Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
1.2 Особенности реструктуризации небанковских финансовых институтов
1.2.1 Экономические предпосылки и пути реструктуризации системы пенсионных фондов
1.2.2 Реструктуризация страховых компаний
ГЛАВА 2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Необходимость реструктуризации банковской системы
2.2 Проблемы банковской системы
2.3 Методология реструктуризации
2.4 Агентство по реструктуризации кредитных организаций
3.1 Центральный Банк Российской Федерации исторический обзор
ВВЕДЕНИЕ
За рубежом понятие «реструктуризация» давно превратилось в образ жизнедеятельности компаний, в постоянный процесс, без которого невозможно удержаться на рынке. В условиях рыночной экономики неизбежно возникают кризисные ситуации как для финансовой системы в целом, так и для отдельных подразделений финансовых институтов.
Понятие финансовый институт является достаточно широким и всеобъемлющим. К ним относятся целевые бюджетные и внебюджетные фонды, согласно ст. 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает: (Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и другие, в том числе банки и банковская деятельность, также страховые компании и агентства по реструктуризации кредитных организаций, и подобные организации международного значения.
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений, на прямую зависящих от деятельности финансовых институтов. Где основой является грамотный, эффективный и рациональный подход к работе данных институтов, что в свою очередь предопределяет возможность реструктуризировать свою деятельность. Именно в этом ключевом моменте заключается актуальность выбранной темы, т.к. развитие, преобразование т.е. реструктуризация деятельности финансовых учреждений обусловлена изменениями внешней и внутренней среды окружающей данные организации.
В процессе кредитно-денежных отношений на разных уровнях, начиная с финансового предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и функционируют финансовые институты. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует деятельность финансовых институтов.
Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.
Основными источниками при написании курсовой работы послужили материалы Большой Российской энциклопедии, нормативные и иные правовые акты РФ, научные исследования и разработки ведущих специалистов в этой области, таких как Кидуэлл Д.С., Бабич А.М., Павлова Л.Н., Дробозина Л.А. и других, материалы официальных интернет сайтов отечественных и международных организаций, также статьи и публикации периодических изданий.
Целью данной работы является рассмотрение методов и методик проведения реструктуризации финансовых институтов Российской Федерации и анализ мирового опыта в данном виде деятельности.
В свою очередь вышеуказанная цель предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- изучить мировой опыт реструктуризации финансовых институтов; структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов;
- определить и рассмотреть основные этапы, направления реструктуризации банковской системы;
- раскрыть особенности реструктуризации не банковских финансовых институтов;
- рассмотреть существующую методику реструктуризации финансовых институтов на примере реально функционирующей организации.
Объектом исследования данной работы являются пути реструктуризации финансовых институтов, в частности направления по реструктуризации Центрального Банка РФ.
Предметом исследования в свою очередь является процесс реструктуризации финансовых институтов.
Структуру курсовой работы составляет: введение, первая и вторая главы, где рассмотрены теоретические аспекты выбранной темы и третья глава с раскрытием практической значимости имеющегося вопроса и далее следует заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ, КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Мировой опыт реструктуризации финансовых институтов
Проблемы укрепления международной финансовой системы (МФС) [1]стали широко обсуждаться после мексиканского кризиса конца 1994 г. Ежегодный саммит лидеров стран группы G-7, проведенный в 1995 г. в Галифаксе, послужил стимулом для развития исследований по ряду направлений. Среди них важная роль отводилась изучению способов организованного разрешения финансовых кризисов. Из представителей центральных банков и министерств финансов стран G-10 (G-7 + Бельгия, Голландия, Швеция и Швейцария) была сформирована рабочая группа, которая к маю 1996 г. подготовила соответствующий доклад (Rey Report). В нем было отмечено, что ни страны-заемщики, ни кредиторы не смогут избежать негативных последствий кризиса. Доклад призывал к совершенствованию рыночно ориентированных процедур разрешения долговых проблем государства и частного сектора, находящихся в условиях кризиса. Было предложено внести определенные изменения в договоры купли-продажи облигаций (bond contracts) для обеспечения взаимодействия и сотрудничества владельцев облигаций в период реструктуризации условий их выпуска эмитентом (государством или частными корпорациями), испытывающим финансовые трудности. В докладе была высказана идея расширения возможностей МВФ по применению политики "кредитования в условиях задолженности" (lending into arrears). Начавшийся процесс укрепления финансовой системы и реструктуризации финансовых институтов проявился в следующих аспектах:[2]
- развитие международных стандартов публичного раскрытия
экономической информации (Special Data Dissemination Standard);
- создание международных стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision);
- расширение финансовых возможностей МВФ в рамках the New Arrangement to Borrow (NAB) ;
- создание в МВФ нового механизма кредитования, the Supplemental Reserve Facility (SRF), призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов. Условия предоставления средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный) возврат при снижении возможных конфликтов интересов.
