Файл: Формирование проектной команды в корпоративных и предпринимательских инновационных проектах..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, задачи и принципы инновационной политики предприятия
1.2 Управление инновационными проектами: проблемы и перспективы
ГЛАВА 2 КОМАНДА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
2.1 Процедуры инициации проекта
Слово «проект» используется в качестве синонима словам «компания», «бизнес» и подразумевает, что любой бизнес или компания могут быть проектами, а у бизнес-проекта есть возможность вырасти в стартап, среднюю и/или крупную компанию, бизнес, корпорацию. Слово «стартап» (start-up) обозначает определенную стадию развития бизнеса.
Различают два типа функций менеджмента инноваций: функции субъекта управления; функции объекта управления.
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации, которая представляет собой процесс управления.
Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы: воздействующие только на производство инновации; воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации; воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.
Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций. Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бренд-стратегию. В состав третьей группы входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер[6].
Главная цель всех приемов этой группы - ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью в текущий момент времени и большая отдача от этой продажи в будущем.
Маркетинговое сопровождение создания новых продуктов - одно из самых значительных и главных проблем инновационной компании. Примерно 30 % новых товаров не приносят никакой прибыли и становятся убыточными. Высокая степень риска инновационных продуктов подтверждена на опыте многих проектов.
Особенности рынка и специфика товара оказывают большое влияние на его выведение на рынок. Причин неудач у новых продуктов на рынке множество. Главные из них: неполный анализ рынка, изъяны продукта, нехватка эффективных маркетинговых мероприятий, слишком высокие издержки, активность конкурентов, слабая поддержка при выведении товара на рынок, проблемы производства.
Однако есть факторы, способствующие успеху товара:
- конкурентное преимущество товара (особенности, которые делают товар более привлекательным для покупателя);
- маркетинговая активность компании (умение предугадать и понять поведение покупателя и рынка в целом по отношению к новому товару);
- наличие технологической оснащенности.
Но, как уже говорилось, одно лишь технологическое преимущество, к сожалению, не является стопроцентным залогом какого-либо коммерческого успеха. Следовательно, для любого инноватора или инновационной компании наступает такой момент, когда приходится обратить свое внимание на маркетинговые факторы. Инновации можно назвать отдельным уникальным рынком сферы ноу-хау. Если сравнивать его особенности с рынком обычных товаров, то невозможно не заметить его многогранность. Затрагиваются все возможные аспекты отношений, которые могут складываться между продавцом и покупателем, оказывающие значительное воздействие на маркетинговую политику компании.
Существует несколько главных особенностей данного рынка:
- оригинальность товара (особенность продукта, технологически трудная реализация; высокие издержки на его производство на первых этапах);
- новшество рынка для компании (особенно для небольшой инновационной компании, которая находится в начальной стадии развития);
- неопределенность продукта (а зачастую и компании-производителя) для рынка; - невозможность прогнозировать поведение покупателей;
- низкая эластичность спроса по цене. В связи с этим ценовая политика становится ограниченной;
- небольшая вместимость рынка;
- отсутствие прямых конкурентов, поскольку существует монополия на интеллектуальную собственность;
- развитие теоретической области компании и получение в ней определенных результатов совместно с грамотно выстроенной политикой продвижения компании могут значительно повысить рейтинг фирмы у покупателей;
- понимание взаимосвязи между сбытом инновационных товаров и уровнем инновационного потенциала потребителей[7].
Как уже было сказано, специфика рынка инноваций определяет особенности маркетинга инноваций. Это проявляется в следующем:
- необходимы поиск и изучение потенциальных потребителей сразу в нескольких отраслях, так как довольно часто результаты научно-технической разработки имеют межотраслевой характер;
- продажа инновационных товаров предполагает длительную и последовательную рекламную кампанию, так как покупатель должен «созреть»;
- инновационные товары должны не только удовлетворять качественно новые потребности или старые потребности качественно новым способом, но и давать дополнительные, понятные потребителям, преимущества по сравнению с существующими аналогами и субститутами;
- продажа инновационной продукции требует длительных переговоров, потому что высокотехнологичные товары, как на производственных, так и на потребительских рынках являются товарами предварительного выбора, и, следовательно, покупка осуществляется через процедуры многократных сравнений и обсуждений с экспертами;
- очень часто техническая сложность инновационной продукции предполагает организацию хорошего послепродажного сервиса.
