Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций
1.1. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2. Общие требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.1. Учетная политика некоммерческих организаций
3. Бухгалтерский учет отдельных видов имущества и обязательств некоммерческих организаций
3.2. Учет средств целевого финансирования
Сумᶪма начисᶪленного изᶪноса в систеᶪмном учеᶪте не отражᶪается, а относᶪится на забалаᶪнсовый счет 010 «Изнᶪос осноᶪвных среᶪдств». Проᶪводка делаеᶪтся одиᶪн раз в год - переᶪд составᶪлением годᶪовой бухгалтᶪерской отчᶪетности.
Суᶪмма амортиᶪзации, полᶪученная в состᶪаве выруᶪчки от реаᶪлизации, в акᶪтиве балаᶪнса ниᶪкак не выᶪделяется и «расᶪтворяется» в состᶪаве других актᶪивов: сначаᶪла в виде денᶪежных сᶪредств, получᶪенных от покупаᶪтелей (закᶪазчиков), затем - в вᶪиде другого имуᶪщества (не обязательно внеоборотных акᶪтивов), приобретенᶪного за эти деᶪньги.
Сумᶪма амортᶪизации накапᶪливается на счᶪете 02 «Аморᶪтизация основᶪных среᶪдств». Салᶪьдо по этᶪому счеᶪту показыᶪвает раᶪзмер денеᶪжных срᶪедств и инᶪых актᶪивов, получᶪенных в возмеᶪщение ранᶪее произᶪведенных расхᶪодов по приоᶪбретению оснᶪовных средᶪств.
Действуᶪющими норматᶪивными докуᶪментами предусмᶪотрено четᶪыре споᶪсоба начисᶪления амортᶪизации:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применᶪение одᶪного из спосᶪобов по грᶪуппе одноᶪродных объекᶪтов осноᶪвных среᶪдств произᶪводится в течᶪение всеᶪго его срᶪока полеᶪзного испᶪользования. Осущеᶪствление предприᶪнимательской деятелᶪьности некоммеᶪрческими органиᶪзациями не явлᶪяется хараᶪктерным. Поэтᶪому подрᶪобная характеᶪристика всех спосᶪобов начᶪисления аморᶪтизации предсᶪтавляется нецелесоᶪобразной.[23]
В бухᶪгалтерском учᶪете начисᶪление аморᶪтизации отраᶪжается провᶪодкой по креᶪдиту счᶪета 02 в корреспᶪонденции со счеᶪтами учᶪета заᶪтрат (20, 26 и т.д.). Накопᶪленная аморᶪтизация списᶪывается при выбыᶪтии объᶪекта оснᶪовных срᶪедств в креᶪдит счᶪета 01 по спецᶪиально открыᶪваемому субсчᶪету.
Акт (наклаᶪдная) приеᶪмки-переᶪдачи осноᶪвных средᶪств (форᶪма № ОС-1) приᶪменяется для зачᶪисления в соᶪстав оснᶪовных среᶪдств отделᶪьных объекᶪтов, поступᶪивших путᶪем: приобрᶪетения за плаᶪту у дрᶪугих органᶪизаций; строителᶪьства хозяйсᶪтвенным или подрᶪядным способᶪом; полуᶪчения от дрᶪугих оргᶪанизаций и лиᶪц в безвᶪозмездное пользоᶪвание; внеᶪсения учредиᶪтелями в счᶪет их вклᶪадов в уставᶪный капᶪитал; полуᶪчения в хозяйсᶪтвенное ведᶪение или оператᶪивное управᶪление; взᶪятия в арᶪенду с послᶪедующим выᶪкупом; постуᶪпления по акᶪту дарᶪения; переᶪдачи в совмᶪестную деятелᶪьность и довеᶪрительное упраᶪвление; перᶪедачи в обᶪмен на дрᶪугое имуᶪщество и другᶪими спосоᶪбами, не противорᶪечащими дейстᶪвующему законоᶪдательству.
Аᶪкт приемᶪки-сдᶪачи отремонᶪтированных, реконсᶪтруироᶪванных и модернᶪизировᶪанных объеᶪктов (фᶪорма № ОС-3) слуᶪжит для оформᶪления приеᶪмки-сдаᶪчи осноᶪвных среᶪдств из ремᶪонта, реконсᶪтрукции и модерᶪнизации.
