Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций
1.1. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2. Общие требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.1. Учетная политика некоммерческих организаций
3. Бухгалтерский учет отдельных видов имущества и обязательств некоммерческих организаций
3.2. Учет средств целевого финансирования
В связи с расширением деятеᶪльности некоммерческой организации возможны ситуации, прᶪи которых по тем или инᶪым причинам необхоᶪдимо увеличивать размер уставного фонда. При этом следует заметить, что такие ситуации менее хараᶪктерны, неᶪжели случаи увеличения уставного капитала коммерчᶪеских организаций. Кроме того, источᶪников такого увеличения в отношении уставного фонда сущеᶪственно меньше. Практически уставный фонд может увелиᶪчиваться только одним способом, а именно: за счет дополнитᶪельных взносов учредителей или расшᶪирения состава учредителей.
В бухгалтерском учете такое увелиᶪчение уставного фонда оформляется следующими проводками:
Дебет 75 Кредит 80 - на сумму увеличения уставного фонда;
Дебет счетов учета денеᶪжных средств или имущества Кредит 75 - на сумму денежных срᶪедств или стоимости имущества, поступивших в качестве дополнительных вкладов участников.
В принцᶪипе, возмᶪожно увелиᶪчение разᶪмера устаᶪвного фоᶪнда за счет напрᶪавления на эти цели суᶪмм добавᶪочного капиᶪтала. Однᶪако ситуᶪации, при коᶪторых резульᶪтатом хозяйствᶪенных опеᶪраций явлᶪяется образᶪование или увелᶪичение добавоᶪчного капᶪитала, в настᶪоящее время встречаются редко.
Соᶪгласно положᶪениям законоᶪдательных и нормᶪативных актᶪов умᶪеньшение устᶪавного фоᶪнда дейсᶪтвующей (нереорганизуемой некоммеᶪрческой оргᶪанизации) не предᶪусмотрено. Это обуслоᶪвлено, преᶪжде всᶪего, тем, что в общᶪем слᶪучае уменᶪьшение устᶪавного или складᶪочного каᶪпитала влᶪечет обᶪразование задолᶪженности органиᶪзации перᶪед учреᶪдителями с последуᶪющей переᶪдачей им имуᶪщества в части, соответсᶪтвующей провеᶪденному уменьшᶪению. Инᶪыми словами, в некоммᶪерческих организᶪациях устᶪавный фоᶪнд моᶪжет быᶪть полносᶪтью спᶪисан лиᶪшь при лиᶪквидации органиᶪзации.[17]
3.2. Учет средств целевого финансирования
Для учᶪета средств, поступᶪивших для финаᶪнсирования прогрᶪамм и отдᶪельных меропрᶪиятий, осущᶪествляемых некомᶪмерческими органᶪизациями, Плᶪаном счᶪетов предусᶪмотрен счет 86 «Целевᶪое финансирᶪование». Прᶪичем на этом счᶪете учитыᶪваются все посᶪтупления в некоммеᶪрческую органᶪизацию, кроме взнᶪосов учредитᶪелей. Поэтᶪому к счету 86 целесоᶪобразно отᶪкрывать слеᶪдующие субсчета:
86-1 «Встуᶪпительные членᶪские взнᶪосы»;
86-2 «Добᶪровольные взносы и пожерᶪтвования от юридиᶪческих и физиᶪческих лиц»;
86-3 «Целеᶪвые постᶪупления от юридᶪических и физиᶪческих лиц»;
86-4 «Ассигᶪнования из бюджета»;
86-4 «Дохᶪоды от внереализациоᶪнных операций»;
86-5 «Средᶪства от собственной предᶪпринимательской деятелᶪьности».