- на имидж инновационной компании значительное влияние оказывают результаты теоретических исследований сотрудников, поэтому это можно использовать в PR-кампаниях. Кроме того, для инновационного бизнеса в качестве каналов маркетинговых коммуникаций могут служить конференции, научные форумы и другие формы общения в профессиональном сообществе;
- сложность инновационного продукта создает особые предпосылки к формированию так называемого целостного продукта, где все реальные и потенциальные его преимущества рассматриваются в комплексе[8].
В зависимости от этапа, на котором находится инновационный проект, перед ним стоят разные маркетинговые задачи.
На предпроектном этапе (стадии seed и start-up) инновационная компания должна решать следующие задачи: оценка показателей рынка, сегментация потребителей, определение целевого сегмента, прогнозирование объема продаж, разработка стратегии выхода на рынок, определение ориентировочного бюджета маркетинга.
На проектном этапе (стадия expansion) у компании задачи меняются: разработка товарной политики (базовая концепция товара), разработка ценовой политики (базовая цена и скидки), разработка сбытовой политики (каналы продаж), разработка коммуникационной политики (кампания по продвижению), разработка плана маркетинга и расчет бюджета маркетинга, реализация плана и его мониторинг.
ГЛАВА 2 КОМАНДА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
2.1 Процедуры инициации проекта
По существу, инициатором проекта может выступить любой сотрудник компании, если он в этом усматривает необходимость и понимает, что в штатном операционном режиме эту задачу не решить, и она требует объединения усилий целой группы участников. Однако для одной категории работников инициация является обязанностью, а для других групп она всего лишь похвальная активность. Если встать на позицию финансового управления и системы бюджетирования, то, как правило, именно руководители центров финансовой ответственности и обязаны в основной своей массе выступать инициаторами. Назовем основные причины рассмотрения идей и их проработки на предмет запуска в проектную реализацию.
Возможность получения выгоды от инвестиционной деятельности. Бизнес должен развиваться, а основой этого является полученная прибыль. Расширение потенциала прибыльности компании происходит в результате реализации проектов инвестиционной направленности. Поэтому инвестиционная привлекательность является ключевым основанием для проектного начинания.
Изменившиеся требования действующего законодательства и социальная ответственность бизнеса. Например, законодательство выдвигает новые требования к экологическим условиям деятельности предприятия, или заключается новый коллективный договор с трудовым коллективом, требующий реализации и новой социальной программы.
Изменившиеся рыночные условия. Например, смена формата магазинов розничной сети вынуждает компанию в сфере ритейла осуществить инвестиции в проектной форме.
Технический и технологический прогресс, непрерывно изменяющий ресурсные требования к бизнесу. Например, появляются совершенно новые технологические решения, которые может и не несут в себе прямой выгоды в текущий момент, но позволяют изменить производственный процесс, что в конечном итоге дает коммерческие и экономические преференции.
Проблемы управления и вызванные ими задачи.
В этом суть и базис стратегического планирования – выстроить такую последовательность уникальных задач (проектов), реализация которых выведет компанию на устойчиво новое состояние и концепции управления и уровня развития бизнеса. Процесс инициации с идейного замысла может начинаться в регламентной процедуре подготовки к сессии стратегического планирования или же тактического бюджетного процесса, а может возникнуть спонтанно, ситуационно. Последнее крайне нежелательно, но с этим поделать ничего нельзя, таковы наши современные реалии, мир порой меняется гораздо быстрее любых планов.
Цели и задачи проектной инициации.