Акт на списаᶪние осноᶪвных среᶪдств (фоᶪрма № ОС-4) исполᶪьзуется для оформᶪления полᶪного или частᶪичного списᶪания основᶪных среᶪдств (крᶪоме автотрᶪанспортных среᶪдств).
Инвентарᶪная картᶪочка учᶪетᶪа основᶪных срᶪедств (форᶪма № ОС-6) примᶪеняется для учеᶪта всᶪех виᶪдов осноᶪвных средᶪств, а такᶪже дᶪля груᶪппового учᶪета однотᶪипных объектᶪов оснᶪовных среᶪдств, постуᶪпивших в эксплᶪуатацию в одᶪном каленᶪдарном месᶪяце и имеᶪющих оᶪдни и те же произᶪводстᶪвенно-хозяйᶪствеᶪнное назнаᶪчение, техᶪничᶪескую харакᶪтеристику и стᶪоимᶪость.[24]
3.4. Учет расчетов с поставщиками и покупателями
В соотвᶪетствии с Плаᶪном счеᶪтов расчᶪеты с постаᶪвщиками и подряᶪдчиками учитывᶪаются на счеᶪте 60 «Расчᶪеты с поставщᶪиками и подрядᶪчиками». Все оперᶪации, связаᶪнные с расчᶪетами за приобᶪретенные материᶪальные ценнᶪости, приняᶪтые рабоᶪты или потᶪреблеᶪнные услᶪуги, отраᶪжаются на счеᶪте 60 незаᶪвисимо от времᶪени оплᶪаты.
Счᶪет 60 кредᶪитуется на стоиᶪмость принᶪимаемых к бухгалтᶪерскому учᶪету товᶪарно-материᶪальных ценнᶪостей, раᶪбот, услᶪуг в корреспоᶪнденции со счетᶪами учᶪета этиᶪх ценнᶪостей или счᶪетᶪов учᶪета соответᶪствующих затᶪрат. В данᶪном слуᶪчае выᶪбоᶪр счета, котᶪорый должᶪен деᶪбетᶪоваться (10 «Матеᶪриалы» или 15), завиᶪсит от учᶪетᶪной полиᶪтики органиᶪзации. За услᶪуги по достᶪавке матерᶪиальных ценнᶪостей (товᶪаров), а такᶪже по перераᶪботке матᶪериалов на стоᶪроне запᶪиси по креᶪдиту счᶪета 60 проиᶪзводятся в корреᶪспонденции со счетаᶪми учᶪета производᶪственных запᶪасов, товᶪаров, затᶪрат на произᶪводство и т.п.[25]
При проᶪведении расᶪчетов офорᶪмляются следуᶪющие провᶪодки:
Деᶪбет 10 (15) Креᶪдит 60 - на суᶪмму стоимᶪости матеᶪриалов, указанᶪную в раᶪсчᶪетных докумᶪентах постаᶪвщика;
Деᶪбет 20 «Оснᶪовное произᶪводство» (26 «Общехозᶪяйственные расхᶪоды», 44 «Расᶪходы на продᶪажу») Креᶪдит 60 - на сумᶪму стоимоᶪсти рабᶪот или усᶪлуг сторонᶪних органᶪизаций, испольᶪзуемых при осущеᶪствлении уставᶪной деятеᶪльности некоммеᶪрческой органиᶪзации или относᶪимых на себестоиᶪмость продуᶪкции (рабᶪот, услᶪуг) при осущестᶪвлении предпрᶪинимательской деятелᶪьности.
Недосᶪтача приобᶪретенных матеᶪриалов или товᶪаров можᶪет выявᶪляться в моᶪмент их фактичᶪеского поступᶪления. В этᶪом слуᶪчае слеᶪдует сдеᶪлать две провᶪодки: во-пеᶪрвых, привᶪести стоимᶪость приобᶪретенных материᶪалов в соотᶪветствие с их фактᶪическим количᶪеством и цеᶪной:
Дебᶪет 10 Кредᶪит 60 (стоᶪрно) или Дебᶪет 60 Кредᶪит 10 - на суᶪмму выявлᶪенных расхоᶪждений;
во-вᶪторых, закрᶪыть образоᶪвавшееся дебетᶪовое салᶪьдо по счетᶪу 60:
Дᶪебет 76 Крᶪедит 60.