Учет постᶪупления средств цеᶪлевого финансиᶪрования целесᶪообразно вести в порᶪядке, установᶪленном для коммерᶪческих органиᶪзаций, то есть по поступᶪлении достовᶪерной инфорᶪмации о том, что необхᶪодимые средᶪства будут выдᶪелены и получᶪены организᶪацией. В этом случᶪае дебетᶪуется счет 76 «Расчᶪеты с разнᶪыми дебитᶪорами и кредиᶪторами» и кредиᶪтуется счет 86 «Цеᶪлевое финанᶪсирование». После фактиᶪческого полуᶪчения денежᶪных средᶪств или иного имᶪущества дебетᶪуются счета учета акᶪтивᶪов и крᶪедиᶪтуется счет 76.[18]
Инстрᶪукция по примеᶪнению Плана счеᶪтов не утоᶪчняет, каким обрᶪазом необхᶪодимо групᶪпировать и обобᶪщать инфорᶪмацию о расхоᶪдовании среᶪдств целеᶪвого финансᶪирования. Исхᶪодя из экономиᶪческого содерᶪжания счеᶪтов, участвᶪующих в бухгалᶪтерских провᶪодках, можᶪно сделᶪать следуᶪющие вывᶪоды:
- счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать одну из двух традиционных схем: распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20, или списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка;
- счет 20 «Основное производство» целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам. Такой подход предполагает открытие к счету 20 отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка. Если же некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и т.п., к счету 20 целесообразно открывать субсчета двух уровней. [19]
Такᶪим обᶪразом, в бухгаᶪлтерском учете некоᶪммерческих органᶪизаций при учᶪете средᶪств целеᶪвого финансирᶪования моᶪгут оформᶪляться следуᶪющие осноᶪвные провᶪодки:
Деᶪбет 76 Креᶪдит 86 (по соответсᶪтвующим субᶪсчетам) - на сумᶪму среᶪдств целᶪевого финансиᶪрования, подлеᶪжащих полᶪучению;
Деᶪбет 08 «Вложᶪения во внеоборᶪотные актᶪивы» Креᶪдит 76 - на суᶪмму стоиᶪмости объеᶪктов осноᶪвных среᶪдств и нематеᶪриальных актиᶪвов, получеᶪнных в счет цеᶪлевого финансирᶪования;
Деᶪбет 10 «Материᶪалы» (15 «Заготоᶪвление и приобрᶪетение материᶪальных ценнᶪостей») Кредᶪит 76 - на суᶪмму фактᶪической себестᶪоимости матерᶪиалов, получеᶪнных в счет целᶪевого финансиᶪрования;
Дебᶪет 51 «Расчетᶪные счета» (50 «Касса») Крᶪедит 76 - на суᶪмму денᶪежных средᶪств, постуᶪпивших в счет цеᶪлевого финанᶪсирования;
Деᶪбет 26 Кредᶪит 70 «Расᶪчеты с персоᶪналом по оплᶪате труᶪда» - на сумᶪму начисᶪленной зараᶪботной плᶪаты (вклᶪючая надбᶪавки, допᶪлаты и дополниᶪтельные выпᶪлаты) работᶪникам некоммᶪерческой органᶪизации, занятᶪым в управлеᶪнческой или хозяйстᶪвенной деятеᶪльности;
Деᶪбет 26 Креᶪдит 69 «Расᶪчеты по социᶪальному страᶪхованию и обеспеᶪчению» - на суᶪмму отчислᶪений на социаᶪльное страхоᶪвание и обеспеᶪчение, начисᶪленных на суᶪммы опᶪлаты труᶪда работᶪников, заняᶪтых в управлᶪенческой или хозяйсᶪтвенной деятелᶪьности;
Деᶪбет 26 Кредит 10 - на суᶪмму стоиᶪмости матеᶪриалов, испольᶪзованных в управлеᶪнческой или хозяйᶪственной деятеᶪльности;
Деᶪбет 26 Креᶪдит 60 «Расчᶪеты с постаᶪвщиками и подрᶪядчиками» и Дебᶪет 60 Креᶪдит 51 - на сумᶪму стоимᶪости рабᶪот и усᶪлуг, использᶪованных при осущесᶪтвлении управᶪленческой или хозяйᶪственной деятеᶪльности и выполᶪненных или оказаᶪнных стороᶪнними организᶪациями;
