Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций
1.1. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
2. Общие требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.1. Учетная политика некоммерческих организаций
3. Бухгалтерский учет отдельных видов имущества и обязательств некоммерческих организаций
3.2. Учет средств целевого финансирования
Учетная политᶪика организации - это прᶪинятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно:
- первичного наблюдения;
- стоимостного измерения;
- текущей группировки;
- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета относятся:
- способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
- способы погашения стоимости активов;
- способы организации документооборота;
- способы инвентаризации;
- способы применения счетов бухгалтерского учета;
- системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
При формировании учетной политики предполагается следующее:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики в части организационного аспекта разрабатываются и утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила оценки статей бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.[12]
Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства (системы учетных регистров) - журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная, упрощенная и т.п.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Если изменения в учетную политику вносятся в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики. Если же изменение учетной политики производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или результаты деятельности некоммерческой организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей как минимум за два года, кроме случая, если оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежнᶪостью. В этом случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Рабочий план счетов организации является обязательным элементом учетной политики организации и представляет собой всю совокупность синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации. Рабочий план счетов принимается при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от изменений нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производственной, торговой и иной деятельности организации.[13]
2.2. Смета доходов и расходов
Основным документом, на основании которого некоммерческая организация осуществляют деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Смета составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и напраᶪвлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.
Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:
- вступительные членские взносы;
- взносы учредителей;
- добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;
- целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);
- ассигнования из бюджета;
- доходы от внереализационных операций;
- средства от собственной предпринимательской деятельности.
Унифицировᶪанной формы смᶪеты доходов и расᶪходов, утвержᶪденной на федеральном урᶪовне и обязательной к примᶪенению всеми некомᶪмерческими органиᶪзациями, не существует. Это в значиᶪтельной степени обусᶪловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выᶪполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовᶪательно, форма сметы, состав и структура показателей, а тᶪакже система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.[14]
Каждая строка сметы доᶪлжна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом.
Доходная часть сметы:
- взносы учредителей. Доходы этого вида не могут быть постоянными - они возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года;
- вступительные взносы. Данный вид доходов может поступать в течение всего срока ее функционирования. Точное планирование этого вида доходов довольно затруднительно, но при определенной постановке аналитической работы на основании данных о количестве новых членов в предыдущие годы можно сделать достаточно удовлетворительный прогноз.
- членские взносы. Таблице условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;
- добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны. При хорошей работе необходимые суммы будут изысканы, и потребности в денежных средствах или иных активах будут удовлетворены полностью. Если же поиск добровольных жертвователей окажется неудачным, придется секвестировать расходную часть сметы, то есть выполнять только те мероприятия, которые обеспечены необходимыми средствами;
- целевое финансирование. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;
- поступления от предпринимательской деятельности. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг);
- строка «Итого доходов». По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.
Расходная часть смᶪеты.
- заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию;
- начисления на заработную плату (включая взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на два отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты;
- коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги;
- административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;
- хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.). Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта;
- целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов. В учебных целях в примере приведены цифры, из которых можно сделать вывод о том, что размер поступлений будет существенно колебаться по кварталам года, а расходы будут равномерными. Инвестор планирует перечисления исходя из своих возможностей, а задача некоммерческих организаций - обеспечить равномерное использование полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;
- прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;
- резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды. Наиболее рациональным представляется установление резерва исходя из общей суммы расходов (без учета резерва).
Аналогᶪичным порядᶪком разрабатыᶪваются вспомᶪогательные формы отчетных документов.[15]
3. Бухгалтерский учет отдельных видов имущества и обязательств некоммерческих организаций
3.1. Учет уставного фонда
Общие принципы учета уставного фонда некоммерческих организаций аналогичны принципам учета уставного капитала коммерческих организаций: в бухгалтерсᶪком учете отражается величина уставного фонда, зарегистрированная в учредительных документах. Уставный фонд и фактическая задолженность учредителей (учасᶪтников) по вкладам в уставный фонд учитываются и отражаются в отчетности отдельно. Следовательно, для правильной организацᶪии учета уставного фонда слеᶪдует открыть субсчета к счету 80 «Уставный капитал» в соответствии с особенностями его формирования. Для обеспечения поставленной цели в некоммерческих организациях достаточно открыть два субсчета: 80-1 «Объявленный размер уставноᶪго фонда» и 80-2 «Оплаченная задолженность учредителей».