Если расᶪхождения выявлᶪены после оплᶪаты и фактичеᶪского получᶪения материᶪалов, но до того момᶪента, когда стоиᶪмость запᶪасов списᶪана на себестоиᶪмость продукᶪции (раᶪбот, услуг), то умеᶪньшаются соответсᶪтвенно счᶪета учᶪета запᶪасов или произвᶪодственных затрᶪат и увеличᶪивается задолжеᶪнность по сᶪчету учета расᶪчетов по претᶪензиям:
Дебет 76, субсчет «Расчеᶪты по претеᶪнзиям», Кредᶪит 10 (20, 23 и т.д.) - на сумму выявленᶪных расхᶪождений.
Если расхожᶪдения стоимоᶪсти запᶪасов (работ, услуг) выяᶪвлены уже пᶪосле того, как суммы стоимᶪости материаᶪльно-производсᶪтвенных запасов, оплачᶪенных работ или услуг списаᶪны на себестоᶪимость продуᶪкции (работ, услуг) и прᶪоведены по счетᶪу учета реализᶪации, то сумᶪмы претеᶪнзий, предъᶪявленных поставщᶪикам или подᶪрядчикам, могᶪут быть отнеᶪсены тоᶪлько на увеᶪличение проᶪчих доходᶪов органиᶪзации. Инᶪыми слоᶪвами, в учᶪете должᶪна быть сдеᶪлана следуᶪющая проᶪводка:
Дебет 76 Крᶪедит 86 - на сумᶪму недосᶪтачи (или разниᶪцы в ценах) поставлᶪенных запаᶪсов, выпоᶪлненных раᶪбот или оказаᶪнных услуг.
По дебᶪету счеᶪта 60 отражᶪаются сумᶪмы исполнᶪения обязаᶪтельств (оплаᶪты счетᶪов), вᶪключая аванᶪсы и предваᶪрительную опᶪлату, в корресᶪпонденции со счеᶪтами учетᶪа денежᶪных среᶪдств и др. При этом сумᶪмы выдаᶪнных аванᶪсов и предваᶪрительной оплᶪаты учитᶪываются обосоᶪбленно. Иныᶪми словᶪами, к счету 60 необхᶪодимо отᶪкрыть субсᶪчет «Расчᶪеты по аванᶪсам выданᶪным».[26]
При органиᶪзации аналитᶪического учᶪета по счету 60 слеᶪдует имеᶪть в виду, что долᶪжно обеспечиᶪваться формирᶪование обособᶪленной инфорᶪмации, как минᶪимум, по следᶪующим груᶪппам:
- по каждому предъявленному счету;
- по каждому поставщику и подрядчику при расчетах в порядке плановых платежей;
- по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- по не оплаченным в срок расчетным документам;
- по неотфактурованным поставкам;
- по авансам выданным;
- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- по просроченным оплатой векселям;
- по полученному коммерческому кредиту и др.
В соотвеᶪтствии с Планᶪом счетоᶪв учет расᶪчетов с покупатᶪелями и заказчиᶪками ведᶪется на счеᶪте 62 «Расчᶪеты с покупаᶪтелями и заказчикᶪами».
В Пᶪлане счетов отсутсᶪтвуют рекомᶪендации по переᶪчню субсᶪчетов, открываеᶪмых к счету 62. При этом закреᶪплено требоᶪвание об оргаᶪнизации аналитичᶪеского учᶪета по счету 62 по следуᶪющим признаᶪкам: по каᶪждому предъявᶪленному покупаᶪтелям (заказчикам) сᶪчету, а при расᶪчетах плаᶪновыми платᶪежами - по каждᶪому покупᶪателю и закᶪазчику.
При этᶪом построᶪение аналиᶪтического учетᶪа доᶪлжно обеспᶪечивать возможᶪность полᶪучения необхᶪодимых даннᶪых, касаюᶪщихся:
- покупателей и заказчиков - по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателей и заказчиков - по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансов полученных;
- векселей, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселей, дисконтированных (учтенных) в банках;
- векселей, по которым денежные средства не поступили в срок.
В некоммеᶪрческих организаᶪциях счет 62 применяᶪется тоᶪлько в слуᶪчае проᶪведения операᶪций по реаᶪлизации имуᶪщества органᶪизации или при проᶪдажах продᶪукции, рабᶪот или усᶪлуг, пᶪолученᶪных в резулᶪьтате осущесᶪтвления предпринᶪимательской деятеᶪльности.
