Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Административные барьеры в российском бизнесе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административные барьеры в российском бизнесе
1.1 Понятие и способы появления
1.2 Виды и классификация административных барьеров
1.3 Причины и последствия административных барьеров
2. Законодательная борьба государства с административными барьерами
2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Меры по устранению административных барьеров
3. Административные барьеры в строительстве
Введение
Выбор темы курсовой работы «Административные барьеры входа на Российских рынках» обусловлен тем, что именно с наибольшим количеством административные барьеров входа на Российский рынок сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Обычной реакцией предпринимателей на непроходимые административные барьеры входа является уход с рынка в теневую экономику в целях снижения транзакционных издержек и «бюрократических» рисков, что препятствуют развитию предпринимательства и в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики.
Административные барьеры отрицательно сказываются на формировании рыночных отношений в масштабах страны:
- усиливается регионализация местных рынков и укрепляется локальный монополизм товаропроизводителей;
- ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляется свобода экономической деятельности;
- возникают препятствия для межрегионального перетока товаров, услуг, финансовых средств;
- снижаются общие объемы производства при росте цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции;
- усложняются начальные условия для создания новых предпринимательских структур.
Снижение административных барьеров (в том числе барьеров входа на рынок) является один из первых лозунгов российской административной реформы.
Борьба с административными барьерами является одной из важнейших задач по совершенствованию и развитию правовой базы. Однако это достаточно специфичная область деятельности, затрагивающая интересы коррумпированных чиновников, следовательно, трудно решаемая и заслуживающая отдельного рассмотрения.
Именно поэтому представляется актуальным рассмотрение именно административных барьеров, так как они являются основным тормозом в развитии предпринимательской деятельности и экономики страны.
Целью моей работы является:
- изучить вопросы, касающиеся понятия, причин возникновения, значения и последствий существования административных барьеров входа на рынок для экономики страны.
- рассмотреть методы борьбы и пути снижения административных барьеров.
Для достижения целей в процессе исследования необходимо решить следующие задачи курсовой:
· рассмотрение понятия и способов появления административных барьеров;
· рассмотрение видов и классификации административных барьеров;
- изучение причин и последствий административных барьеров;
- анализ законодательной поддержки административных барьеров.
Методологической основой исследований, проведенных в работе, является обзор учебной, научной и методической литературы, а также законодательные и нормативные документы по теме.
В качестве основных источников мною были выбраны самые надежные, которыми являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"; Федеральный закон № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.
Так же в курсовой работе использованы тезисы из выступлений и докладов Министра экономического развития Российской Федерации Набиуллиной Э.С., работы Крючковой П.В., которая сформулировала наиболее точное определение административных барьеров. Использованы статьи и работы Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В., Жилина А.Б., Плаксина С.М. и других известных авторитетных авторов в области исследования административных барьеров и путей их преодоления.
Объектом исследования в данной работе является строительная отрасль Российской Федерации.
Предметом исследования: административные барьеры входа на строительный рынок.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении раскрыта причина актуальности и выбора темы курсовой работы.
Первая глава раскрывает понятие, сущность, виды административных барьеров, способы и причины их возникновения, а также последствия существования административных барьеров для предпринимательской деятельности и экономики страны.
Во второй главе исследована поддержка административных барьеров на законодательном уровне и меры предпринимаемые государством по их устранению.
Третья глава посвящена изучению самых высоких административных барьеров на российском рынке - административных барьеров в строительной отрасли. Проведен анализ административных барьеров на рынке жилищного строительства. Так же рассмотрены государственные мероприятия по устранению административных барьеров в строительном бизнесе.
В заключение сделаны основные выводы по теме исследования.
1. Административные барьеры в российском бизнесе
1.1 Понятие и способы появления
В российской действительности развитие бизнеса тормозится избыточным регулированием со стороны органов власти всех уровней. В результате возникают специфические препятствия, мешающие развитию бизнеса, которые и образуют административные барьеры.
Легитимного понятия "административный барьер" не существует. [6][1]
В юридической литературе под административными барьерами понимаются действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, злоупотребление и превышение своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности. [5][2]
Ресурсный центр малого предпринимательства административные барьеры определяет как препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у предпринимателей, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти. [3][3]
Многие исследователи считают, что административные барьеры - это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов.
Наиболее точное определение административных барьеров формулирует П.В. Крючкова. Административные барьеры - это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода». [6][4]
В узком понимании административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством. [5][5]
Выделяются два способа появления административного барьера:
- как результат ошибочного решения государственных органов или пережиток прошлого;
- как отражение личных интересов отдельных политически влиятельных субъектов или групп. [3][6]
На мой взгляд, под понятием «административные барьер» следует понимать противоправные проступки, подпадающие под административный или уголовный кодекс, так как их совершают люди, наделенными государственной властью. Представители власти не только нарушают права предпринимателя, подрывая веру в законность и справедливость, но и подрывают экономические основы государства.
1.2 Виды и классификация административных барьеров
На различных уровнях административного управления устанавливаются правила и нормы, ограничивающие конкуренцию на рынке – административные барьеры.
Административные барьеры классифицируются на следующие виды:
- ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных законом;
- установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
принятие правовых актов с превышением полномочий. [3][7]
По этапам предпринимательской деятельности административные барьеры делятся:
- барьеры при входе предпринимателей на рынки: регистрация лицензирование, разрешения, различные согласования проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, заключение контрактов на государственные (муниципальные) закупки;
- барьеры, связанные с допуском товаров на рынки: сертификация, паспортизация, маркирование;
- барьеры, связанные с проведением государственного контроля, делопроизводство, многочисленные формы отчетности, их сложность и частая периодичность заполнения, отсутствие прозрачности процедур. [6][8]
Самое большое количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. [5][9]
По субъектам, осуществляющим регулятивное воздействие административные барьеры можно разделить на барьеры, связанные с деятельностью: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов; органов местного самоуправления. [5][10]
Типичными административными барьерами являются:
Разрешения на работу и трудоустройство; миграционные визы; регистрационные процедуры, включающие регистрацию компании и налогоплательщиков; прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, в том числе прав аренды и т.д.; государственные и муниципальные лицензии на ведение бизнеса; право на получение земельных участков, прав землепользования, права на долгосрочную аренду земли; регистрация; разрешения строительные работы и строительство; разрешения и согласования в вопросах охраны окружающей среды; коммунальные услуги по канализации, водоснабжению, телефонной связи, электроснабжению и других публичных услуг, в том числе право пользования местными или частными дорогами, газоснабжением, отоплением; налоговая отчетность и контроль за уплатой налогов; процедуры валютного обмена, импортно-экспортные процедуры; процедуры трудоустройства; сертификация (стандартизация) продукции; ключевые государственные инспекции (пожарные, санитарные, природоохранные и т.д.). [6][11]
Можно сделать вывод, что предпринимателям на российском рынке нужно преодолеть огромное количество и разнообразие административных барьеров чинимых представителями власти на всех уровнях.
1.3 Причины и последствия административных барьеров
Причинами возникновения административных барьеров являются:
1. Несогласованность и непоследовательность реформ в Российской Федерации. Реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, но не подвергаются анализу, прогнозу, моделированию и не контролируется их практическая реализация. [6][12]
2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, которые регулируют сферу предпринимательской деятельности. Огромное количество разрабатываемых нормативных правовых актов, слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности. [5][13]
3. Некачественная и малоэффективная деятельность исполнительных органов власти по исполнению законодательства, что связано с неверным толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением должностных полномочий, не исполнением возложенных на органы государственной власти полномочий, затягиванием сроков осуществления процедур, с которыми связана реализация прав предпринимателей. [3][14]