Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Административные барьеры в российском бизнесе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административные барьеры в российском бизнесе
1.1 Понятие и способы появления
1.2 Виды и классификация административных барьеров
1.3 Причины и последствия административных барьеров
2. Законодательная борьба государства с административными барьерами
2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Меры по устранению административных барьеров
3. Административные барьеры в строительстве
В 2010 году истек срок реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
За эти годы были созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы, а так же была сформирована обширная методическая и нормативная база повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Административная реформа, поведенная в 2006 – 2010 годах в Российской Федерации, была предназначена для достижения следующих целей: [8][38]
- повысить эффективность работы органов исполнительной власти;
- повысить доступность и качество государственных услуг;
- ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
- повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти.
Был принят Федеральный закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который стал правовой базой для реализации мероприятий административной реформы. [7][39]
Для реализации административной реформы работа велась по следующим направлениям:[8][40]
- управление по результатам и проектного управления;
- регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг;
- противодействие коррупции;
- предоставление информации о государственных услугах, оказываемых в электронной форме;
- оптимизация функций органов исполнительной власти;
- организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- размещение государственного и муниципального заказа.
В рамках управления по результатам и проектного управления: [9][41]
- ежегодно разрабатывались доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, целевые показатели и перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
- утверждены ведомственные целевые программы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- заложена законодательная база по формированию системы государственного задания в отношении услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями. [9][42]
В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг были разработаны административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации. [8][43]
Административный регламент в настоящее время это основной документ, который регулирует порядок предоставления и исполнения государственных и муниципальных услуг.
Административные регламенты служат основой для оптимизации государственных и муниципальных услуг и перевода их в электронный вид.
К концу 2010 года утверждено 437 административных регламентов предоставления услуг федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 6500 и 4000 административных регламентов соответственно. [7][44]
В рамках направления, касающегося предоставления информации о государственных услугах и государственных услугах, оказываемых в электронной форме, созданы следующие ключевые элементы центральной инфраструктуры электронного правительства: [9][45]
- программно-технический комплекс, обеспечивающий получение государственных услуг в электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа;
- федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг ";
- информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия электронного правительства;
- федеральная государственная информационная система "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг ";
- информационная система удостоверяющих центров единого пространства доверия электронного правительства.
Если зарегистрироваться на едином портале, то имеется возможность отправлять в электронной виде заявления на получение более 70 государственных услуг, предоставляемых 16 федеральными органами исполнительной власти. [7][46]
Произведено обеспечение наполнения официальных сайтов информацией о порядке предоставления государственных услуг органами государственной власти. [8][47]
По состоянию на декабрь 2010 года на едином портале была размещена информация о 594 государственных услугах, предоставляемых 59 федеральными органами исполнительной власти. Единый портал предоставляет возможность подавать заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства указанных услуг обеспечена возможность подачи документов в электронной форме. [7][48]
Существенно облегчают получение государственных услуг официальные сайты федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет предоставляющие различные вебсервисы. [9][49]
Одним из важных этапов в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивая тем самым реализацию конституционного права граждан свободно искать и получать информацию. [8][50]
Кроме этого, был принят Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", создается единая межведомственная информационно-статистическая система, создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота, а в целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг в электронном виде - создана единая система межведомственного электронного взаимодействия. Однако модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов и иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам. [7][51]
В рамках направления, касающегося организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) к концу 2010 года начали функционировать 166 многофункциональных центров в 48 субъектах Российской Федерации (в каждом многофункциональном центре предоставляется от 100 до 200 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг). [8][52]
Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и т.д.
Результаты проведенного мониторинга создания многофункциональных центров показали, что почти 95 процентов посетителей высоко оценивают их работу. [9][53]
В рамках направления, которые касаются оптимизации функций органов исполнительной власти, проведена инвентаризация состава государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному анализу, существует более 830 таких услуг на федеральном уровне. Это услуги, которые получаются по запросу (справка, лицензия, разрешение). В федеральном законодательстве определено около 125 типовых региональных и 70 типовых муниципальных услуг. [7][54]
Данные о государственных услугах, размещенные в федеральном реестре, позволяют оценить прогресс в разработке административных регламентов на всех уровнях власти, унифицировать наименования и описания аналогичных услуг в различных субъектах Российской Федерации. [8][55]
Достигнуты значительные результаты по сокращению лицензируемых видов деятельности. В Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен порядок определения полномочий по лицензированию, которые осуществляют как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также положения, направленные на упрощение процедур получения и переоформления лицензии и на обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов. [9][56]
Таким образом, борьба с административными барьерами является одним из важнейших аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы в области защиты прав предпринимателей. Очень жаль, что на практике далеко не все мероприятия по снижению административных барьеров достигают поставленных целей.
3. Административные барьеры в строительстве
Для анализа величины административных барьеров в строительстве мною был проведен мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве в 45 городах России за 2015 год. Изучение количества процедур, стоимости и сроков их прохождения при реализации проекта по строительству многоквартирного жилого дома, позволило мне сделать обобщающий вывод о высоком уровне административных барьеров в жилищном строительстве.
Значительное количество барьеров при реализации проекта по строительству многоквартирного жилого дома связано с процедурами по обеспечению объекта капитального строительства инженерно-технической инфраструктурой (тепловые, электрические, газораспределительные сети и сети водоотведения и водоснабжения). По видам инженерно-технической инфраструктуры соответствующие средние показатели, характеризующие все процедуры, связанные с обеспечением многоквартирного дома такой инфраструктурой, составляют земельные участки. [10][57]
Первый - получение земельного участка на аукционе.
Второй - наличие у застройщика земельного участка по иным основаниям.
В общей объеме стоимости расходы на подключение и присоединение к сетям инженерной инфраструктуры составляют 85%.
Если земельный участок получен по иным основаниям и существует необходимость изменение вида разрешенного использования земельного участка, то застройщику проходится пройти 107 процедур и затратить 1 059 дней.
В среднем на этапе строительства застройщик проходит 14 процедур для получения разрешения на строительство, 11 проверок органами строительного и государственного надзора, 15 процедур для получения положительного заключения этих органов.
На этапе ввода объекта строительства в эксплуатацию из 37 процедур 32 процедуры связаны с заключением договора о снабжении ресурсам и подтверждением технической готовности систем коммунального обслуживания дома к вводу в эксплуатацию.
На этапе градостроительной и землеустроительной подготовки, при условии, если земельный участок получен на аукционе, нужно в среднем пройти 9 процедур.
Если земельный участок получен по другим основаниям, то нужно менять вид разрешенного использования и проходить уже 17 процедур.
В случае приобретения земельного участка на аукционе был получен результат, показывающий значительный разброс по количеству процедур, которые связанны с получением градостроительного плана земельного участка и составляющий от 1 до 11 - 15 процедур. Этот разброс в процедурах можно объяснить различными характеристиками земельных участков, выставленных на аукционе.
При рассмотрении средних сроков, которые затрачивает застройщик на различных этапах реализации проекта по строительству многоквартирного жилого дома, особенно выделяются этапы проектирования и строительства. Эти этапы в среднем по продолжительности составляют от 266 и 299 дней.