Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ БАНКА
1.1. Понятие банковских рисков и причины их возникновения
1.2. Понятие кредитного риска, их виды и факторы их обусловливающие
1.3. Способы управления кредитными рисками банка
2.1. Понятие «качество» кредитного портфеля банка, показатели, его характеризующие
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в размещении банком, являющимся коммерческой организацией, привлеченных ресурсов от собственного имени, на свой страх и риск для получения дохода. В международной практике рассматривается качество активов наравне с достаточностью капитала как фундаментальное условие, определяющее финансовое банковское благополучие. К тому же, существует непосредственная зависимость достаточности капитала от степени надежности размещения банком средств в активные операции. Если надежность размещения обещает стопроцентную гарантию возврата, банку для продолжения собственной устойчивой деятельности необходимо намного меньше капитала, чем в процессе размещения средств в активные операции с высоким риском, который приводит к потерям.
Следует характеризовать активные банковские операции разнородность с точки зрения экономического содержания, и их качества и доходности.
Доля активных банковских операций является безальтернативным размещением его средств (в фонд обязательного резервирования, на корсчет в РКЦ и т.п.), позволяя банку стабильно работать, но, не принося дохода. Иные типы размещения могут выступить в качестве высокодоходных, но весьма рискованных. В связи с чем, каждым коммерческим банком должны быть определены собственные рыночные приоритеты и специализация в любой временной период деятельности.
В качестве основы активных операций и одного из наиболее важных направлений деятельности коммерческого банка необходимо считать операции кредитования. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйствующие субъекты, население, государство и сами банки.
Актуальность темы заключается в том, что проблема управления рисками в банковском менеджменте является одной из наиболее значимых. Изменения, происходящие в последнее десятилетие на мировых финансовых рынках, бурный рост спекулятивных операций и операций с производными финансовыми инструментами обострили внимание к управлению и оценке рыночного риска.
Вместе с тем, российские банки только накапливают опыт оценки и управления рыночными рисками, что требует всестороннего изучения теоретических разработок и практических предложений, имеющихся в мировой и отечественной банковской практике. Одновременно рыночные риски становятся объектом все возрастающего внимания Базельского комитета. Банком России предпринимаются определенные шаги по формированию в коммерческих банках действенных систем внутреннего контроля, в том числе и за рыночными рисками. Однако данный процесс усложняется недостатками в разработке теоретико-методологических вопросов оценки и управления, а также одновременным переходом банковской системы России на Международные Стандарты Финансовой Отчетности. Совокупность этих факторов в целом не позволяет системно организовать работу по оптимизации процессов оценки и управления рыночными рисками.
Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.
Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей и т.п.
Исчерпав потенциал роста в корпоративном секторе, российские банки обратили пристальное внимание на рынок розничных услуг.
Целью данной работы является исследование управления кредитными рисками на примере ПАО «МКБ».
В данной работе будут решены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие банковского риска и его факторы;
- Рассмотреть принципы управления кредитными рисками банка;
- Дать общую характеристику деятельности ПАО «МКБ»;
- Проведен анализ процесса управления рисками на примере ПАО «МКБ»;
- Даны рекомендации по совершенствованию управления рисками ПАО «МКБ».
Предметом исследования выступает система управления кредитными рисками банка.
Объектом исследования выступает коммерческий банк ПАО «МКБ».
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ БАНКА
1.1. Понятие банковских рисков и причины их возникновения
Проблеме управления риском отведено одно из ключевых мест в банковской международной теории и практике. Вместе с тем, как в России, так и за рубежом, внимание уделяется риску, связанному с кредитами, поскольку им принадлежит значительная доля в составе активных операций коммерческих банков, они выступают в качестве одной из наиболее рискованных и прибыльных операций на сегодняшний день.
В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность потерь, вытекающая из специфики хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляет собой коммерческий риск. Коммерческий риск означает неуверенность в возможном результате и его неопределенность. Составной частью коммерческих рисков являются финансовые риски, связанные с вероятностью потерь каких-либо денежных сумм или их недополучением.
Риски делятся на два вида: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата.
Финансовые риски относятся к спекулятивным. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций.
Риск — это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития. Эти отклонения могут быть как позитивными, так и негативными. В первом случае речь идет о шансах получить прибыли, во втором — о риске иметь убытки.
