Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Административные барьеры в российском бизнесе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На этапе проектирования основное время, примерно 85%, занимают процедуры, которые связанные с прохождением государственной экспертизы проектной документации и со сбором исходных данных для проектирования и выполнения инженерных изысканий. [10][58]

На этапе строительства основные процедуры большей частью связаны с получением разрешений на строительство и других необходимых документов для начала строительных работ, практически 60% от всего срока.

При анализе затрат застройщика выяснилось, что 85% всех затрат происходит на этапе проектирования. Затраты составляют почти 25 млн. руб., из них значительная часть 97% составляют затраты на получение разрешений и подключение к сетям инженерно-техническим сетям. Так же на этапе проектирования расходуется в среднем 850 тысяч рублей на стоимость процедур, связанных с неоправданно дорогой государственной экспертизой.

При процедуре, связанной с обеспечением проекта инженерно-технической инфраструктурой, застройщику в среднем нужно преодолеть 61 процедуру, затратить 25 миллионов рублей и 266 календарных дней. Нужно учитывать, что присоединение к инженерно-технической инфраструктуре по разным городам значительно различается. Причем разброс цен очень большой - от 5 миллионов рублей до 60 миллионов рублей. Если проанализировать процедуры в сетях инженерно-технического обеспечения, то можно сделать вывод, что присоединение к газораспределительным сетям имеет самое большое количество процедур, в среднем 17, которые длятся около 269 дней, но правда имеют самые низкие затраты. Наибольшие затраты, примерно 20 миллионов рублей, составляет присоединение к сетям водоотведения и водоснабжения. [10][59]

Так же при исследовании административных барьеров в различных городах, выявлен неожиданный результат - значительное расхождение в составе административных процедур. Общее количество всех возможных процедур в среднем составляет около 190. Только треть из этих процедур можно отнести к распространенным процедурам, существующим во всех исследуемых городах. К ним относятся процедуры, регламентированные федеральным законодательством.

Редко, либо крайне редко распространенные административные барьеры составляют 50% из всех встречающихся процедур. Редкие процедуры используются менее чем 50% городах, а крайне редкие - менее чем в 20% городах. К крайне редким процедурам относятся, не предусмотренные федеральным законодательством процедуры такие, как получение чертежа градостроительного плана участка и другие.


Что бы провести сравнение административных барьеров в различных городах я использовал метод построения "нормативного города". При этом методе используются только процедуры, предусмотренные федеральным законодательством. [10][60]

В так называемом "нормативном городе" насчитывается 47, а в исследованных мной городах их количество составляет 98. В "нормативном городе" прохождение процедур занимает 366 дней, а в исследуемых городах достигает 946. Следовательно, различие между городами в составе и количестве административных барьеров характеризуется различиями в региональном законодательстве.

Если анализировать различия между средними показателями «нормативного города" и рассматриваемых городов по количеству процедур, то можно выделить, что основное различие находится на этапе проектирования и строительства.

Я думаю, что в строительстве это связано с огромным количеством проверок органами государственного строительного надзора, не предусмотренными федеральным законодательством. В проектировании это связано с дополнительными согласованиями проектной документации на стадии проектно изыскательских исследований.

Различия по срокам прохождения процедур, происходят из-за длительности дополнительных процедур, возникающих на местном и региональном уровне, что приводит к значительным различиям в сроках прохождения процедур в исследованных мной городах.

Подводя итог, делаем вывод, что в жилищном строительстве в настоящее время сложились крайне высокие административные барьеры.

На уровне Федерального законодательства можно регулировать и совершенствовать всего лишь 30% административных барьеров, так как все остальные существуют на местном и региональном уровнях, следовательно, основной источник снижения излишних административных барьеров сегодня находится на региональном и местном уровне.

Для разрушения административных барьеров в строительстве государство поручило специалистам разработать несколько регламентов, четко регламентирующих некоторые этапы строительства: регламент подключения к сетям водоотведения и водоснабжения; регламент по подключению к сетям теплоснабжения; регламент по передаче сетей, построенных строителями, в муниципальную собственность.

Главное в этих регламентах - последняя блок-схема, которая устанавливает конкретные сроки выполнения. [10][61]

Считаю, что подписание регламентов окажет плодотворное влияние на строительную отрасль в целом. Эта помощь со стороны государства поможет строительным компаниям экономить средства на подключении к теплым, водным и энергосетям, сократит сроки ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, приведет к снижению количества проблемных застройщиков, увеличит количество потребителей строительных услуг, что экономически выгодно для строительных предприятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе я рассмотрел основные административные барьеры, встречающиеся на пути предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности на российском рынке.