Проектная инициация – это не один процесс, а целая их группа согласно стандарту PMI. Они формируют начальную группу мероприятий для обеспечения состоятельности самой проектной идеи и запуска ее проектной реализации. При этом уже на данной фазе выявляются и даже устраняются многочисленные риски, отработать которые на стадии инициации гораздо выгоднее, чем после старта проекта. Инициация метафорична фразе из поговорки «Семь раз отмерь!», поскольку планирование и исполнение, начавшись практически одновременно, после приказа о начале проекта становятся значительно более затратными.
Выше вашему вниманию предложена модель процессов инициации, заимствованная из курса МВА по управлению проектами А.В. Полковникова. Каждому процессу функциональных зон проектной интеграции и содержания на нашем сайте посвящен отдельный материал. Нас же здесь интересует в большей степени само начало инициации в вопросе, как принимается решение о проекте и о его месте в портфельном рейтинге? И прежде чем мы перейдем к его рассмотрению, предлагаю определиться с целями и задачами, которые решаются процедурами инициации. Ключевая задача этой работы состоит в определении, согласовании и утверждении показателей и результата проекта, если он принимается к исполнению в обозримой перспективе (в ближайший год). Основными целями инициации предлагаем считать: принятие решения о судьбе проектной идеи, предложенной инициатором; установление приоритетности решения проектной задачи; достижение соглашения с менеджером проекта о принятии им ответственности за проект, в форме устава; достижение понимания заинтересованными сторонами основных характеристик проекта, отраженных в уставе; старт проекта и ясность относительно дальнейших действий по нему у заказчика и куратора.
Среди задач-результатов процессов инициации выделяются следующие.
Основная идея, получившая форму согласно его уровню: концепция, ТЭО, бизнес-кейс, бизнес-план, презентация, первично рассмотренная руководством компании.
Идея проекта, включенная в список для рассмотрения на сессии стратегического планирования, проблемно-ориентированной сессии или на заседании бюджетного, проектного комитетов по инвестиционному направлению.
Презентация проекта и сопутствующая документация, рассмотренные на соответствующем мероприятии с позиции проблемности, важности и достижимости.
Установленная и согласованная цель проекта.
Принятое решение о включении проекта в портфель и о его месте в нем.
Установленные границы и результаты проекта.
Выявленные ожидания и требования заинтересованных сторон.
Идентифицированные и проанализированные ключевые риски и ограничения.
Найденные критерии успешности проекта.
Руководитель проекта, принявший на себя ответственность и приданные полномочия.
Состав команд управления и реализации проекта, соответствующая организационная структура.
Утвержденный устав и укрупненный план проекта.
Планирование проекта следует сразу за его инициацией, но между процессами планирования и процедурами инициации имеется обратная связь, возникающая, например, по итогам получения закупочной документации. Ниже представлена часть процессной модели PMBOK, на которой мы и наблюдаем прямые и обратные связи между процессами.
Предположим идеальный вариант развития событий, при котором практически все инициативы выдвинуты к ежегодному мероприятию, посвященному стратегическому планированию. То есть в штатном режиме все инициативы обработаны проектным комитетом. Заслушаны предварительные презентации, по наиболее значимым мероприятиям уровня направлений деятельности и выше разработаны бизнес-планы. По существу, разработка ТЭО, бизнес-планов, иных предварительных расчетов является подготовкой к серьезной групповой работе над проблемами управления и развития компании.
Начинается сессия стратегического планирования или иное мероприятие подобного типа, на котором отрабатываются существенные затруднения для движения компании вперед по канве видения и миссии. Выявленные проблемы предваряют планирование, дерево проблем порождает построение дерева целей. Как раз в это время процесс подходит к весьма важному моменту: к рейтингу проблем и целей подводится пул проектных инициатив, которые начинают состыковываться между собой как некие «пазлы». Ведь еще в момент рождения идей они уже в большей своей части соответствовали присутствующей симптоматике и, возможно, еще не выявленным, а только ощущаемым проблемам.