Отражение операций по формированию уставного фонда в некоммерческих органᶪизациях осуществляется следуᶪющими проводками:
Дебет 75 Кредит 80-1 - на сумму уставного фонда, зафиксированную в учредительных документах;
Дебет 80-2 Кредит 80-3 - на сумму стоимости оплаты, произведенной учредителями. Проводка делᶪается одновременно с отражением в учете факта поступления активов (Дебет счетов учета имущества и денежных средств Кредит 75).
В дальнейшем операции по формиᶪрованию уставного капитала отражаются только на счете 75.
Если учредителями являются физические лица, то наиболее вероятной формой взноса в уставный капитал (оплаты акций) будет являться внесение денежных средств в кассу или на расчетный счет, то есть должна быть оформлена следующая проводка:
Дебет 50 (51) Кредит 75 - на сумму оплаченного взноса.
При формировании уставного фонда и отражении в учете соответствующих оперᶪаций необходимо иметь в виду следующие особенности:
- при оплате взносов основными средствами и объектами незавершенного строительства погашение задолженности по вкладу в уставный капитал производится на основании акта приемки-передачи. При поступлении внеоборотных активов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал (за исключением оборудования к установке), их стоимость первоначально зачисляется на счет 08. Если согласованная оценка включает только стоимость передаваемых объектов без учета транспортных и иных аналогичных расходов, а также расходов по доведению объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на расчеты с учредителями относится только стоимость объектов. Прочие затраты, увеличивающие первоначальную стоимость объектов основных средств и объектов нематериальных активов, относятся на счет 08 в корреспонденции со счетами учета расчетов или производственных затрат (если те или иные работы выполняются своими силами). Формирование первоначальной стоимости оборудования к установке как имущества, относящегося к материально-производственным запасам, осуществляется в порядке, принятом в организации для формирования фактической себестоимости материалов;
- при оплате взноса материалами оценка должна производиться по рыночным ценам. Передающая сторона должна своевременно списать на стоимость передаваемых материалов суммы их дооценки (уценки), если дооценка (уценка) производилась, а также суммы отклонений в стоимости материалов (числящиеся по учету на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», если учет организуется с использованием этого счета) и транспортно-заготовительных расходов в части, приходящейся на стоимость передаваемых ценностей. В данном случае могут также иметь место расходы по доведению ценностей до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. При этом стоимость поступивших материалов в сумме, равной согласованной учредителями (или подтвержденной независимым оценщиком) оценке, отражается по дебету счета 10 «Материалы» (или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», если организацией принят такой метод формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов) и кредиту счета 75. Прочие расходы относятся в дебет счета 10 (или 15) в корреспонденции со счетами учета расчетов или производственных затрат. Таким образом, не требуется уточнения задолженности учредителя и, соответственно, размера уставного фонда;
- при оплате задолженности товарами следует иметь в виду, что основной деятельностью некоммерческих организаций торговля быть не может. Следовательно, товары должны отражаться в учете как другие виды материально-производственных запасов, а именно: материалы или оборудование к установке:
- оплата взноса готовой продукцией, товарами отгруженными, дебиторской задолженностью или выполненными этапами по незавершенным работам невозможна в принципе, так как это имеет смысл только применительно к продукции основного производства, то есть только в той организации, которая производит данную продукцию, товары или работы. У передающей стороны материальные ценности могут быть списаны с этих счетов, но у принимающей они должны приходоваться на соответствующих счетах производственных запасов или внеоборотных активов (дебиторская задолженность или задолженность по товарам отгруженным должна быть оформлена в виде каких-либо финансовых обязательств).[16]