупность научных принципов и подходов, таких как системный, комплексный, сравнительно-исторический, проблемный, социокультурный и другие. Системный подход позволяет выявить наиболее значимые элементы и проявления формальных и неформальных отношений в менеджменте, их взаимозависимость и взаимообусловленность.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
Объем курсовой работы: 30 страница печатного текста.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы инновационной политики предприятия
Для обеспечения постоянного обновления продукции и усовершенствования производственных процессов на предприятии необходимо постоянно выявлять существующие и перспективные проблемы, связанные с изменением жизненного цикла продукции и технологии. Это значит, что надо осуществлять поисковую инновационную деятельность в различных направлениях с выделением отдельных приоритетных инновационных проектов.
Инновационная политика - это форма стратегического управления, которая определяет цели и условия осуществления инновационной деятельности предприятия, направленная на обеспечение его конкурентоспособности и оптимального использования имеющегося производственного потенциала[1].
Инновационная политика является частью общей политики предприятия, регламентирующей взаимодействие научно-технической, маркетинговой, производственной и экономической деятельности в процессе реализации нововведений. Инновационная политика свидетельствует об отношении руководства к инновационной деятельности предприятия, определяет цели, направления, функции и организационные формы. Она включена в соответствующие планы и программы: стратегические, тактические и текущие.
Стратегии любой организации можно представить как:
Наступательная стратегия (предусматривает быстрое развитие организации: увеличение масштабов производства, освоение новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта), которая базируется на: наступательном-рисковом типе инновационной политики, направленном на внедрение радикальных инноваций, созданных фирмой.
Главной задачей этого вида политики являются: мониторинг потребителя-рынка, с целью своевременного выявления изменений рыночной конъюнктуры; формирование высокопрофессиональных научно-исследовательских коллективов, способных создать новый продукт; стимулирование инициативных работников фирмы; отбор перспективных идей и концентрация усилий на доведении их до стадии коммерциализации.
Наступательный тип инновационной политики осуществляют крупные фирмы с собственными исследовательскими лабораториями, которые постоянно работают над созданием новых продуктов в соответствующей отрасли или компании, имеющие возможность выделить значительные финансы на выпуск нового продукта в другой организации. Благодаря финансовым возможностям они могут быстро развернуть массовое производство продукта, завоевывая значительную часть рынка[2].
Главной задачей инновационной политики наступательного типа являются:
- мониторинг потребительского рынка инноваций для оперативного применения тех из них, которые выгодны для фирмы теперь или в будущем;
- поддержка деятельности собственных специализированных научно-исследовательских подразделений;
- стимулирование инициативности работников фирмы;
- оценка перспективных новых идей, их перспективная разработка и внедрение.
Стратегия стабильности. Она заключается в поддержке существующих размеров предприятия и направлений его деловой активности. Как правило, ее придерживаются организации, производящие продукцию с длительным стабильным спросом. В этом случае инновационная политика должна обеспечить условия для повышения конкурентоспособности продукции с целью удержания позиций на рынке.
Защитная стратегия направлена на удержание позиций организации на рынке и предупреждения банкротства. Опирается, как правило, на инновационную политику эволюционного типа, однако, инновационный поиск (через ограниченные финансовые ресурсы) сосредоточивается на дорогах, которые дают возможность сокращать расходы на выпуск продукции с целью снижения ее цены и сохранения конкурентоспособности.
Инновационная политика любой организации предусматривает:
- начало разработки инновации под влиянием спроса и направления инновационной деятельности на прогнозирование изменений в спросе и дальнейшее инновационное проектирование товаров, отвечающих требованиям и желанию потребителей;
- создание специального структурного подразделения для планирования инновационной деятельности, реализации инновационной политики, стимулирование активизации труда у работников;
- отношение к инновации как к возможности получить конкурентные преимущества.
Формирование инновационной политики осуществляется на основе определенных принципов, которые должны отражать общие системные подходы к управлению инновационной политикой в организации.
Принципы формирования инновационной политики - нормы, правила поведения организации, устанавливающие взаимосвязь между развитием предприятия и направлением его инновационной деятельности[3].
Формирование инновационной политики следует осуществлять на основе следующих принципов: преимущественно стратегическая направленность; ориентация на потребности рынка; целеустремленность; комплексность; планомерность; информационная обеспеченность.
Инновационная политика предприятия должна определить направление его изменений в соответствии с требованиями внешней среды, очертить круг возможных инновационных решений, формировать инновационные задачи в зависимости от типа выбранной стратегии[4].
Реализация инновационных решений возможна при условии взвешенной инновационной политики, которая формирует условия привлечения к инновационной деятельности функциональных служб предприятия. Итак, составляющими инновационной политики являются: маркетинговая политика; политика в области НИР и ОКР; политика структурных изменений; техническая политика; инвестиционная политика.
Маркетинговая политика имеет целью формирование тактики и стратегии поведения предприятия на рынке.
Проведение маркетинговых исследований даст возможность изучить структуру товарного рынка и принять решение по форме и методам развития конкурентной среды на нем.
Политика в области НИР и ОКР, ее задачи: установление научного потенциала организации; разработка научно-технической политики с учетом результатов маркетинговых исследований; формирование технологической политики; создание механизмов реализации научно-технической и технологической политики.
Политика структурных изменений ориентирована на изучение внутренней среды и организационных форм предприятия, формирование адекватной инновационной задачи организационной структуры и культуры предпринимательства.
Техническая политика определяет возможности внедрения новаций.
Инвестиционная политика охватывает все финансово-экономические аспекты функционирования предприятия, обеспечивающие реализацию инновационной политики.
Элементы инновационной политики постоянно взаимодействуют между собой, каждый из них может инициировать определенные инновации, направленные на решение проблем в определенной сфере[5].
Переход к инновационной экономике на национальном уровне, кроме решения макроэкономических проблем современного общества, требует серьезных инновационных изменений в менеджменте основного звена любой экономики, кардинального реформирования механизмов управления инновационными процессами, а также создания мер поддержки, как со стороны государства, так и в самих компаниях при разработке и освоении инновационных решений.
1.2 Управление инновационными проектами: проблемы и перспективы
Создаваемый сегодня инновационный бизнес в России, в общем, соответствует схеме, принятой в развитых странах. Однако в нашей стране она практически не работает из-за двух главных причин - отсутствие организованного и эффективно управляемого в компаниях процесса создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; отсутствие платежеспособного спроса на инновации со стороны реального сектора отечественной экономики, т. е. тех же самых компаний, но уже выступающих в качестве потребителей продуктов инновационного бизнеса.
Лишь благодаря творческой активности наших соотечественников, наличию большого числа специалистов с хорошим инженерным и менеджерским образованием инновационные проекты в России еще возникают и развиваются. Но, анализируя потенциальный платежеспособный спрос на свои изобретения, они, как правило, приходят к выводу, что их рынки - за рубежом.
Необходимость ориентации на зарубежного пользователя приводит к тому, что многие российские по происхождению инновационные проекты реализуются в других странах, куда-либо переезжают отечественные специалисты, либо передаются (продаются за относительно небольшие деньги) результаты, полученные на начальном этапе проекта.