Тема реструктуризации международных финансовых институтов широко обсуждалась в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Характерные точки зрения отражены в докладе Исполнительного комитета ООН по экономическим и социальным вопросам "К новой международной финансовой архитектуре" от 21.01.99 г. В настоящий момент анализ различных подходов к реформе МФИ затруднен из-за отсутствия целостных программ, которые бы содержали предложения по построению единой архитектуры мировой системы институтов. Учитывая это, целесообразно классифицировать основные наметившиеся направления предполагаемой реформы.
Основными причинами реформирования мировых финансовых институтов являются:[3]
- Глобализация мировой экономики, способствовавшая возникновению нового класса международных инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию в странах, где осуществляются инвестиции .
- Резкое несоответствие между высоким уровнем развития международного финансового рынка и отсутствием надлежащей институциональной
структуры его регулирования.
- Возросшие опасения углубления мирового спада, грозящие серьезными последствиями в случае неадекватного регулирования деятельности международных финансовых институтов.
- Увеличение численности офшорных финансовых центров, снижающих эффективность государственного регулирования финансовых институтов развивающихся стран.
- Ограниченные возможности международных институтов в оказании финансовой поддержки развивающимся странам по сравнению с размерами потока частного капитала. Неспособность международных организаций противостоять повторяющимся кризисам и ограничивать сферу их распространения. Неэффективная процедура предоставления средств международными институтами в условиях быстро развивающегося кризиса.
- Углубление конфликтов интересов (moral hazard), возникающих в результате воплощения программ финансирования МВФ и других международных институтов, и негативно влияющих на поведение частных инвесторов и заемщиков в ходе финансовых кризисов.
- Резкое увеличение количества инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, особенно на рынке долговых обязательств, затрудняющее взаимодействие инвесторов в ходе преодоления кризисов. Масштабы и диверсифицированность инвестиционных вложений в странах с развивающимися рынками, обусловившие ускорение распространения кризисов. Массовое развитие операций, в том числе спекулятивных, с производными ценными бумагами (деривативами), отражаемых на внебалансовых счетах и затрудняющих оценку принимаемых финансовыми институтами рисков.
Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов
- укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;[4]
- определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
- создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
- стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.
Экономическая политика
- определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
- повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
- поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
- расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.
Деятельность международных финансовых институтов[5]
- реформирование системы международного финансирования;
- улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
- усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-
участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;
- повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.
Основными направлениями и возможными мерами применяемыми при реструктуризации деятельности финансовых институтов мирового уровня являются:
Реструктуризация финансовых рынков и инвестиционных институтов, которая заключается в следующем
- способствовать развитию ликвидных финансовых рынков, особенно фондового рынка, основанных на сильном пруденциальном надзоре за деятельностью банков и других финансовых институтов с применением Базельских принципов эффективности банковского надзора и стандартов регулирования деятельности на фондовом рынке, отраженных в докладе IOSCO "Цели и принципы регулирования деятельности на фондовом рынке". Совершенствовать принципы корпоративного управления для дальнейшего развития рыночных механизмов инвестирования;
- разработать международные стандарты прозрачности в области денежной политики, бухгалтерского учета и раскрытия информации частными финансовыми институтами. Повысить требования раскрытия информации по позициям инвестиционных банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов;
- ввести ограничения на кредитование банками связанных организаций, которое, как правило, проводится без должной оценки и мониторинга кредитоспособности заемщика и в условиях кризиса приводит к резкому росту объемов просроченной задолженности;
- разработать и внедрить эффективный механизм страхования банковских депозитов, банкротства, реструктуризации финансовых институтов и решения долговых проблем организаций, испытывающих финансовые затруднения. Содействовать укреплению внутренних систем контроля и управления рисками в деятельности банков и других финансовых посредников.
Реструктуризация и совершенствование деятельности международных финансовых институтов
- создать в рамках МВФ нового механизма кредитования стран, пострадавших в результате эффекта распространения кризиса (contagion), который позволял бы единовременно получать значительный объем средств и допускал их использование до истощения национальных валютных резервов ;
- обеспечить участие международных институтов в решении проблем долговых кризисов и организации процессов реструктуризации задолженности;
- повысить прозрачность в деятельности международных финансовых институтов, в частности, через принятие положений о раскрытии информации, публикацию программных документов, рабочих материалов МВФ, получаемых в результате традиционных ежегодных визитов представителей фонда в страны-участницы, заявлений по результатам обсуждения Исполнительным советом МВФ докладов об экономических условиях стран-участниц, ретроспективного анализа принимаемых программ;
- укрепить и способствовать дальнейшему развитию деятельности Временного комитета (Interim Committee) МВФ и Комитета развития (Development Committee) Всемирного банка;[6]
- содействовать развитию региональных международных организаций и
усилить их роль в разрешении кризисов и финансировании экономического снктора;
- развития, в том числе, с использованием финансовой поддержки со стороны МВФ;
- укрепить контроль за выполнением отдельными странами принимаемых
международных стандартов, в том числе с использованием возможностей МВФ;
- улучшить координацию и сотрудничество среди международных организаций и контролирующих органов в направлении расширения технической поддержки и обучения служащих органов государственного регулирования.
Создание новых международных структур
- создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;
- создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.[7]