В первой главе исследована сущность и понятие административных барьеров. Выявлены причины их возникновения и последствия. Определено, что не существует законодательной формулировки понятия «административных барьеров», однако по существу административные барьеры представляют собой чинимые органами власти препятствия, которые, выражаются, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Причины возникновения административных барьеров в несогласованности и непоследовательность реформ в Российской Федерации, нестабильности законодательства, некачественной деятельности исполнительных органов власти по исполнению законов.

Последствиями существования административных барьеров является уход предпринимателей в «теневую экономику», с целью снижения издержек и бюрократических преград. В результате снижаются поступления в бюджет государства.

Во второй главе рассмотрены основные административные барьеры, с которыми встречаются предприниматели при входе на рынок - это регистрация и лицензирование.

Изучены основные мероприятия, осуществляемые властями Российской Федерации по снижения и устранению административных барьеров, целью которых является повышение уровня и конкурентоспособности экономики и развитие предпринимательства в стране.

В третьей главе изучены административные барьеры, встречающиеся на каждом этапе строительства жилого дома. На основании проведенного исследования процедур, стоимости и сроков их прохождения при реализации проекта сделан общий вывод о высоком уровне административных барьеров в жилищном строительстве, что приводит к «долгостроям» и проблемам обманутых вкладчиков,

Для разрушения административных барьеров в строительстве разрабатываются специальные регламенты, четко регламентирующих этапы строительства с указанием конкретные сроков выполнения, что должно привести к сокращению сроков прохождения процедур и снижению административных барьеров.

На основании исследований проведенных в настоящей курсовой работе можно сделать вывод о существовании высоких административных барьеров на всех уровнях власти в Российской Федерации, что тормозит развитие экономики и предпринимательства в стране.


Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности приведет к позитивному макроэкономическому эффекту, так как:

Во-первых, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей от завышения розничных цен продавцами вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с затратами на преодоление административных барьеров.

Во-вторых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для потребителя.

В-третьих, административные барьеры ведут к уходу предпринимателей в теневую экономику, в результате чего бюджет страны теряет доходы в виде налогов.

Снижение административных барьеров это один из основных лозунгов административной реформы в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". URL: http://consultant.ru // (Дата обращения: 05.08.2016).

2. Федеральный закон от 04.03.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".URL: http://consultant.ru // (Дата обращения: 05.08.2016).

3. Знакомьтесь, административные барьеры, или государственное регулирование по - русски / Жилин А.Б., Плаксин С.М., Минченко О.С., Кнутов А.В., Чаплинский А.В. – М.: Новое издательство, 2014. – 88 - 100с.

4. Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юстицинформ, 2014. –27 с.

5. Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики // Законодательство и экономика. –2014. –№2. – С.25-27.

6. Заболотских Е.М, Попова С.П. Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления//Актуальные вопросы российского права. – 2014 –№8. – С.17-19.

7. Крючкова П.В. Снятие административных барьеров в экономики // Вопросы экономики. –2013–№11. – С.65-77.

8. Набиуллина Э.С. Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах. URL: http://www.economy.gov.ru/ (Дата обращения: 07.07.2016).

9. Набиуллина Э.С. "Снижение административных барьеров как фактор экономического роста": URL: http://www.economy.gov.ru/ (Дата обращения: 07.07.2016).

10. Маилян Л.Р. Административные барьеры в строительстве и предложения по их преодолению//журнал «Вестник РСС» – 2013 –№8 – С.7-9


ПРИЛОЖЕНИЯ

к курсовой работе

«Административные барьеры входа на российских рынках»

Рисунок 1

Понятие административных барьеров

Административные барьеры это установленные решениями законодательных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности

Административные барьеры инструмент для реализации институциональной коррупции

Действия (бездействие) должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности

Препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у предпринимателей, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти

Затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов

Легитимного понятия "административный барьер" не существует

Источник: Знакомьтесь, административные барьеры, или государственное регулирование по - русски / Жилин А.Б., Плаксин С.М., Минченко О.С., Кнутов А.В., Чаплинский А.В. – М.: Новое издательство, 2014.

Рисунок 2

Методы борьбы с административными барьерами

Введение формальных ограничений на нормотворчество

Формирование альтернативных (конкурентных институтов)

Повышение издержек создания и функционирования административных барьеров:

- Формализация критериев введения исключительности норм;

- Структуры для реализации антипроектов;

-Введение ответственности чиновников за нанесенный ущерб.

Снижение доходности административных барьеров:

- ликвидация возможности получения исключительного права;

- использование антимонопольного законодательства.