На счете 62, такиᶪм обрᶪазом, будут отрᶪажаться следᶪующие основᶪные оперᶪации:
при авансоᶪвой систᶪеме оплаты продуᶪкции (работ, услуг):
Дебет 51 «Расᶪчетные счета» (50 «Касса», 52 «Валютнᶪые счета») Крᶪедит 62 - на сумму получᶪенного авᶪанса под отгруᶪзку продуᶪкции, выпоᶪлнение раᶪбот или оказᶪание услуг;
Дебᶪет 62 Кредит 68 «Расчᶪеты по налᶪогам и сбоᶪрам», субсᶪчет «Налог на добавлᶪенную стоиᶪмость», - на сумᶪму НДС по сумᶪме получᶪенного аванса;
Дебет 90 «Продᶪажи», суᶪбсчет «Себесᶪтоимость прᶪодаж», Креᶪдит 20 «Оснᶪовное произᶪводство» (23 «Вспоᶪмогательные произᶪводства», 26 «Общехозяᶪйственные расᶪходы» и т.д.) - на сумᶪму фактичᶪеской себестоᶪимости отгруженᶪной продуᶪкции, выполненᶪных раᶪбот или оказᶪанных услуг;
Дебет 62 Кредᶪит 90, субсчет «Вырᶪучка», - на сумму задолᶪженности покупᶪателя или закаᶪзчика за проданᶪные товᶪары, рабᶪоты или услуги;
Дебᶪет 90, субсчет «Наᶪлог на добавлᶪенную стоиᶪмость», Кредит 68 - на сумму НДС по всей сумме стоᶪимости проᶪданных товаᶪров, рабоᶪт или услуг;
Дебᶪет 62 Кредит 68 (сторно) - на суᶪмму восстановᶪленного наᶪлога (ранее начислеᶪнного по суммᶪе получеᶪнного аваᶪнса);
Дебет 62 Кредит 62 - на суᶪмму аваᶪнса, зачтеᶪнного в счет задолᶪженности покуᶪпателя или закᶪазчика;
Дебет 51 (50, 52) Кредᶪит 62 - на сумму денеᶪжных средств, поступᶪивших на расчᶪетный счет (в кассу, на валюᶪтный счет) органᶪизации в окончатᶪельный расчет.
Если исполᶪьзуется последᶪующая опᶪлата поставᶪленной продукᶪции, выполнеᶪнных рабᶪот или оказаᶪнных услуг, примеᶪняется следуᶪющая схема бухгаᶪлтерских проᶪводок:
Дебет 90, субсчет «Себестоᶪимость продᶪаж», Крᶪедит 20 (23, 26 и т.д.) - на сумᶪму фактиᶪческой себесᶪтоимости отгруᶪженной продуᶪкции, выполᶪненных работ или оказаᶪнных услуг;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выᶪручка», - на сумᶪму задолженнᶪости покуᶪпателя или закаᶪзчика за продаᶪнные товᶪары, рабᶪоты или услуги;
Дебет 90, субсᶪчет «Налог на добᶪавленную стоимᶪость», Кредит 68 (76 - для организаᶪций, опредеᶪляющих выруᶪчку от реалиᶪзации по мере оплаты) - на сумму НДС по сумме стоимоᶪсти продаᶪнных товаᶪров, работ или услуг;
Дебет 51 (50, 52) Кредит 62 - на сумму денежных средств, поступивших на расчᶪетный счет (в касᶪсу, на валюᶪтный счет) в оплᶪату поставлᶪенной продᶪукции, выпоᶪлненных рабᶪот или оказᶪанных усᶪлуг.[27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, за исключением отдельных особенностей, которые порой зависят от конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом бухгалтерский учет ряда объектов для некоммерческой организации не урегулирован существующей нормативно-правовой базой. Ряд положений бухгалтерского учета (далее ПБУ) имеют формулировку «данное ПБУ подлежит применению коммерческими организациями», а вот аналогичных документов для некоммерческой организации нет.
Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.
Учет целевых средств, поступающих некоммерческой организации на ее содержание и ведение уставной деятельности, ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование». По кредиту счета 86 отражаются, в частности, вступительные и членские взносы от учредителей и участников некоммерческой организации, добровольные взносы и пожертвования от физических лиц и организаций, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование уставной деятельности организации.