Традиционно кредитный риск определяется как риск невозврата денег должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. В определении сущности кредитного риска существуют различные подходы. Одни авторы включают в понятие «кредитный риск» опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Другие понятие кредитного риска связывают с получаемой банками прибылью: кредитный риск — это возможное падение прибыли банка и даже потеря части акционерного капитала в результате неспособности заемщика погашать и обслуживать долг. Такой подход отражает лишь одну сторону воздействия кредитного риска на прибыль банка — отрицательную, связанную с негативными последствиями кредитования. В то же время исход кредитной сделки может быть и положительным, не исключая при этом наличия определенного уровня риска на протяжении действия кредитного договора.
В основе другого определения кредитного риска лежит неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии выполнить свои обязательства в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Это может быть вызвано:
а) неспособностью должника создать адекватный будущий денежный поток в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями в деловом, экономическом или политическом окружении, в котором оперирует заемщик;
б) неуверенностью в будущей стоимости и качестве (ликвидности и возможности продажи на рынке) залога под выданный кредит;
в) кризисами в деловой репутации заемщика.
Кредитный риск в одинаковой степени относится как к банкам, так и к клиентам и может быть связан с вероятностью спада производства или спроса на продукцию определенной отрасли, невыполнением по каким-то причинам договорных отношений, трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку) и форс-мажорными обстоятельствами.
В первоначальных трактовках к кредитным рискам относили «прочие виды финансовых рисков», отличающиеся от других видов рисков (например, кредитных и рыночных). Данное определение, построенное от противного, наталкивает на мысль о неполном знании предмета исследования, ведь существует огромное количество банковских рисков и давать такое широкое определение кредитным рискам кажется некорректно.[1]
Другой подход к определению кредитных рисков вытекает из области его появления, который связан в первую очередь с осуществлением финансовых операций. Сюда относятся технические сбои оборудования, сбои технологических систем, человеческий фактор (ошибки при подсчетах, обработке данных), но исключаются риски, связанные с мошенничеством внутри организации, неправильным использованием моделей при оценке финансовых инструментов.
Существуют и другие подходы к определению сущности кредитных рисков.
Белоглазова Г.Н. считает, что существующая трактовка Банка России развернутая, но достаточно громоздкая, что затрудняет восприятие, а определение в материалах нового документа Базельского комитета носит универсальный характер, включая полный перечень причин возникновения кредитных рисков и проблем, связанных с ними: «Кредитный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий».[2] Кроме того Базельским комитетом особо подчёркивается, что кредитный риск включает также правовой (юридический), но не включает стратегический и репутационный риски.
1.2. Понятие кредитного риска, их виды и факторы их обусловливающие
После принятия того факта, что в деятельности любого банка, как и в деятельности любой другой финансовой организации кредитные риски неизбежны, важно выявить все возможные факторы их возникновения для классификации рисков с тем, чтобы в будущем по возможности свести их к минимуму.[3]
Выделяют, по крайней мере, пять источников кредитных рисков: неудовлетворительное качество управления, недостатки в функционировании систем, действия персонала, организация процессов, а также форс-мажорные обстоятельства. Таким образом, четыре из пяти факторов возникновения кредитных рисков связаны тем или иным образом с работой персонала: несоблюдение внутренних процедур и регламентов, хищения, злоупотребления, ошибки в принятии управленческих решений, недостаточная компетентность кадров и низкий уровень их квалификации. Более того, даже в тех случаях, когда убытки возникают вследствие сбоев в работе коммуникаций, информационных систем и вычислительной техники, причиной их появления чаще всего является человек. Данные факторы были изучены на основе таблиц авторов учебных пособий Лаврушина О.И. и Костюченко Н.С. и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы возникновения кредитного риска
Качество управления |
Риски систем |
Человеческий фактор |
Процессы |
Форс-мажор |
– ошибки в принятии решений; – недостаток привлекаемых данных; – игнорирование предупредительных сигналов; – низкая квалификация персонала |
– применение устаревших технологий; – низкая эффективность систем; – недостаточная надежность систем; – несовмести-мость систем |
– мошенни-чество; – нехватка кадров; – некомпетент-ность персонала |
– оценка ценных бумаг; – перевод денег; – риск поставки; – риски контрагентов; – недоста-точный контроль |
– наводнения; – терроризм; – войны; – волнения; – забастовки; – проблемы с поставщи-ками |
Грамотный менеджер должен помнить, что одним из самых главных активов его компании является персонал, что обусловлено высокими расходами на его содержание. Ошибки персонала могут привести к весьма плачевным последствиям для компании. Прежде всего, это касается ошибок в области управления и качества принимаемых решений вследствие низкого уровня квалификации кадров, игнорирования предупредительных сигналов поджидающих банк опасностей, ограниченного круга данных при принятии решения.