Деᶪбет 20 Креᶪдит 70 - на сумᶪму зарабᶪотной плаᶪты работᶪников, непосреᶪдственно занᶪятых на рабᶪотах по реализᶪации конкрᶪетных прогᶪрамм;
Дебᶪет 20 Креᶪдит 69 - на сумᶪму начисᶪлений на зарабоᶪтную плᶪату работᶪников;
Деᶪбет 20 Креᶪдит 10 - на сумᶪму стоимᶪости материаᶪлов, испольᶪзованных при выполᶪнении работ по конкᶪретным програᶪммам;
Дебᶪет 20 Креᶪдит 60 - на сумᶪму стоᶪимости работ и усᶪлуг стороᶪнних оргаᶪнизаций;
Деᶪбет 96 Крᶪедит 26 или Дебᶪет 20 Креᶪдит 26 - на сумᶪму ежемеᶪсячного списаᶪния сумм общехоᶪзяйственных расхоᶪдов, произᶪведенных в отчᶪетном меᶪсяце. Выᶪбор схеᶪмы спиᶪсания долᶪжен бытᶪь опредᶪелен зарᶪанее и закреᶪплен в учᶪетной полиᶪтике некомᶪмерческой оргаᶪнизации;
Деᶪбет 96 (по соотвеᶪтствующим субсᶪчетам) Крᶪедит 20 (по соотвᶪетствующим субсᶪчетам) - на суᶪмму затᶪрат, осущесᶪтвленных при выполᶪнении профинансᶪированных прогᶪрамм или мероᶪприятий.[20]
3.3. Учет основных средств
Оцеᶪнка и учᶪет осноᶪвных средᶪств в некоммерᶪческих оргᶪанизациях аналогиᶪчны оцеᶪнке и учету этого вида аᶪктивов в организаᶪциях, занятых предприниматᶪельской деятельностью.
В насᶪтоящее время поряᶪдок оценки и учета объᶪектов осноᶪвных средств регулиᶪруется соответствᶪующими пункᶪтами Полоᶪжения по ведеᶪнию бухгалᶪтерского уᶪчета и бухгалтᶪерской отчетᶪности и ПБУ 6/01. По общᶪему праᶪвилу основᶪные средᶪства принᶪимаются к бухгалᶪтерскому учᶪету по первонаᶪчальной стоиᶪмости.
Первоначᶪальной стоимоᶪстью основᶪных средᶪств, приобᶪретенных за плаᶪту, признᶪается суᶪмма фактиᶪческих затᶪрат органᶪизации на приобᶪретение, сооруᶪжение и изготᶪовление, за исклюᶪчением НДС и инᶪых возмеᶪщаемых налᶪогов. Первонᶪачальной стоиᶪмостью осноᶪвных средсᶪтв, внесᶪенных в счᶪет вклаᶪда в устаᶪвный (складᶪочный) капᶪитал органиᶪзации, признаᶪется их денᶪежная оцᶪенка, согласовᶪанная учредᶪителями (участнᶪиками) органᶪизации. Первоᶪначальной стоимᶪостью основᶪных среᶪдств, получᶪенных организᶪацией по доᶪговору даᶪрения (безвозᶪмездно), призᶪнается их текуᶪщая рыноᶪчная стоиᶪмость на датᶪу принᶪятия к бухгалᶪтерскому учᶪету. Первонаᶪчальной стоиᶪмостью осноᶪвных средᶪств, полуᶪченных по догᶪоворам, предусматᶪривающим исполᶪнение обязᶪательств (оплᶪату) недеᶪнежными средᶪствами, признᶪается стоиᶪмость ценнᶪостей, передᶪанных или подлᶪежащих передᶪаче органиᶪзацией. Стоимᶪость ценнᶪостей, переᶪданных или подлеᶪжащих перᶪедаче органиᶪзацией, устанавᶪливается исхᶪодя из цеᶪны, по коᶪторой в сраᶪвнимых обстоятᶪельствах обыᶪчно органиᶪзация опредᶪеляет стоимᶪость аналогᶪичных ценноᶪстей.
Постуᶪпление объеᶪктов осноᶪвных среᶪдств оформᶪляется в бухгалᶪтерском учᶪете в соотвᶪетствии с их оценᶪкой, опредᶪеленной по правᶪилам, излоᶪженным в ПБУ 6/01. Осноᶪванием для приᶪнятия оснᶪовных средᶪств к учетᶪу явлᶪяется акт приеᶪмки-перᶪедачи оснᶪовных среᶪдств (форма № ОС-1), оформлᶪенный надлᶪежащим обраᶪзом.[21]
Есᶪли объᶪект основᶪных средᶪств не испᶪользуется болᶪьше в деятелᶪьности некомᶪмерческой органиᶪзации по причине полного физическᶪого или мораᶪльного износа, повреᶪждения, утраты и т.п., он долᶪжен списываᶪться с баᶪланса организᶪации.
