Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций
1.1. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2. Общие требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.1. Учетная политика некоммерческих организаций
3. Бухгалтерский учет отдельных видов имущества и обязательств некоммерческих организаций
3.2. Учет средств целевого финансирования
Под реорганизацией некоммерческих организаций понимается их слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слиянием организаций признается возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением последних. Организации, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния. При слиянии организаций все права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом.
Присоединением организации признается прекращение одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, где определяют порядок и условия присоединения.
Разделением организации признается прекращение организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым организациям в соответствии с разделительным балансом.
Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.[6]
Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.51 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В этой же статье ГК РФ определены основания, по которым организация может быть ликвидирована.
Любое юридическое лицо (в том числе и некоммерческая организация) может быть ликвидировано по следующим основаниям:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи:
с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
с достижением цели, ради которой оно создано;
с признанием судом регистрации юридического лица недействительной вследствие допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Статьей 61 ГК РФ специально оговорено, что общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.
Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.[7]
Согласно Закону о некоммерческих организациях решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
Согласно ст.64 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемой организации удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, регулируется ст.20 Закона о некоммерческих организациях.
Такое имущество может быть использовано на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация или на благотворительные цели.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.[8]
1.2. Нормативные документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Основным документом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в некоммерческих организациях является Федеральный закон № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.11.2011г. При ведении бухгалтерского учета некоммерческим организациям также следует руководствоваться следующими нормативными и законодательными актами:
1. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н, в редакции Приказов Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.
2. Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета отдельных объектов и операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
- ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» - указаны вопросы, которые в обязательном порядке должны быть раскрыты в учетной политике организации независимо от ее организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации;
- ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» - применяется некоммерческими организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте.
- ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчётность организации» - определены содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности.
- ПБУ 5/2001 «Учёт материально-производственных запасов» - устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности;
- ПБУ 6/2001 «Учёт основных средств» - особенности учета объектов основных средств в некоммерческих организациях сводятся к учету износа таких объектов;
- ПБУ 9/1999 «Доходы организации» - регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов;
- ПБУ 10/1999 «Расходы организации» - приведены определение расходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 применяются некоммерческими организациями, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Организации, которые подобной деятельностью не заняты, ведут учет доходов и расходов в соответствии со сметой доходов и расходов, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке.
- ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи» - устанавливает порядок признания полученных сумм суммами государственной помощи, а также определяет схему бухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств.
- ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов» - установлен перечень способов начисления амортизации нематериальных активов.[9]
3. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000. № 94н.
4. Приказом Минфина РФ от 20.07.2010г № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», с изменениями внесенными Приказами Минфина РФ от 05.10.2011г. № 124н, от 17.08.2012г. № 113н, от 04.12.2012г.№ 154н.
5. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г, в редакции Федеральных законов от 11.02.2013 № 8-ФЗ.
6. Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 от 11.08.1995г с изменениями от 23 декабря 2010 г.
7. Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 12 октября 2011 г. № 373-П.
8. Федеральным законом от 22.05.2003. № 54-ФЗ «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в ред. Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ.
9. Налоговым Кодексом РФ
10. Гражданским Кодексом РФ.[10]
2. Общие требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.1. Учетная политика некоммерческих организаций
Порядок соᶪставления учетной поᶪлитики организации установлен ПБУ 1/2008. Из него слᶪедует, что процесс состаᶪвления учетной поᶪлитики как внутреннего докᶪумента организации вклюᶪчает два этапа: формироᶪвание (выбор и обоснᶪование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.
Раскᶪрывать учетную полᶪитику обязаны тольᶪко те организации, которые публикуют свою бухгаᶪлтерскую отчетность полᶪностью или частично согласно законᶪодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К чисᶪлу таких организаций относятся, например, открᶪытые акционерные обᶪщества, публичность отчетности которых установлена закᶪонодательно. Некоммерческие организации, создаᶪнные в виде фондов, также обязаны обеспечить публичность своей отчетности.[11]