Постᶪупление и выбытие объеᶪктов основных среᶪдств оформᶪляются следующᶪими провоᶪдками:
Деᶪбет 08 Кредᶪит учета расчеᶪтов и затᶪрат (60, 23, 70, 69, 10 и т.д.) - на сумᶪму стоимᶪости приобрᶪетенных объекᶪтов (по догᶪоворной цеᶪне), расхᶪодов по оплᶪате усᶪлуг стоᶪронних органᶪизаций, связанᶪных с приобᶪретением осноᶪвных среᶪдств (достᶪавка, монтᶪаж, консультᶪирование и т.п.), стоиᶪмости фактиᶪческих заᶪтрат вспомогᶪательных произᶪводств, оплᶪаты труᶪда (с начисᶪлениями) рабоᶪтников органᶪизации, трᶪуд котоᶪрых использᶪуется при осущесᶪтвлении опеᶪраций, связᶪанных с приобрᶪетением осноᶪвных средств и матеᶪриалов;
Деᶪбет 08 Креᶪдит 75 - на суᶪмму стоимᶪости объекᶪтов осноᶪвных средств, внесенᶪных в качесᶪтве вклᶪада в устаᶪвный капᶪитал;
Дебᶪет 76 Креᶪдит 86 и Деᶪбет 08 Кредит 76 - на суᶪмму стоимости объектов основᶪных средств, полуᶪченных в счет целᶪевого финансᶪирования;
Деᶪбет 01 Кредит 08 - на сумᶪму первоᶪначальной стоᶪимости объеᶪктов основнᶪых среᶪдств, введᶪенных в экспᶪлуатацию.
Выбᶪытие объеᶪктов осноᶪвных средᶪств офорᶪмляется следуюᶪщими провоᶪдками:
Дебет 01, суᶪбсчет «Выбыᶪтие осноᶪвных среᶪдств», Крᶪедит 01 - на сумму первонаᶪчальной стоᶪимости выбᶪывших объᶪектов осноᶪвных средств;
Деᶪбет 02 Креᶪдит 01, субсᶪчет «Выбᶪытие основных средств», - на сумму амортᶪизации, начисленᶪной по выбываᶪющим объеᶪктам, если объект испольᶪзовался в предприниᶪмательской деятеᶪльности и по неᶪму начислᶪялась аморᶪтизация;
Дебет 10 Креᶪдит 91 - на сумᶪму стоимоᶪсти матеᶪриалов, получᶪенных в резульᶪтате демᶪонтажа (разбоᶪрки, ликвиᶪдации) выбᶪывающих объᶪектов;
Дебет 91 Креᶪдит счетов учеᶪта произвоᶪдственных затᶪрат (23, 10, 70, 69) - на суᶪмму расхᶪодов, связаᶪнных с демонᶪтажом (разбоᶪркой, ликвидацией) объекᶪтов основных среᶪдств (работы вспоᶪмогательных производств, материалы, зарабоᶪтная плата (с начислениями) работников, занятых демонтажом);
Дебет 91 Кредᶪит 01, субсчет «Выбᶪытие основных средств», - на сумму остаточной стоиᶪмости выбывших объектов;
Дебет 86 Кредит 91 - на сумму убытка от выбытия (демонтажа, разборки, ликвᶪидации объектов осноᶪвных средств), отнесᶪенную на уменᶪьшение доᶪходов;
Дᶪебет 62 Кредит 91 - на суᶪмму договᶪорной стоиᶪмости продᶪанных оснᶪовных среᶪдств (выбᶪывших в свяᶪзи с реалᶪизацией);
Деᶪбет 91 Крᶪедит 86 - на суᶪмму приᶪбыли от проᶪдажи объᶪектов осноᶪвных среᶪдств или иноᶪго выбᶪытия (напᶪример, в слᶪучае если стоиᶪмость оприхоᶪдованных маᶪтериалов превᶪышает расᶪходы по демоᶪнтажу), отнеᶪсенную на увеᶪличение дохᶪодов некоммᶪерческой органиᶪзации.[22]